Файл: Конспект лекций по Информационным системам в экономике.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
обстановки своевременно формировать необходимые решения;
• замкнутым, предполагающим осуществление контроля исполнения и анализ результатов реализации принятых решений (т.е. с отрицательной обратной связью).
Полная формализация нахождения наилучшего (в соответствии с критерием) решения возможна только для хорошо изученных задач. Но на практике чаще встречаются слабоструктурированные задачи, для которых формализованных алгоритмов не разработано (за исключением трудоемкого метода полного перебора).
4.5.2.
ЭС и СППР в формировании управленческих решений
Характерной особенностью ЭС и СППР является их позиционирование на работу со слабоструктурированными задачами, решение которых не может быть осуществлено на основе формальных математических методов.
К слабоструктурированным задачам относятся задачи управления экономическими объектами в условиях неопределенности, прогнозирование их состояния на различных временных горизонтах, поиск оптимального (в смысле заданного множества критериев) решения на множестве допустимых альтернатив, определение моделей сложных систем или процессов и др.
Для ЭС и СППР базовыми являются операции, объединяемые процедурой анализа, прогноза, подготовки альтернативных вариантов управленческих решений.
Экспертные системы — это специализированные компьютерные программы различного уровня сложности и, значит, различного уровня эффективности. Они основываются на моделировании процесса принятия решения экспертом с применением компьютера и разработок в области искусственного интеллекта, при этом используются не только данные и информация, но и знания, улучшающие принимаемое человеком решение.
СППР — это интерактивная информационная система, обеспечивающая поддержку пользователям (менеджерам) при подготовке и принятии управленческих решений для слабоструктурированных задач в процессе проводимого ими аналитического моделирования на основе реализуемого системой набора информационных технологий.
В процессе работы СППР также используется определенный набор ИТ, опирающихся на имеющиеся ресурсы (БД, БЗ, компьютеры и средства коммуникаций), однако менеджер имеет возможность влиять на процесс поиска решений. Технология поддержки формирования управленческих решений в отличие от технологии подготовки отчетов в ИС реализуется под управлением со стороны менеджера. В СППР процессы формирования результатов обработки и их использования неотделимы друг от друга.
При схожести используемых в ЭС и СППР технологических решений между этими системами существует ряд принципиальных отличий:
•
СППР ориентирована на решение задач управления в конкретной сфере деятельности;
•
СППР не предполагает привлечения экспертов к решению той или иной слабоструктурированной задачи;
•
СППР, как инструментальное средство (система средств), предоставляет пользователю значительную свободу в организации процесса поиска приемлемых вариантов управленческих решений.
С технологической точки зрения СППР можно рассматривать как систему,
• замкнутым, предполагающим осуществление контроля исполнения и анализ результатов реализации принятых решений (т.е. с отрицательной обратной связью).
Полная формализация нахождения наилучшего (в соответствии с критерием) решения возможна только для хорошо изученных задач. Но на практике чаще встречаются слабоструктурированные задачи, для которых формализованных алгоритмов не разработано (за исключением трудоемкого метода полного перебора).
4.5.2.
ЭС и СППР в формировании управленческих решений
Характерной особенностью ЭС и СППР является их позиционирование на работу со слабоструктурированными задачами, решение которых не может быть осуществлено на основе формальных математических методов.
К слабоструктурированным задачам относятся задачи управления экономическими объектами в условиях неопределенности, прогнозирование их состояния на различных временных горизонтах, поиск оптимального (в смысле заданного множества критериев) решения на множестве допустимых альтернатив, определение моделей сложных систем или процессов и др.
Для ЭС и СППР базовыми являются операции, объединяемые процедурой анализа, прогноза, подготовки альтернативных вариантов управленческих решений.
Экспертные системы — это специализированные компьютерные программы различного уровня сложности и, значит, различного уровня эффективности. Они основываются на моделировании процесса принятия решения экспертом с применением компьютера и разработок в области искусственного интеллекта, при этом используются не только данные и информация, но и знания, улучшающие принимаемое человеком решение.
СППР — это интерактивная информационная система, обеспечивающая поддержку пользователям (менеджерам) при подготовке и принятии управленческих решений для слабоструктурированных задач в процессе проводимого ими аналитического моделирования на основе реализуемого системой набора информационных технологий.
В процессе работы СППР также используется определенный набор ИТ, опирающихся на имеющиеся ресурсы (БД, БЗ, компьютеры и средства коммуникаций), однако менеджер имеет возможность влиять на процесс поиска решений. Технология поддержки формирования управленческих решений в отличие от технологии подготовки отчетов в ИС реализуется под управлением со стороны менеджера. В СППР процессы формирования результатов обработки и их использования неотделимы друг от друга.
При схожести используемых в ЭС и СППР технологических решений между этими системами существует ряд принципиальных отличий:
•
СППР ориентирована на решение задач управления в конкретной сфере деятельности;
•
СППР не предполагает привлечения экспертов к решению той или иной слабоструктурированной задачи;
•
СППР, как инструментальное средство (система средств), предоставляет пользователю значительную свободу в организации процесса поиска приемлемых вариантов управленческих решений.
С технологической точки зрения СППР можно рассматривать как систему,
расширяющую аналитические функции КИС и повышающую эффективность ее использования в целом.
4.5.3.
ИТ интеллектуального анализа данных
Современные подходы к исследованию поведения сложных систем, в том числе и экономических систем, во многом базируются не на классическом интегрально- дифференциальном математическом аппарате, а на методах НАД, основу которых составляют методы искусственного интеллекта, реализуемые НС, ГА, системами нечеткой логики (HJI) и др. Одной из наиболее важных особенностей методов ИАД является их способность работы с неточными (зашумленными) данными. Это позволяет достичь точности, достаточной для практической потребности, и, как правило, от пользователей не требуются специальные математические знания. Большинство специализированных пакетов, реализующих методы искусственного интеллекта, обеспечивают пользователям возможность работы с ними в рамках терминологии конкретной предметной области.
За рубежом для обозначения сферы ИДД используются термины Data Mining (DM) и
Knowledge Discovery in Databases (KDD). DM трактуется как операции по извлечению полезной информации, отдельных паттернов (образцов, шаблонов), фрагментов знаний из данных, хранящихся в БД. Основными задачами использования инструментов KDD являются поиск функциональных, логических и других закономерностей (моделей знаний) в больших многомерных массивах данных, построение моделей и правил, которые объясняют найденные аномалии и (или) прогнозируют развитие некоторых процессов. KDD больше соответствует формированию знаний на основе своего рода заготовок знаний, полученных в результате применения DM.
Таким образом, методы ИАД обеспечивают максимально достижимый в современных условиях уровень извлечения информации и знаний из имеющихся данных и создание высокоуровневых моделей для БЗ. Именно реализация методов ИАД в составе
ЭС и СППР обеспечивает им потенциально высокую эффективность решения задач управления экономическими объектами в условиях существенной неопределенности.
Системы
на
основе
нейрокомпьютерных
технологий.
Компонентами нейротехнологий являются нейронные компьютеры и процессоры, а также НС как класс специализированных алгоритмов. В НС реализуются попытки моделирования взаимодействия нейронов аналогично их функционированию в мозге человека.
В основе построения искусственных НС используется подход, реализующий логически функционирующую систему, состоящую из большого числа связанных между собой простых элементов. С большим уровнем упрощения подобную систему можно рассматривать как совокупность взаимодействующих «искусственных нейронов».
Каждый такой нейрон реализуется в виде сумматора, на вход которого поступают взвешенные сигналы с выходов нейронов предшествующего уровня.
Следует запомнить
•
К типовым технологическим операциям, выполняемым в рамках информационных систем, относятся: сбор и регистрация информации, ее передача, обработка, вывод, хранение, накопление, защита, поиск, анализ, прогноз, подготовка ва- риантов решений. Основу инструментальных средств, реализующих эти операции, составляет программное и техническое обеспечение современных ИТ.
4.5.3.
ИТ интеллектуального анализа данных
Современные подходы к исследованию поведения сложных систем, в том числе и экономических систем, во многом базируются не на классическом интегрально- дифференциальном математическом аппарате, а на методах НАД, основу которых составляют методы искусственного интеллекта, реализуемые НС, ГА, системами нечеткой логики (HJI) и др. Одной из наиболее важных особенностей методов ИАД является их способность работы с неточными (зашумленными) данными. Это позволяет достичь точности, достаточной для практической потребности, и, как правило, от пользователей не требуются специальные математические знания. Большинство специализированных пакетов, реализующих методы искусственного интеллекта, обеспечивают пользователям возможность работы с ними в рамках терминологии конкретной предметной области.
За рубежом для обозначения сферы ИДД используются термины Data Mining (DM) и
Knowledge Discovery in Databases (KDD). DM трактуется как операции по извлечению полезной информации, отдельных паттернов (образцов, шаблонов), фрагментов знаний из данных, хранящихся в БД. Основными задачами использования инструментов KDD являются поиск функциональных, логических и других закономерностей (моделей знаний) в больших многомерных массивах данных, построение моделей и правил, которые объясняют найденные аномалии и (или) прогнозируют развитие некоторых процессов. KDD больше соответствует формированию знаний на основе своего рода заготовок знаний, полученных в результате применения DM.
Таким образом, методы ИАД обеспечивают максимально достижимый в современных условиях уровень извлечения информации и знаний из имеющихся данных и создание высокоуровневых моделей для БЗ. Именно реализация методов ИАД в составе
ЭС и СППР обеспечивает им потенциально высокую эффективность решения задач управления экономическими объектами в условиях существенной неопределенности.
Системы
на
основе
нейрокомпьютерных
технологий.
Компонентами нейротехнологий являются нейронные компьютеры и процессоры, а также НС как класс специализированных алгоритмов. В НС реализуются попытки моделирования взаимодействия нейронов аналогично их функционированию в мозге человека.
В основе построения искусственных НС используется подход, реализующий логически функционирующую систему, состоящую из большого числа связанных между собой простых элементов. С большим уровнем упрощения подобную систему можно рассматривать как совокупность взаимодействующих «искусственных нейронов».
Каждый такой нейрон реализуется в виде сумматора, на вход которого поступают взвешенные сигналы с выходов нейронов предшествующего уровня.
Следует запомнить
•
К типовым технологическим операциям, выполняемым в рамках информационных систем, относятся: сбор и регистрация информации, ее передача, обработка, вывод, хранение, накопление, защита, поиск, анализ, прогноз, подготовка ва- риантов решений. Основу инструментальных средств, реализующих эти операции, составляет программное и техническое обеспечение современных ИТ.
•
При развитии КИС основное внимание уделяется ее функциональности, производительности, масштабируемости, стоимости, способности адаптации к быстро изменяющимся условиям деловой среды.
•
Современный этап развития ИТ характеризуется широким использованием интегрированных решений, реализующих технологию «клиент-сервер» при работе с ресурсами как в локальных, так и в глобальных компьютерных сетях. Усиливается применение трехзвенных реализаций технологии «клиент-сервер» с добавлением серверов приложений.
•
Особая роль в реализации современных технологий, в том числе web-технологий, принадлежит сети Интернет, обеспечивающей поддержку функционирования различных служб (электронной почты, www, платежных систем и др.) в режиме on-line.
•
В рамках АРМ при работе пользователей широко применяются как диалоговый режим обработки данных, обеспечивающий интерактивный характер воздействия пользователя на процесс обработки, так и пакетный режим, позволяющий максимально автоматизировать (ускорять) процесс обработки. Основными типами пользовательских интерфейсов являются WIMP- и web-интерфейсы, в наибольшей степени обеспечивающие конкретность, наглядность и удобство работы пользователей.
•
Общим направлением развития ИТ является их интеллектуализация, опирающаяся на различные подходы в области систем искусственного интеллекта (НС,
ГА, НЛ). Использование подобных технологий позволяет повысить степень извлечения знаний из имеющейся информации (зачастую противоречивой и недостаточной) и тем самым усилить обоснованность принимаемых решений.
•
Современными инструментальными средствами повышения эффективности формирования управленческих решений в условиях существенной неопределенности являются ЭС и СППР.
Вопросы для самоконтроля
1.
Определите состав типовых процедур и операций ИТ.
2.
Каковы основные различия между OLAP- и OLTP-системами?
3.
Рассмотрите наиболее важные особенности технологий «файл- сервер» и «клиент-сервер».
4.
Охарактеризуйте основные компоненты компьютерных сетей.
5.
В чем заключаются особенности современных концепций развития ИТ?
6.
Приведите основные технические характеристики современных компьютеров, укажите отличия в характеристиках между рабочими станциями и серверами.
7.
Охарактеризуйте особенности различных вариантов доступа пользователей к сети
Интернет.
8.
Обоснуйте предпосылки создания интегрированных ИТ в экономике.
9.
Опишите особенности web-технологий и их роль в современном мире.
10.
Определите содержательные отличия между АРМ и рабочей станцией.
11.
Рассмотрите возможности использования сети Интернет в сфере экономики на современном этапе.
12.
В чем состоит роль программных продуктов компании Microsoft при организации
АРМ экономиста?
13.
Приведите примеры использования наиболее современных ИТ в финансово-
кредитной деятельности.
14.
Проведите сравнительный анализ особенностей диалогового и пакетного режимов, обоснуйте целесообразность их параллельного использования при работе с АРМ.
15.
Охарактеризуйте взаимосвязь АРМ с понятиями «тонкий клиент» и «толстый клиент».
16.
Какова роль эргономических требований при создании АРМ экономиста?
17.
Опишите возможности применения нейросетевых технологий в сфере экономики.
18.
Благодаря каким качествам ВРМ-системы потенциально способны повлиять на повышение эффективности управления?
19.
В чем состоят отличительные особенности СППР?
20.
Могут ли ЭС заменить собой СППР?
Тесты
1.
Какая взаимосвязь существует между терминами «техническое обеспечение» и
«технологическое обеспечение» применительно к информационным системам?
а) это — синонимы;
б) техническое обеспечение — часть технологического обеспечения;
в) технологического обеспечения — часть технического обеспечения;
г) данные термины не связаны друг с другом.
2.
Качество какого пользовательского интерфейса наиболее важно для пользователя, работающего в системе с трехзвенной клиент-серверной архитектурой?
а) реализованного на сервере приложений;
б) реализованного на сервере баз данных;
в) реализованного на компьютере клиента; г) они одинаково важны для пользователя.
14.
Проведите сравнительный анализ особенностей диалогового и пакетного режимов, обоснуйте целесообразность их параллельного использования при работе с АРМ.
15.
Охарактеризуйте взаимосвязь АРМ с понятиями «тонкий клиент» и «толстый клиент».
16.
Какова роль эргономических требований при создании АРМ экономиста?
17.
Опишите возможности применения нейросетевых технологий в сфере экономики.
18.
Благодаря каким качествам ВРМ-системы потенциально способны повлиять на повышение эффективности управления?
19.
В чем состоят отличительные особенности СППР?
20.
Могут ли ЭС заменить собой СППР?
Тесты
1.
Какая взаимосвязь существует между терминами «техническое обеспечение» и
«технологическое обеспечение» применительно к информационным системам?
а) это — синонимы;
б) техническое обеспечение — часть технологического обеспечения;
в) технологического обеспечения — часть технического обеспечения;
г) данные термины не связаны друг с другом.
2.
Качество какого пользовательского интерфейса наиболее важно для пользователя, работающего в системе с трехзвенной клиент-серверной архитектурой?
а) реализованного на сервере приложений;
б) реализованного на сервере баз данных;
в) реализованного на компьютере клиента; г) они одинаково важны для пользователя.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Тема 5 Информационные ресурсы и технологии управления фирмой
Цель организации информационной технологии управления фирмой Задачи управления фирмой и основные организационные аспекты их внедрения
Техническая база организации информационной технологии управления фирмой
Организация сетевой технологии для эффективного управления функционированием фирмы
Внедрение программных комплексов для решения основных функциональных задач управления фирмой
Информация как основной фактор принятия оптимального управленческого решения на базе информационной технологии
5.1. Информационные ресурсы и технологии в системе управления фирмой
В современных условиях развития рыночных отношений управленческая деятельность является одним из важнейших факторов функционирования и развития промышленных фирм
1
. Эта деятельность основывается на актуальных информационных ресурсах и постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и других параметров продукции, усложнением хозяйственных связей. Большую роль в этих условиях играет внедрение прогрессивных методов со- временной информационной технологии управления, охватывающих все информационные ресурсы фирмы, изменение организационных форм и структуры фирмы, повышение значения транснациональных корпораций в международных хозяйственных связях.
Современные информационные технологии являются основой управленческой деятельности фирмы. Успех коммерческой и предпринимательской деятельности связан с муниципальными, банковскими, биржевыми информационными системами, информатизацией оптовой и розничной торговли, служб управления трудом и занятостью, созданием банка данных рынка товаров и услуг, развитием центров справочной и аналитико-прогнозной котировочной информации, коммуникационными связями для электронного обмена данными и т.д.
Современная информационная технология управления фирмой является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций над информацией в информационной системе экономического объекта для принятия оптимального управленческого решения, которое связано с основной функцией любого предприятия — выпуском готовой продукции в целях получения экономических результатов от реализации этой продукции.