Файл: Ведение расчетных операций. Раздел i. Основы организации расчетных операций.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2) о плательщике — юридическом лице (наименование, номер банковского счета, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации).
При отсутствии в расчетном или ином документе, содержащем поручение плательщика, или неполучении иным способом информации о физическом лице, о юридическом лице кредитная организация, в которой открыт банковский счет плательщика, обязана отказать в выполнении поручения плательщика.
При осуществлении операций с денежными средствами, в том числе с использованием программно-технических средств, кредитные организации вправе самостоятельно осуществлять заполнение расчетных документов плательщиков с использованием информации, полученной от плательщиков, в том числе при осуществлении процедуры идентификации.
Исключение составляют следующие операции:
- безналичные расчеты, осуществляемые кредитной организацией по банковским счетам на сумму, не превышающую 15 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 руб.;
- безналичные расчеты по банковским счетам, открытым в одной кредитной организации;
- безналичные расчеты, осуществляемые с использованием платежных карт;
- безналичные расчеты, осуществляемые между кредитными организациями либо между кредитной организацией и иностранным банком от своего имени и за свой счет;
- переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, осуществляемые кредитными организациями на сумму, не превышающую 15000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15000 руб. Формы безналичных расчетов (рис. 1.9) избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (далее — основной договор).
1.4. Порядок проведения расчетных операций в коммерческих банках.
Внутренние документы не могут содержать положения, противоречащие законодательству. Содержание внутренних документов кредитной организации включает: порядок составления распоряжений; порядок выполнения процедур приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений; порядок исполнения распоряжений.
Банк обязан обеспечить возможность воспроизведения, в том числе по запросу, в электронном виде и на бумажных носителях (в формах, установленных для соответствующих распоряжений) принятых к исполнению и исполненных распоряжений в электронном виде.
Распоряжение плательщика или получателя средств в электронном виде защищается электронной подписью, аналогом собственноручной подписи и (или) кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).
На рисунке 1.10 схематично представлены процедуры приема к исполнению распоряжений.
Процедуры исполнения распоряжений включают:
1) исполнение распоряжений в порядке, установленном банками, посредством списания денежных средств с банковского счета плательщика, зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, выдачи наличных денежных средств получателю средств либо учета информации об осуществленных переводах электронных денежных средств;
2) частичное исполнение распоряжений;
3) подтверждение исполнения распоряжений.
Банки могут дополнительно устанавливать (в том числе в договорах) иные процедуры исполнения распоряжений, включая порядок уточнения реквизитов распоряжений, возврата денежных средств, которые не могут быть зачислены (выданы) получателю средств, а также порядок исполнения распоряжений, включенных в реестры (в том числе частичное исполнение распоряжений).
Порядок процедур исполнения распоряжений (в том числе распоряжений на общую сумму с реестрами) устанавливается кредитными организациями и доводится до клиентов, взыскателей средств, кредитных организаций в договорах, документах, разъясняющих порядок процедур исполнения распоряжений, а также путем размещения информации в местах обслуживания клиентов.
Если иное не предусмотрено законодательством или договором, банк получателя средств устанавливает порядок зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств, при этом допускается зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств по двум реквизитам: номеру банковского счета получателя средств и иной информации о получателе средств.
Допускается частичное исполнение распоряжений плательщиков, получателей средств, включая распоряжения, по которым дан частичный акцепт плательщика, взыскателей средств, которое оформляется платежным ордером в электронном виде или на бумажном носителе.
Частичное исполнение распоряжения плательщика (получателя средств) в электронном виде или на бумажном носителе, переданного в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету, подтверждается в порядке, установленном банком, посредством:
- направления плательщику (получателю средств) извещения в электронном виде с указанием реквизитов платежного ордера или направления платежного ордера в электронном виде с указанием даты исполнения;
- представления плательщику (получателю средств) экземпляра исполненного платежного ордера на бумажном носителе с указанием даты исполнения, проставлением штампа банка и подписи уполномоченного лица банка.
Исполнение распоряжений, в том числе частичное исполнение распоряжений, подтверждается не позднее рабочего дня, следующего за днем исполнения распоряжения (рис. 1.11).
Для идентификации участников расчетов в системе технических и телекоммуникационных средств банка используется процедура контроля имени и пароля доступа в телекоммуникационную и автоматизированную банковскую системы банка.
Идентификация участника системы расчетов банка по тому или иному расчетному документу производится на основании расчетных реквизитов, указанных в платеже, в первую очередь банковского идентификационного кода (БИК), во вторую —уникального номера подразделения банка как участника системы расчетов банка, в третью — на основе текстовых полей расчетного документа (наименование получателя или назначение платежа).
Для создания и проверки защиты информации используются программно-технические и иные средства в порядке, устанавливаемом банком. Использование средств защиты информации регламентируется внутренними документами.
Электронный платежный документ, зашифрованный с использованием средств криптозащиты информации, удостоверяет факт составления и подписания электронного документа от имени участника системы расчетов банка. Электронные расчетные документы, подписанные электронной подписью, признаются имеющими равную юридическую силу с другими формами поручений владельцев счетов, подписанными ими собственноручно. Достоверность электронного платежного документа, защищенного системой криптозащиты информации и направленного в банк получателя (банк-посредник) , считается подтвержденной, если выполнение получателем установленных процедур проверки защиты информации дает положительный результат. Результаты проверки фиксируются с использованием электронных средств.
Каждый банк несет ответственность перед своим клиентом за неисполнение (ненадлежащее исполнение) его распоряжений клиента, вызванное их расхождениями с расчетными документами, защищенными системой криптозащиты информации подразделения банка. Доказательство правильности исполнения поручения клиента лежит на банке. После процедур приема к исполнению распоряжений плательщика (получателя) расчетные документы на перевод денежных средств передаются на обработку в расчетные подразделения банка.
При осуществлении перевода денежных средств получателям, обслуживающимся в других кредитных организациях, банк плательщика изготавливает электронные копии расчетных документов клиентов, подписанных собственноручной подписью уполномоченных должностных лиц, и заверяет их своей электронной подписью в следующем порядке:
1) проверяет соответствие содержания распоряжения плательщика (получателя) денежных средств установленным требованиям (в случае получения указанного распоряжения по системам дистанционного банковского обслуживания (ДБО) проверяет правильность электронной подписи клиента);
2) на основании распоряжений плательщика (получателя) денежных средств, полученных как на бумажных носителях, так и с использованием электронных средств, банком плательщика составляется электронный платежный документ, который защищается с использованием средств криптозащиты.
Банк плательщика несет ответственность за правильность составления электронного платежного документа, который должен полностью соответствовать распоряжению плательщика (получателя) денежных средств, представленному на исполнение в банк.
Обмен электронными платежными документами между участниками системы расчетов банка осуществляется с применением средств передачи и защиты информации, принятых к использованию в банке. Передаваемая информация должна быть подготовлена и зашифрована. Расчетные документы в национальной валюте могут исполняться как через подразделение платежной системы Банка России (при наличии корреспондентского счета (субсчета), так и через централизованный расчетный центр банка (для филиалов). Перевод денежных средств, исполненных с использованием электронных платежных документов, не сопровождается обменом расчетными документами на бумажном носителе. Банк плательщика направляет в банк получателя (банк-посредник) электронные платежные документы в составе пакетов, которые защищаются и подписываются аналогом собственноручной подписи в соответствии с порядком, используемым в банке.
Пакет электронных платежных документов, полученный от банка плательщика в банке получателя (банке-посреднике), проходит контроль в следующем порядке:
- проверяется подлинность, правильность составления и принадлежность (идентификация) пакета электронных платежных документов банку плательщика. По результатам проверок пакета формируется квитанция с результатами произведенного контроля;
- в случае успешного завершения проверок пакета электронных платежных документов осуществляется логический контроль, заключающийся в проверке правильности составления каждого электронного платежного документа и соответствия реквизитов расчетного документа нормативно-справочной информации Банка России, общества SWIFT и банка;
- проверяется возможность оплаты, заключающаяся в проверке достаточности средств на счете банка плательщика для перевода денежных средств.
При успешном завершении процедуры всех этапов проверки расчетный документ принимается к исполнению. В банк плательщика направляется извещение, подтверждающее факт перевода денежных средств, позволяющее однозначно идентифицировать его.
В целях исключения дублирования исполнения расчетных документов каждому платежу в момент формирования сообщения для отправки присваивается уникальный электронный номер, на основе которого контролируется соответствие бухгалтерской записи на балансе подразделения банка реальному состоянию расчетного документа. Бухгалтерское отражение операций по проводимым операциям осуществляется в соответствии с Положением Банка России № 385-П и учетной политикой коммерческого банка.
Если денежные средства принадлежат неизвестным клиентам, при искажении или неправильном указании реквизитов либо отсутствии расчетного документа, подтверждение которого требуется со стороны кредитной организации, то они зачисляются на счет 47416 «Суммы, поступившие на корреспондентские счета, до выяснения». Не позднее следующего рабочего дня в банк плательщика посылается запрос на уточнение реквизитов.
Зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств осуществляется при условии совпадения реквизитов в расчетном документе с наименованием получателя, указанным в карточке клиента автоматизированной банковской системы банка и номера банковского счета получателя; при несовпадении сумма относится на счет 47416 «Суммы, поступившие на корреспондентские счета, до выяснения». Срок нахождения денежных средств на нем