Файл: Закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

56. Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания рф.

83. Контрольные полномочия Федерального Собрания рф.

Понятие и формы государственно-территориального устройства.

Основные формы государственно-территориального устройства:

58. Единство Российского федеративного гос-ва и его структура. Россия как конст. Федерация.

1. Понятие гражданского правоотношения

2. Элементы гражданского правоотношения: субъекты (общая характеристика), объекты, содержание

§ 3. Возникновение и прекращение юридических лиц

1. Возникновение (создание) юридического лица

2. Прекращение юридического лица путем реорганизации

2. Участие рф, субъектов и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

11. Понятие и виды субъектов административного права.

18.Административная правосубъектность: административная правоспособность, административная дееспособность и административная деликтоспособность.

Предмет, метод и задачи науки административного права.

6. По форме выражения (по способу выражения):

3. Процедура принятия административно-правовых актов управления



Указы и распоря­жения Президента являются объектом судебно-правового контро­ля, что вытекает из требований принципа разделения властей и правового государства. Так, в частности, нормативные акты Пре­зидента в рамках соответствующей процедуры могут быть объяв­лены Конституционным Судом недействительными и утратить юридическую силу по мотивам их неконституционности. А ненор­мативные акты Президента по мотивам незаконности могут быть признаны недействительными и утратившими юридическую силу Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом (каждый в сфере своей юрисдикции).

Согласно Конституции (ч. 3 ст. 90) правовые акты Президента (как нормативные, так и ненормативные) не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

Указы и распоряжения Президента являются основными, но не единственными правовыми актами, с помощью которых Президент реализует свои конституционные полномочия. Помимо указов и распоряжений существует целый ряд других правовых актов Президента правоприменительного характера, которые выражаются в различных формах.

Президент осуществляет свое правомочие на подписание при­ятого федерального закона не в форме отдельного письменного документа, а посредством наложения резолюции (подписи) на одобренный Федеральным Собранием закон (как письменный документ), что, несомненно, является правоприменительным актом президента.

8.

  1. Конституция РФ (ст.91,92)

  2. Постановление КС РФ от 11.07.2000г. №12-П по делу о толковании ст.91 и 92 Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае стойкой нетрудоспособности по состоянию здоровья.

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Законодательство не дает содержание данного состояния, поэтому для его трактовки применяются по аналогии закона соответствующие нормы ФЗ от 08.05.1994г. (ред. от 27.07.2011г.) №3-ФЗ «О статусе члена СФ и депутата ГД» и ФЗ от 12.02.2001г. (в ред. от 28.12.2010г.) №12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи».

Прежде всего, это неприкосновенность личности Президента РФ (физическая, психическая, имущественная, информационная).

Действующего Президента нельзя привлечь к юридической ответственности (кроме конституционно-правовой).

Президенту предоставляется государственная охрана (ФЗ от 27.05.1996г. (ред. от 28.12.2010г.) №57-ФЗ «О государственной охране»).

Президент РФ прекращает свои полномочия в случае:

  1. Принесения присяги вновь избранным Президентом.

  2. Смерти.

  3. Отставки.

  4. Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

  5. Отрешения от должности.


Отставка – это добровольный уход Президента со своего поста. Решение принимается самим Президентом. Мотивация может быть разнообразной (от личных до политических мотивов). Подразумевается одновременное объявление об отставке и издание соответствующего указа. Нельзя объявить, что ухожу в отставку через несколько недель или месяцев. Отменить решение об отставке также нельзя. Однако четкой правовой регламентации этого вопроса нет. Б.Н. Ельцин, уходя в отставку в декабре 1999 года, обратился к народу через новостные каналы в прямом эфире в 20-00 часов уже издав указ о сложении с себя полномочий президента с 00-00 часов 1 января 2000 года.

Прекращение полномочий по состоянию здоровья в случае если это добровольный уход с поста Президента РФ, то юридически это ничем не отличается от отставки. Следовательно, подразумевается, что мнение Президента не имеет решающего значения при прекращении полномочий по данному основанию. Определяющим будет медицинское заключение, в котором объективно будет установлена фактическая невозможность Президента в связи с расстройством функций организма, носящих постоянных, необратимый характер, осуществлять свои полномочия. Однако в действующем законодательстве не содержится какой-либо трактовки данной процедуры. Постановление КС указывает на данный пробел, но не восполняет его.

Отрешение от должности – юридическая процедура привлечения Президента РФ к конституционно-правовой ответственности.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Предложение должно быть мотивировано – обвинение в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Затем формируется специальная комиссия Государственной Думы для рассмотрения данной инициативе. После чего вопрос выносится на рассмотрение Государственной Думы, которая принимает решение о выдвижении обвинения против Президента 2/3 от общего числа депутатов.

Затем принятое решение передается в Совет Федерации, который направляет документы в Верховный Суд РФ для заключения о наличиях в действиях Президента признаков состава преступления (материальная экспертиза). После этого Совет Федерации направляет документы в Конституционный Суд для заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (формальная экспертиза).

После экспертиз вопрос рассматривается Советом Федерации. Решение об отрешении президента принимается 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации.



Процедура рассмотрения данного вопроса в задействованных органах власти прописана в их регламентах.

На всю процедуру от выдвижения до принятия окончательного решения отводится 3 месяца. Срок присекательный.

9.

По Конституции 1993г. в России появился новый парламент Федеральное Собрание, который имел новый статус – высшего представительного и законодательного органа государственной власти. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Впервые появились верхняя и нижняя палата, которые по-разному формировались, имели разные полномочия и работали раздельно.

Заседания СФ и ГД являются открытыми. Регламентами палат допускаются случаи проведения и закрытых заседаний.

Палаты современного парламента располагают автономией, что означает раздельные заседания. Вместе с тем возможны и практикуются совместные заседания палат: для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Палаты парламента обычно работают в сессионном порядке. Сессия представляет собой одно или несколько заседаний, посвященных утвержденной повестке дня. Иногда под сессией понимают период заседаний или период времени, в течение которого происходит заседание палат парламента. Заседания палат проводятся в полном его составе, т.е. являются пленарными. Пленарные заседания бывают очередными, внеочередными, чрезвычайными и специальными.

Обе палаты избраны в 1993г. населением на 2 года.

Совет Федерации – постоянная палата, в нее входят по два представителя от каждого субъекта РФ. В 1993г. члены палаты избирались на 2 года всем населением страны, как и депутаты Госдумы. С 1995г. в состав палаты по должности стали входить главы законодательной и исполнительной власти субъектов (исполнительную власть представляли президенты республик, губернаторы краев, областей, автономной области, автономных округов, мэр Москвы, губернатор Санкт-Петербурга).

Путин принял закон о новом порядке формирования Совета Федерации. В него стали входить не сами главы законодательной и исполнительной власти (в силу большой занятости на местах им трудно дважды в месяц прибывать в столицу, вникать в тексты законов, требующих их одобрения), а по одному представителю законодательной и исполнительной власти субъектов. Их избирают законодательные органы власти субъектов на срок своих полномочий, глава исполнительной власти субъекта назначает своего представителя в палату. Путин хотел понизить политический вес губернаторов.


СФ избирает из своего состава Председателя и его заместителей.

Государственная Дума – нижняя палата Федерального Собрания, 450 ее депутатов избирались всем населением страны по смешанной избирательной системе:

  • С 1993г. ½ депутатов избирались по мажоритарной системе от 225 одномандатных округов (вся страна делилась на 225 избирательных округов, от каждого округа 1 мандат, 1 депутат, на которого претендуют несколько человек. Проходит в Думу человек, набравший большинство голосов. Округа не равнозначны).

  • другая ½ депутатов избиралась по партийным спискам от партии и политических объединений по общефедеральному избирательному округу. Чтобы попасть в Думу, партия или общественно-политическое движение должно было преодолеть 5 % барьер (набрать не менее 5 % голосов избирателей в масштабах всей страны). В Думе 225 мест распределялись между этими партиями и движениями пропорционально полученным голосам избирателей.

В Думу 1-го созыва в декабре 1993г. из 13 зарегистрированных партий и движений прошли 10: ЛДПР, «Выбор России», «Аграрная партия», КПРФ, ПРЕС («Партия российского единства и согласия»), «Яблоко», «Женщины России», «Демократическая партия России».

В Думу 2-го созыва в 1995г. из 43-х партий и движений прошли 4: КПРФ, «Наш дом – Россия», «Яблоко», ЛДПР.

В Думу 3-го созыва в 1999г. – 6 партий и движений: КПРФ, «Единство», «Отечество – вся Россия», «Союз правых сил», «Яблоко», ЛДПР.

В Думу 4-го созыва в 2003г. – 4 партии и движения: «Единая Россия» (более 300 депутатов), «Родина», КПРФ, ЛДПР.

Каждая партия, прошедшая в Думу образует свою фракцию, в нее входили и депутаты, прошедшие по одномандатным округам.

Партии, не преодолевшие 5 % барьер, получившие по одномандатным округам 30 и более мест могут создавать депутатскую группу. В Госдуме 1,2 и 3 созыва было по 3 депутатских группы – это объединения, создающиеся из депутатов-единомышленников, если их наберется 35 и более человек. Например, «Регионы России», «Агропромышленная», «Народный депутат» - депутатские группы в Думе 3-го созыва.

Выборы в Думу 5-го созыва в 2007г. пройдут по новому избирательному закону. Не будет одномандатных округов, все 450 депутатов будут избираться по партийным спискам. Чтобы попасть в Думу, партия должна будет преодолеть 7% барьер, т.е. получить не менее 7 % голосов избирателей по всей стране. (Внимание! На стадии рассмотрения находится законопроект, отменяющий минимальный порог явки избирателей. Уточнить!)


ГД собирается на первое заседание на 30 день после избрания, его открывает старейший по возрасту депутат. ГД избирает из своего состава Председателя и его заместителей

Если движение набирает 10 тыс. оно становится партией.

Согласно Конституции, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Одно и тоже лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат ГД не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой.

ГД избирается сроком на 4 года.

Члены Совета Федерации и ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ.

Полномочия палат, их комитеты

Совет Федерации:

  1. утверждает изменения границ между субъектами РФ;

  2. утверждает указ Президента о введении военного положения, ЧП;

  3. решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ;

  4. назначает выборы Президента РФ;

  5. отрешает Президента от должности;

  6. назначает на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ;

  7. назначает на должность и освобождает от должности генерального прокурора РФ;

  8. назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

  9. одобряет законы, принятые Госдумой, большинством голосов от общего числа членов.

  10. принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ. Постановления принимаются большинством голосов.