ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 433
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дополнительная литература:
-
Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978. -
Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1993. -
Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990. -
Философия и методология науки / Уч. пособие в 2-х частях под ред. Купцова В.И/. М., 1994. -
Швырёв В.С., Юдин Б.Г. Методологический анализ науки. М., 1980.
Тема 17. Техника как предмет философского осмысления. Специфика познания
в технических науках
План лекции:
-
Философское понимание техники. Этапы развития техники -
Специфика технического познания. Методы технических наук
ВВЕДЕНИЕ
Все выделенные нами формы и методы познания используются во всех науках. Не является исключением и техническое знание, где также активно ставятся проблемы, выдвигаются гипотезы, строятся теории, проводятся разнообразные наблюдения и эксперименты. Сегодня мы как раз и поговорим о технических науках, а также о самой технике как предмете философского осмысления.
Исходя из вышесказанного, определим цель нашего занятия: рассмотреть сущность и природу феномена техники, а также своеобразие и специфику технического знания и познания.
Вопрос 1. Философское понимание техники. Этапы развития техники
Техника как феномен обладает очень древней историей. В философской литературе подчеркивается, что техника сопутствовала человеку всегда, на протяжении всей его истории. Сегодня принято говорить о научно-техническом прогрессе -- едином, взаимообусловленном, поступательном развитии науки и техники.
Первый этап научно-технического прогресса относится к 16-18 вв., когда мануфактурное производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач; второй этап связан с развитием машинного производства с кон. 18 в. — наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга; современный этап определяется научно-технической революцией, охватывает наряду с промышленностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт.
Но, несмотря на тысячелетнюю историю, несмотря на постоянный процесс совершенствования, усложнения и увеличения мощи техники о сущности техники, о её месте и роли в человеческой жизни люди задумались относительно недавно -- чуть больше столетия назад, во второй половине 19 века. Первым, кто употребил словосочетание «философия техники» и внёс его в заглавие своей книги был немецкий философ Эрнст Капп (1808-1896), его работа «Основные направления философии техники» вышла в свет в 1877 году. В России термин «философия техники» впервые использовал инженер-механик и философ
Петр Климентьевич Энгельмейер (1855 - 1940) в работе «Технический итог XIX века», вышедшей в 1898 году. В этой работе Энгельмейер по существу обозначил круг основных проблем, подлежащих изучению в рамках философии техники.
В рамках философии техники обычно выделяют два направления, два подхода: инженерный и гуманитарный. Скажем о них несколько слов.
Инженерный подход – это попытка инженеров и техников выработать мировоззренческие основания своей сферы деятельности. Он ведет начало как раз от Эрнеста Каппа (1808-1896) и Петра Энгельмейера (1855-1940), но наиболее ярким его представителем является немецкий инженер Фридрих Дессауэр (1881-1963). Лейтмотив рассуждений сторонников инженерного подхода – возвышение техники, пропаганда ее нужности и необходимости. Они видят в технике только позитивные стороны и едва замечают отрицательные. На основе этого подхода формируется такие общественные явления как техницизм и технократизм.
Напротив, гуманитарная философия техники -- это совокупность усилий ученых-гуманистов по осмыслению техники с позиций гуманизма, на основе учета как ближайших, так и отдаленных интересов человека и хчеловечества. Это направление мысли развивалось в работах таких философов, как Льюис Мэмфорд (1895-1990), Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955), Мартин Хайдеггер (1889-1976), Карл Ясперс (1883-1955), Жак Эллюль (р. 1912), Николай Бердяев (1874-1948). В рамках гуманитарного подхода техника оценивается амбивалентно, в ней видятся как положительные, так и отрицательные стороны.
Из любой энциклопедии можно узнать, что слово «техника» происходит от греческого термина techne («технэ»), обозначавшего первоначально любое искусство, ремесло, мастерство, умение. Теперь давайте попробуем дать общее определение техники.
На мой взгляд, можно вести речь о двух основных значениях слова «техника»: широком и узком. В широком смысле техника – это совокупность средств освоения действительности, используемых человеком и обществом. В узком смысле техника понимается в четырех основных аспектах – вещном, когнитивном, деятельностном и нормативном:
во-первых, техника -- это совокупность технических устройств (машин) и сооружений -- именно в этом значении употребляется слово техника в словосочетании «пожарная техника»;
во-вторых, под техникой нередко понимают технические знания;
в-третьих, техника -- совокупность приемов и операций, использование которых обеспечивает эффективность различных видов деятельности – в этом смысле техника тождественна технологии;
в-четвертых, техника – это набор правил и норм (запретов и предписаний), регулирующих различные виды деятельности -- этот смысл мы подразумеваем, когда говорим, например, о технике безопасности.
В целом же, технику (в узком смысле слова), на мой взгляд, можно определить следующим образом: Техника – общественная материальная система, функционирующая в качества проводника человеческой деятельности во всех её формах, служащая орудием преобразования и присвоения действительности, средством познания и материализации знаний.
В своем развитии техника прошла несколько этапов. Обычно выделяют три этапа: ручная техника, машинная техника, автоматизированные технические системы. На каждом последующем этапе техника становилась все более сложной, мощной, производительной, требующей все более высокого уровня знаний для ее производства и эксплуатации.
Прояснив понятие техники, выделив ее этапы, можно перейти к следующему важному вопросу, раскрывающему её природу, -- к вопросу о смысле, предназначении техники. В этом вопросе больше согласия между философами. Наиболее простой, ясной и вместе с тем достаточно хорошо обоснованной и авторитетной является позиция Карла Ясперса. Остановимся на ней подробнее
По мнению К. Ясперса, цель техники состоит в том, чтобы «придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести нужную ему форму окружающей среды» (курсив мой. – А.К.). Далее немецкий философ раскрывает смысл техники более подробно, отмечая такие задачи техники, как «облегчение жизни», «сокращение каждодневных усилий, затрачиваемых на условия физического существования», «увеличение досуга и удобств». В целом же, смысл техники состоит «в освобождении от власти природы,… от подчинения природе с её бедствиями, угрозами и оковами» (курсив мой. – А.К.). Большинство авторов в целом придерживаются схожих взглядов на назначение техники. В более широком, глобальном контексте задачей техники, по нашему мнению, является формирование био-техно-социосферы как сбалансированной среды жизнедеятельности человека и общества. Иными словами, перестройка мира на началах Разума, Добра, Справедливости и Красоты.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:
1. Техника появляется раньше человека, но постоянно сопровождает его на протяжении всей истории общества. Как феномен культуры техника изучается философией техники, появившейся во второй половине 19 века.
2. В широком смысле техника – это совокупность средств освоения действительности, в узком – совокупность технических устройств и сооружений, а также приемов и операций, обеспечивающих эффективность различных видов деятельности. В целом, техника – система искусственных органов человека и общества. В развитии техники выделяются три этапа: ручная, машинная и автоматизированная.
Вопрос 2. Специфика технического познания. Методы технических наук
Изначально техника развивалась без всякой науки, на основе обыденного познания, путем проб и ошибок. В древнем мире техническое знание совершенствовалось благодаря редким эмпирическим находкам, которые закреплялись и транслировались коллективным опытом племени.
Однако чем сложнее становилась техника, тем настоятельнее возникала потребность в возникновении наук, обслуживающих технику. Вместе с развитием техники и технического знания возникает потребность и в подготовке квалифицированных специалистов, разбирающихся в технике, способных создавать и обслуживать технические устройства и сооружения – дороги, мосты, здания, фабрики, заводы, электростанции, пароходы и многое другое.
Такие специалисты ныне называются инженерами, именно их в первую очередь готовит и наша академия.
Первоначально словом «инженер» называли лиц, управлявших военными машинами. Понятие гражданского инженера появилось впервые в Голландии, где еще в XVI в. стали отделять строение мостов, дорог и т. п. от архитектуры в тесном смысле этого слова.
Система инженерного образования начала складываться в 18 веке. Техническому образованию в России положили начало Инженерная (1700 г.) и Математико-навигатская школы (1701 г.).
К концу XIX века научная подготовка инженеров, их специальное, именно высшее техническое образование, становятся настоятельно необходимыми. К этому времени многие ремесленные, средние технические училища преобразуются в высшие технические школы и институты.
В СССР технические вузы составляли около 1/3 от общего числа высших учебных заведений. Сегодня в России существуют десятки технических вузов, готовящие инженеров по самым разным специальностям для всех отраслей народного хозяйства.
Вместе с инженерным образованием развивались и множились технические науки. Сегодня по количеству специалистов и объёму исследований технические науки обогнали все остальные. К числу наиболее фундаментальных технических наук следует отнести прикладную механику, гидравлику, материаловедение, теплотехнику и термодинамику, теорию механизмов и машин, электротехнику.