Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 430

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Под техническим знанием, в широком смысле, понимается научное знание, систематически применяемое для решения практических задач, связанных с созданием и эксплуатацией технических устройств и сооружений, с обеспечением различных технологических процессов.

Основное содержание технического знания составляют понятия, законы, теории, которые отражают процесс изменения формы и свойств природных материальных образований в результате их превращения в технические средства труда, приобретения ими в ходе технической деятельности социальной функции. Таким образом, в техническом знании находит свое отражение процесс превращения природного в социальное.

Место технического знания в общей системе научного знания определяется занимаемым им промежуточным положением между естественными науками и науками гуманитарного профиля.

Объектом изучения технических наук выступают, соответственно, различные технические устройства (машины) и сооружения, технологические процессы, связанные с их созданием, а также природные процессы, происходящие в этих устройствах.

Предметом технического знания выступают законы строения и функционирования технических устройств и сооружений, правила их создания и эксплуатации, а также законы взаимосвязи физических, технических и конструктивных параметров технических устройств.

Задача технических наук состоит в построении идеальных моделей технических устройств.

Целью технических наук представляется выявление закономерностей эксплуатации, изготовления и конструирования технического объекта, разработка методов, норм, правил и принципов проектирования технических средств и систем.

Можно выделить три основных особенности технического знания:

1. Конструктивно-проективный характер. Технические знания не только отражают реальность, но, прежде всего, разрабатывают способы её созидания.

2. Синтетичность. Любая техническая наука опирается на множество (несколько) естественных и математических наук. В отдельной технической дисциплине объединяются знания, заимствованные из различных естественных наук. Это связано с тем, что в любом сложном техническом устройстве происходит множество разнообразных естественных процессов, каждый из которых изучается отдельной естественной наукой.


3. Практичность. Технические науки значительно ближе к практике, чем естественные и математические науки. Поэтому их нередко ошибочно отождествляют с прикладным естествознанием.

В технических науках используется в основном те же методы, что и в естествознании: анализ, синтез, дедукция, наблюдение, эксперимент, математизация и другие. Однако есть специфические методы технических наук, которые мы сейчас и отметим:

  1. Комбинационно-синтезирующий метод. В процессе создания новой техники учёные осуществляют многократное комбинирование различных естественных законов, процессов и сил до тех пор, пока не будет найдена оптимальная их комбинация.

  2. Метод приближённых вычислений.

  3. Моделирование.

  4. Метод проб и ошибок.

  5. Метод идеализации связан с построением идеальных моделей технических устройств, характерным примером которых может служить, например, электрическая схема телевизора или электрооборудования автомобиля.

В заключении выделим основные этапы технического творчества:

  1. Формирование проблемной ситуации.

  2. Рождение и вынашивание новой технической идеи.

  3. Разработка «идеальной модели», функциональной и структурной схемы будущего технического объекта.

  4. Конструирование.

  5. Предметное воплощение изобретения.

Основные виды инженерно-технической деятельности:

  1. Изобретательство – это создание объекта промышленной собственности, которому предоставляется правовая охрана на основе патента. Изобретение должно представлять собой техническое решение, обладающее новизной, неочевидностью и производственной применимостью.

  2. Конструирование – этап создания продукции, предшествующий изготовлению.

  3. Проектирование -- процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Выделяют такие виды проектирования, как архитектурно-строительное, машино-строительное, технологическое, а также проектирование человекомашинных систем, трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно-психологическое и др.


ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Под техническим знанием понимается научное знание, систематически применяемое для решения практических задач, связанных с созданием и эксплуатацией технических устройств и сооружений, с обеспечением различных технологических процессов.
Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 300-304, 361-364.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 283-287, 492-493, 594-599.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 504-508, 515-523, 535-540.

  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1991. С.495-496, 551-558.

  5. Злотников Ю.Я. Методология и логика научно-технического познания. Лекция. – М.: ВИПТШ МВД РФ, 1993.

  6. Гришин В.С. Пожарные автомобили: краткая история создания и совершенствования // в сб.: Традиции отечественной культуры в нравственно-патриотическом воспитании пожарных. Материалы 4-й научно-практической конференции курсантов и слушателей Академии ГПС МЧС России. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2009.



Дополнительная литература:

  1. Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1958.

  2. Капица П.Л. Эксперимент, теория, практика. М., 1981.

  3. Митчем К. Что такое философия техники? – М.: Аспект Пресс, 1995.

  4. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

  5. Философия науки и техники (Учебное пособие // В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов), М., 1995.

  6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Тема 18. Общество как саморазвивающаяся система
План лекции:

  1. Общество как социальная система. Основные элементы социальной структуры

  2. Общество как исторический процесс. Причины и факторы общественного

развития
ВВЕДЕНИЕ
На прошлой лекции, посвященной философии техники, мы разобрали вопросы о предмете философии техники, ее сущности и предназначении, специфике технического знания и познания. На этом мы закончили изучение философии науки и техники, и теперь переходим к новому разделу – к социальной философии, имеющей своим предметом общественную жизнь людей.

Целью нашего сегодняшнего занятия будет рассмотрение основ социальной философии, а именно природы социальной реальности, закономерностей ее строения и развития.
Вопрос 1. Общество как социальная система. Основные элементы социальной

структуры
Проблема общества, его сущности и структуры является центральной в социальной философии. К определению сущности общества есть несколько подходов. Идеалистические направления видят в нём духовно-нравственное образование, интегрируемое высшей духовной реальностью (Богом, Абсолютной Идеей и т.п.). Близкие к материализму исследователи ищут не идеальную, а объективную основу социальной жизни. Например, по мнению немецкого социолога М. Вебера (1864-1920), общество является продуктом социальных, т.е. ориентированных на других, действий людей. В последовательном материализме, представленном марксизмом, общество рассматривается как совокупность объективных общественных отношений, складывающихся в процессе совместной практической деятельности людей.


Общество может пониматься двояко: либо предельно широко -- как социальная форма движения материи, как специфически человеческий способ бытия в мире; либо узко – как конкретно-историческое образование, связанное с определенной территорией, языком, культурой, политико-экономическим устройством.

В целом же, общество можно определить как целостную, самодостаточную, стихийно возникающую группу людей, создаваемую их совместной деятельностью по производству всех необходимых условий существования.

По вопросу о структуре общества также существует несколько альтернативных позиций, однако их объединяет рассмотрение общества в качестве системы – совокупности взаимосвязанных подсистем и элементов социальной жизни. В социологии в качестве простейшего элемента социальной системы рассматривается индивид, а основными подсистемами выступают социальные группы и общности, социальные организации и институты.

В отечественной философии в качестве простейшего элемента, «клеточки» социальной системы рассматривается либо социальное действие, либо социальное отношение, а наиболее крупные подсистемы именуются сферами общественной жизни. Понятие «сферы» фиксирует определенную качественную целостность области социальной жизни. Это означает, что каждая сфера обладает относительной автономностью (её нельзя трактовать как продукт других сфер), собственными закономерностями функционирования, а также особым типом общественного производства. Обычно выделяют четыре сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную.

Экономическая (или материально-производственная) сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Компонентами этой сферы выступают производительные силы, включающие средства производства (машины, станки, землю, сырье и пр.) и людей, которые приводят в действие эти средства, и производственные отношения. Субъектами этих отношений могут выступать как отдельные индивиды, так и промышленные, финансовые, торговые и др. предприятия. Это могут быть отношения конкуренции, сотрудничества, эксплуатации, однако главную роль играют отношения собственности на средства производства.

Социальная сфера – это сфера взаимоотношений имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов, профессиональных и социально-демографических слоев населения (молодежи, лиц пожилого возраста и пр.), а также национальных общностей по поводу условий их жизни и деятельности.


Политическая сфера есть пространство политической деятельности классов, других социальных групп, этнических общностей, партий и движений, общественных организаций, деятельность которых преследует политические цели и интересы, т.е. те интересы, которые связаны с завоеванием, удержанием власти или влиянием на неё, защитой политических и гражданских прав и свобод.

Духовная сфера – это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Духовная жизнь общества складывается из повседневного общения людей, из таких форм их деятельности, как познание (наука), художественное творчество (искусство), отправление религиозных культов и богообщение (религия), из проявлений морали. Подробному рассмотрению особенностей третьей, духовной сферы, будет посвящена следующая лекция по теме «Духовная жизнь общества».
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Предметом социальной философии и центральным ее понятием выступает понятие «общества», которое можно определить как целостную, самодостаточную, стихийно возникающую группу людей, создаваемую их совместной деятельностью по производству всех необходимых условий существования.
Вопрос 2. Общество как исторический процесс. Причины и факторы

общественного развития
Общество обладает не только сложным строением, но также характеризуется существованием во времени, имеет свою историю. Раздел социальной философии, изучающий историческое бытие общества, закономерности его развития, получил название философии истории. Впервые этот термин употребил Вольтер (1694-1778).

В современной философии истории представлен широкий спектр концепций, по-разному отвечающих на основные вопросы философии истории. К числу последних можно отнести следующие фундаментальные проблемы:

  • движущих сил и субъектов истории;

  • роли личности в истории;

  • общественного прогресса и его критериев;

  • единства истории (един ли исторический путь для всех народов и стран или у каждого своя историческая судьба?);

  • типизации обществ в истории (формации или цивилизации?);

  • смысла, цели и направления истории;

  • случайного и закономерного (необходимого) в истории.

Мы вкратце остановимся лишь на основных вариантах решения первых пяти проблем.