Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 429

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Что движет историей, кто направляет её ход, какие причины и факторы влияют на общественную жизнь – таков спектр вопросов, ответить на которые пытались многие мыслители. Одни полагали, что решающую роль в истории играют субъекты, т.е. лица, наделенные сознанием и волей. К последним относили либо единичных деятелей -- Бога, или выдающихся личностей (вождей, лидеров, героев), либо общности и группы людей – классы, партии или даже целые народы. Другие философы отдавали предпочтение безличным движущим силам – причинам и факторам, независимым от сознания и воли людей – законам истории, географической среде, борьбе за существование, солнечной активности и пр.

В целом, движущие силы и субъекты истории можно представить в виде схемы:

Движущие силы и субъекты

истории





Объективные причины и факторы


Субъекты

истории







Индивиды:

Бог,

Мировой Дух,

вожди,

лидеры,

герои

Коллективные субъекты:

народы,

этносы,

классы,

партии

Природные:

географическая среда,

борьба за существование,

солнечная

активность

Социальные:

законы истории, классовая борьба, способ производства, социальные революции

Все мно
Всё многообразие позиций по этой проблеме можно свести к трем основным: натурализму, материализму и идеализму.

Натурализм (от лат. natura – природа) обосновывает тезис о том, что общественная жизнь существенно зависит от природных факторов. В рамках натурализма наиболее влиятельны два направления: географический детерминизм и социал-дарвинизм.

Материализм, представленный в основном марксизмом, также делает акцент на объективных закономерностях общественной жизни
, но подчеркивает специфичность социальных факторов, их несводимость к природным. Материалистическое понимание истории гласит, что существуют объективные (т.е. материальные), независимые от сознания и воли людей законы истории, общественной жизни.

В марксизме выделяется несколько движущих сил развития общества: во-первых, это способ производства материальных благ, определяющий духовные и политические явления; во-вторых, это классовая борьба, порождаемая объективными социальными противоречиями и способствующая переходу от одной общественно-экономической формации к другой. К числу движущих факторов истории марксизм относит и социальные революции, которые Маркс назвал «локомотивами истории».

Идеализм отдает предпочтение субъективным факторам, признавая определяющую роль сознания в истории. Сторонники объективного идеализма подчеркивают главенство в истории Бога или его аналогов (напр., Мировой Дух у Гегеля), тогда как волюнтаристы (напр., Ф. Ницше) признают решающее значение за отдельными выдающимися личностями, полагая, что именно их идеи и воля способны направить историю в «нужное русло».

В вопросе о роли личности в истории выделяют две диаметрально противоположные позиции: фатализм и волюнтаризм, о котором мы уже говорили.

Фатализм (от лат. fatalis – роковой) означает веру в предопределённость и неотвратимость судьбы, а применительно к обществу убеждение от неотвратимости действия слепых социальных сил и законов. При этом роль личности низводится до минимума: все предопределено, не только отдельный человек, но и большие группы людей не могут изменить ход исторических событий.

Волюнтаризм впадает в противоположную крайность, объявляя тотальную зависимость истории от сознания и воли отдельных выдающихся людей, эти сознание и воля объявляются самодовлеющими, ничем не обусловленными факторами, определяющими ход общественного развития.

В развитии человечества даже поверхностный наблюдатель способен увидеть качественно своеобразные фазы, своего рода ступени истории. Таким образом, встает проблема выделения типов общественного устройства в истории.

В Древнем Риме противопоставляли варварские и цивилизованные общества, последние характеризовались наличием письменности, государства, городов, более совершенной техники и пр. В эпоху Просвещения вводится триада: Античность – Средние Века – Новое время. И только в XIX веке, в рамках марксизма появляется первая научно обоснованная концепция, получившая название теории общественно-экономических формаций. Согласно формационному подходу в основу классификации обществ необходимо положить различия в способе производства материальных благ. Маркс выделил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.



В XX веке появляются альтернативные марксизму теории, иначе решающие вопрос о типах обществ в истории. Наиболее популярная из них – теория «постиндустриального (информационного) общества» (Д. Белл, А. Турен, Е. Масуда и др.). Основой поступательного развития общества здесь считается смена различных технологических эпох.

Марксизм и теории информационного общества сходятся в одном – в признании идеи прогресса (от лат. progressus — движение вперед), как поступательного движения общества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Если марксизм и теории информационного общества не порывают с просветительской идеей прогресса, то в рамках так называемого цивилизационного подхода представление о прогрессе и единой «столбовой дороге» для всего человечества замещается пестрой картиной зарождения, расцвета и упадка отдельных локальных цивилизаций (культур). Впервые такой взгляд на историю был предложен русским мыслителем Н.Я. Данилевским (1822-1885) в работе «Россия и Европа» (1869), но всемирную популярность теория локальных цивилизаций получила благодаря труду «Закат Европы» (1918-1922) немецкого историка, представителя «философии жизни» Освальда Шпенглера (1880-1936).

Согласно цивилизационному подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций, каждая из которых в своем развитии напоминает растение: она зарождается, достигает поры цветения, т.е. наивысшего расцвета, а затем постепенно деградирует и, в конце концов, погибает. Пора упадка культуры, согласно Шпенглеру, связана с переориентацией общества с духовных ценностей на материальное потребление. Отдельные цивилизации не оказывают друг на друга заметного влияния, существуют сами по себе, поэтому их также именуют замкнутыми культурно-историческими типами. Шпенглер выделил девять таких типов: египетский, ассиро-вавилонский, греко-римский (аполлоновский), индийский, китайский, арабо-византийский, культуру майя, западно-европейский (фаустовский) и русско-сибирский. Последнюю культуру он считал самой молодой, ещё не реализовавшей свои потенции развития.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Закономерности развития общества изучаются в рамках особого раздела социальной философии – философии истории. Впервые термин «философия истории» использовал французский просветитель Вольтер.


2. Центральной проблемой философии истории является проблема движущих сил истории. Проблема роли личности в истории решается через примирение крайностей фатализма и волюнтаризма: фаталисты рассматривают личность как безгласную марионетку истории, тогда как волюнтаристы гиперболизируют роль личности в истории, игнорируя значение объективных факторов.

3. По вопросу о единстве истории существует две противоположные позиции: согласно формационному подходу и взглядам постиндустриалистов, мировая история едина, все общества проходят путь от низших стадий (формаций) к высшим; по мнению сторонников цивилизационного подхода, единой мировой истории не существует, есть только история отдельных локальных культур, развитие каждой из которых напоминает жизнь растения: зарождение, расцвет, медленная деградация и гибель.
Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 305-327, 364-383, 399-414, 417-418.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1989. С. 416-445, 466-491, 498-508.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 305-342.

  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.2.- М.: Политиздат, 1991. С.144-169.


Дополнительная литература:

  1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

  2. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1999.

  3. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

  4. Зиммель Г. Как возможно общество? М., 1996. Т. 2.

  5. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М., 1980.

  6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  7. Философия истории: Учеб. пособие. / Под ред. проф. А.С. Панарина. – М.: Гардарики, 2001.

  8. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии, 1990, № 3.

  9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Тема 19. Духовная жизнь общества
План лекции:

  1. Понятие духовности. Духовные потребности, интересы, ценности

  2. Содержание духовной жизни общества


ВВЕДЕНИЕ


На предыдущей лекции мы начали изучать такой раздел философии, как социальная философия. Говоря о структуре общества, мы выделили четыре сферы общественной жизни – экономическую, социальную, политическую и духовную. Сегодня мы подробно поговорим о последней, духовной сфере общественной жизни.

Целью нашей лекции является системное рассмотрение сущности и содержания духовной жизни как общества, так и личности.



Вопрос 1. Понятие духовности. Духовные потребности, интересы и ценности
Рассмотрение духовной жизни общества целесообразно начать с выяснения сущности феномена духовности.

Происхождение термина «дух» как в русском, так и во многих других языках, связано с физиологическим процессом дыхания. Отсюда вывод, что духовность, наличие духовной жизни равноценно самой жизни. Человек, который отказывается от духовности, уже не может считаться человеком, а становится обычным животным. Потому понятно, что именно наличие духовности, духовной жизни отличает человека от животных, у которых нет ни культуры, ни морали, ни искусства, ни науки, не религии.

Традиционно тема духовности разрабатывалась в мировых религиях. В христианстве слово «дух» имеет несколько значений. Во-первых, дух – это одна из ипостасей Бога – Святой Дух. Во-вторых, в христианстве дух – это высшая, наиболее благородная и приближенная к Богу, часть души. В целом, в христианстве духовность понимается как высоконравственная жизнь по заповедям Божиим, забота о чистоте души.

В светской традиции высокодуховным человеком может быть назван тот, который, во-первых, обладает широким кругозором, разбирается в литературе и искусстве, интересуется наукой и философией, ориентируется в политике, знает историю и чтит традиции своего Отечества; во-вторых, отличается высоконравственным образом жизни, обладает такими нравственными качествами, как справедливость, честность, порядочность, доброта, милосердие, терпимость, душевная чуткость; в-третьих, обладает развитым эстетическим вкусом, любовью к прекрасному, творческими способностями.

По мнению В.Г. Федотовой, можно выделить четыре измерения духовности – теоретизм, эстетизм, этизм и религиозность -- каждое из которых связано с одной из фундаментальных духовных потребностей человека.