Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 425

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эстетизм связан с потребностью в прекрасном, шире – с эстетическим потребностями, этизм – с потребностью в высокоморальном образе жизни, в частности, с потребностью в справедливости, любви, делании добра, теоретизм – с потребностью в знании и информации, религиозность, с точки зрения верующего человека, удовлетворяет потребность в общении с источником бытия, Творцом мира, а с позиций атеистического сознания, религиозность связана с потребностью нахождения психологической поддержки, отвлечения от тягот личной и социальной жизни. Особо следует выделить такую духовную потребность как потребность в общении.

Только тот человек, у которого все четыре измерения находятся на должном уровне развития, может считаться высокодуховным. На наш взгляд, главенствующее место в духовном облике человека принадлежит нравственной составляющей, поэтому духовность можно определить как нравственно-ориентированные, т.е. направленные к Добру, волю, разум, эстетическое и религиозное чувства человека.

На основе духовных потребностей формируются духовные интересы, а удовлетворение потребностей связано с понятием духовных ценностей.

Остановимся на значении терминов «потребность», «интерес» и «ценность». Под потребностью обычно понимают состояние нужды в чем-либо, нехватки (фрустрации) чего-либо, которое испытывает индивид и которое выступает побудителем (двигателем, мотивом) его активности. Интерес – форма проявления потребности, её конкретизированное и осознанное выражение. Наконец, понятие «ценности» выражает значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

В системе философского знания существует целый раздел, посвященный исследованию ценностей, получивший название аксиологии (от греч. axia — ценность и logos — слово, учение). В центре внимания аксиологии находятся вопросы о природе ценностей, их разновидностях, роли в жизни общества и человека.

На уровне индивида ценности проявляются как ценностные ориентации личности – это представления человека о том, что для него ценно и важно, что имеет значение для его жизни, к реализации чего он стремится.

Заканчивая разговор о духовной жизни личности, следует подчеркнуть, что самое важное в духовности – это не только верховенство нравственности, служение идеалам Добра, но и гармоничное развитие всех сторон духовной жизни человека,
равное внимание ко всем главным измерениям духовности и духовным потребностям.
ВЫВОДЫ по 1 вопросу:

1. Духовность – это интегральное качество, атрибут человека, радикально отличающий его от животных. Духовность можно определить как нравственно-ориентированные, направленные к Добру, волю и разум, религиозное и эстетическое чувства человека.

2. К основным измерениям духовности можно отнести четыре: теоретизм, эстетизм, этизм и религиозность.
Вопрос 2. Содержание духовной жизни общества
Духовная жизнь общества представляет собой совокупность всех процессов жизнедеятельности социума по созиданию, обмену, распределению, хранению и усвоению духовных ценностей и информации. Духовная жизнь общества складывается из повседневного общения людей, из таких форм их деятельности, как познание (наука), художественное творчество (искусство), отправление религиозных культов и богообщение (религия), из проявлений морали.

Тогда как духовная сфера – это более узкое понятие, а именно лишь сторона духовной жизни, связанная со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием учреждений и организаций (идеологических, научных, художественных, религиозных), в рамках которых создаются, хранятся, распространяются духовные ценности и информация. Основными элементами духовной сферы выступают наука, образование, мораль, религия, искусство, идеология, средства массовой информации (СМИ).

Остановимся более подробно на трех важнейших элементах духовной жизни общества – религии, искусстве и морали, каждый из которых связан с измерениями духовности, которые мы выделили в первой части лекции (четвертому измерению, теоретизму, соответствуют наука и философия, каждой из которых была посвящена отдельная лекция).

Религия, искусство, мораль – важнейшие формы духовной культуры общества, каждая из которых выступает особым способом духовно-практического освоения мира, его познания и преобразования.

Слово «религия» латинского происхождения, оно восходит к глаголу religare – связывать, соединять. Имеется в виду связь человека с иномирностью, с другими измерениями бытия. По мнению В.С. Соловьева (1853 – 1900), «религия… есть связь человека и мира с безусловным началом и средоточием всего существующего».

Важнейшим, центральным признаком религии является вера в сверхъестественное бытие каких-либо существ, вещей или отношений к ним. Еще в XVIII веке Дени Дидро писал: «Чем больше просвещен и развит народ, тем быстрее слабеет и исчезает в нем вера в сверхъестественное». Но что такое сверхъестественное?



Второй важный признак религии – это наличие веры, последняя понимается обычно как неполное, недостаточное знание, как принятие за истину чего-то без предварительной проверки и доказательств. Вера – это особое состояние психики, в котором смешаны как рациональные (суждение об истинности той или другой информации), так и эмоциональные (переживание, чувство уверенности) элементы.

Следующим признаком религии является наличие культовых действий, т.е. обрядов и ритуалов, призванных умилостивить сверхъестественные силы, добиться их благорасположения.

Искусство – вид духовного освоения действительности человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты. Под искусством обычно понимают художественное творчество в целом, включающее в себя литературу, архитектуру, скульптуру, живопись и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.

Изучением как искусства, так и закономерностей эстетического освоения мира в целом, занимается эстетика (греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) -- философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного.

Художественная деятельность всегда рассматривалась как одна из высших (наряду с научной, философской) форм духовного освоения мира. Её важнейшей отличительной особенностью, по сравнению с научным и философским творчеством, является чувственно-образный (а не понятийный) характер: чувства и образы составляют основной материал, с которыми работает художник, а потому и адресатом воздействия искусства выступает не столько разум, сколько эмоции и чувства человека.

Подытоживая разговор о сущности искусства, отметим, что его своеобразие в духовной жизни определяется чувственно-образным характером, стремлением сделать жизнь человека насыщенной эмоциями и переживаниями, преобразовать окружающий мир по законам красоты.

Традиционно проблемы морали осмысляются в рамках особой философской дисциплины –
этики. Этика (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) как наука появилась ещё в эпоху античности. Само слово «этика» впервые ввёл в философский обиход Аристотель, он же написал по существу первый учебник по этике, носивший название «Никомахова этика».

В философской литературе мораль трактуется по-разному. Она определяется и как способ самоосуществления и самоуправления личности, и как мера господства человека над самим собой, и как форма общественного сознания, отражающая мир с позиций добра и зла, должного и не-должного, справедливого и несправедливого. Однако чаще всего под моралью (нравственностью) понимают способ упорядочения (регуляции) отношений между людьми на основе обобщённых представлений о нормах, принципах и идеалах, возводящих к ценности добра.

Моральная регуляция осуществляется с помощью системы норм и правил, которые суть либо предписания (напр., «Возлюби ближнего своего как самого себя»), либо запреты («Не прелюбодействуй»).

Важнейшими императивными механизмами морали выступают долг и совесть. Первый представляет собой осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральным идеалом. В самом общем виде, долг – это следование пути добродетели, обычно вопреки собственной выгоде. Совесть предполагает умение критически оценивать свои поступки, мысли и желания, требует от человека быть честным «во мраке», т.е. когда никто другой не может проконтролировать его действия и побуждения. Долг и совесть тесно взаимосвязаны: поступок по совести – это поступок из чувства долга.

Вопрос о функциях морали – это вопрос о том, зачем, для чего нужна мораль, какова её роль в обществе? Несмотря на то, что выше мы определили мораль как способ регуляции отношений между людьми, её общественная роль к этому не сводится. Мораль многофункциональна, т.е. выполняет различные взаимосвязанные функции. А.И. Титаренко отмечает следующие функции морали: регулятивную, воспитательную, познавательную, оценочно-императивную, ориентирующую, мотивационную, коммуникативную(обеспечивающую общение людей), прогностическую3. К ним, на наш взгляд, можно также добавить идеологическую и мировоззренческую функции. Однако, на наш взгляд, главная функция морали – гуманистическая, её предназначение – делать человека человечнее.

В отечественной традиции духовная жизнь анализируется также с помощью категории
«общественное сознание». Это марксистское понятие соотносительно с «общественным бытием», последнее трактуется как материальные (объективные) отношения людей к природе и друг другу, главные среди них – производственные отношения. В своих работах, в частности в «Капитале», К. Маркс настаивал, что общественное бытие, т.е. экономический базис общества, способ производства материальных благ определяет общественное сознание, т.е. мысли, чувства, настроения, убеждения людей. Иначе говоря, общественное сознание отражает общественное бытие. Сегодня ясно, что такой односторонний экономикоцентризм не адекватен. Более правильно говорить о взаимодействии, обоюдном влиянии общественного сознания и общественного бытия. Можно дать следующее определение общественного сознания – это надиндивидуальная идеальная реальность, целостное духовное явление, возникающее на основе синтеза отдельных индивидуальных сознаний, которое частично определяется общественным бытием, отражает его и активно на него воздействует.

Общественное сознание надличностно, это внутри себя по-особому организованная идеально-объективная действительность, с требованиями и волей которой индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными явлениями и законами. Носителями общественного сознания являются не только и не столько индивиды, сколько социальные группы и общности.

Важной характеристикой общественного сознания является общественное мнение – это статистически среднее оценочное отношение различных социальных слоев или общества в целом к текущим событиям общественной жизни.

Дальнейшее прояснение сущности общественного сознания связано с выделением его уровней и форм. К уровням относят обыденно-практическое сознание и теоретическое сознание. Первое отражает социальную действительность непосредственно, бессистемно и стихийно, второе – концептуально, в виде теорий. Обыденное сознание в большей мере оперирует образами, носит чувственно-наглядный характер, теоретическое – оперирует понятиями, отличается рационально-логическим характером. Высшей формой обыденного сознания является мудрость, теоретического – наука.

Частным аналогом обыденного сознания выступает общественная психология – совокупность общественных чувств, эмоций, настроений. Заключенное в общественной психологии отношение к явлениям общественной жизни находит свое выражение в их разнообразных чувствах, настроениях, обычаях, нравах, традициях, проявлениях моды, а также в их стремлениях, целях и идеалах. Общественная психология выступает как единство эмоциональных и интеллектуальных отношений людей к условиям их жизни, к их общественному бытию.