Файл: Конспект (тезисы) лекций по дисциплине Философия.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 419

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.

Самым видным представителем греческой патристики был Григорий Нисский, епископ города Ниса в Малой Азии. Как платоник он во многом следовал за Оригеном, развивая диалектику Единого, Логоса и Мировой Души. Григорий доказывал иллюзорность чувственного бытия, настаивал на том, что только через мистический опыт человек может ощущать божественное присутствие.

Василий Великий известен больше всего как автор «Шестоднева» -- книги, в которой на основе объединения содержания 1-й главы Библии и «Тимея» Платона излагается христианская космогония и натурфилософия. Завершает греко-византийскую патристику Иоанн Дамаскин -- богослов, философ и поэт, систематизатор греческой патристики и ведущий идейный противник иконоборчества.

Среди латинских патристов широтой интересов и авторитетом выделяется Аврелий Августин, интересный не только своим мыслями, но и биографией.
Учение Августина органично соединяет высокую теологию Востока с углубленным вниманием Запада к психологии и антропологии. Один их крупнейших представителей христианского неоплатонизма, Августин со своим небывалым доселе интересом к человеческой личности и человеческой истории выступает родоначальником европейского «субъектоцентрического» и исторического сознания.
Наиболее интересны размышления Августина о времени и его оригинальная концепция истории. Августин помещает время в человеческую душу и приступает к созиданию первой в истории философии субъективистской концепции времени. В соответствии с последней, получается, что прошлое – это наша память, настоящее – это актуальные переживания, а будущее – это наши надежды.

В своем трактате «О граде Божьем» Августин заложил основы рассмотрения истории как поступательного целенаправленного процесса, противопоставив свою теорию античному видению истории как циклического процесса. По мнению Августина, история имеет цель и является богочеловеческим процессом, т.е. направляется Богом, но реализуется усилиями людей.
ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

1. Первым историческим этапом в развитии средневековой философии была апологетика (II – III вв. н.э.), она так называется потому, что ее целью была апология (защита) христианского вероучения перед лицом пока еще господствущего язычества. Апологеты, самые известные из которых Тертуллиан и Климент Александрийский, адресовали свои произведения римским императорам, их целью было убедить последних в превосходстве христианской религии перед традиционными языческими верованиями.


2. Второй исторический этап средневековой философии получил название патристики (от слова pater – отец) – это учение «отцов церкви», признанных христианских авторитетов. Исторической заслугой патристики стало формирование цельного христианского мировоззрения на основе синтеза идей Библии и древнегреческой философии. Хронологические рамки патристики – конец III – VIII века. Патристика делится на западную (латинскую) и восточную (греческую). Самым известным патристом на Западе был Августин, на востоке – Григорий Нисский.
Вопрос 3. Схоластика и мистика
Третьим завершающим этапом в развитии средневековой философии стала схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый) -- тип религиозной философии, характеризующийся соединением богословских догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам. Важнейшая черта схоластики – умозрительность как оторванность от действительности, стремление решать все вопросы в области чистой мысли, не выходя в мир опыта, реальной практики.

Временем зарождения схоластики принято считать IX – X века, её расцвет пришелся на XII – XIII века, а период поздней схоластики приходится на XIV век. Схоластика развивалась в основном в Англии и Франции, её ведущим центром был Парижский университет, а также Оксфордский и Кембриджский университеты.

Представитель ранней схоластики -- Ансельм Кентерберийский (1033-1109), -- известен как автор онтологического доказательства бытия Бога, согласно которому Бог как всесовершенное существо должен существовать потому, что существование является признаком всесовершенства.

Наиболее значительными представителями зрелой схоластики являются Абеляр (1079 – 1142), Альберт Великий (1193 – 1280), Фома Аквинский (1226 – 1274).

Абеляр уже в юности прославился как один из самых тонких философов, обладающий блестящей эрудицией. Красотой слова и неотразимым личным обаянием Абеляр привлекал тысячи восхищенных учеников со всех концов Запада. Примерно к этому же времени относится история трагической любви Абеляра и Элоизы, которая была одной из самых талантливых его учениц.Прежде всего, он известен как сторонник концептуализма – промежуточной позиции (между реализмом и номинализмом) в споре о природе универсалий (общих понятий), последние он рассматривал как умственные концепции, которые не существуют отдельно от предметов.

Крупнейшим представителем зрелой схоластики был

Фома Аквинский (1226 - 1274), чья деятельность была связана с Парижским университетом. Основные сочинения мыслителя: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Фома опирался на авторитет Аристотеля и в целом повторял его учение (в частности, об акте и потенции, форме и материи, субстанции и акциденции, видах человеческой души и т. д.). Больше всего Фома известен своими формулировками пяти доказательств бытия бога, некоторые из которых не потеряли своего значения до сих пор.

Альтернативой схоластики в период средневековья выступила мистика. Мистика (греч. mystika -- таинственные обряды, таинства) – практика переживания единства с Богом, а также совокупность богословско-философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и регулирующих эту практику.

К наиболее видным представителям западноевропейской мистики следует отнести итальянского теолога и кардинала Петра Дамиани (1007-1072), французских богословов Гильома из Шампо (ок. 1070 — 1121) и Гуго Сен-Викторского (ок. 1096 — 1141), руководивших богословской школой при Сен-Викторском аббатстве, которая и была европейским центром мистического варианта католической теологии. Гильом также известен как учитель Абеляра. Еще более знаменит Бернар Клервосский (1090-1153) -- французский теолог-мистик, аббат монастыря в Клерво, вдохновитель второго крестового похода (1147 г.). Крупнейшим представителем позднесредневекового мистицизма были Джованни Бонавентура и Мейстер Экхарт.

Мейстер Экхарт (ок. 1260 — ок. 1327) -- монах-доминиканец, основатель немецкого мистицизма, впервые употребивший немецкий язык как язык философии. В своих воззрениях на существо тварного мира Экхарт придерживается пантеистической концепции. Мир — итог вечной творческой божественной энергии, постоянно изливающейся из «его недр» вследствие преизбыточности Единого. Все бывшее, настоящее и будущее — весь мир, относящийся к порядку множественности, — это творящий, «услаждающийся собою в вещах» Бог; однако вечное, неизменное, единое Божество не тождественно миру.
ВЫВОДЫ по 3 вопросу:

1. Третьим историческим периодом в развитии средневековой философии стала схоластика – тип философствования, главной особенностью которого, кроме опоры на христианскую веру, была умозрительность, то есть оторванность от действительности, стремление решать все философские вопросы в области умозрения, без всякого обращения к опыту и практике.


2. Главной проблемой схоластики стала проблема доказательства бытия Бога. Наиболее известные доказательства разработал главный представитель схоластики Фома Аквинский, кстати, некоторые из доказательств бытия Бога не потеряли своей актуальности, например, телеологическое доказательство.

3. Центральный спор в рамках схоластики – спор о природе общих понятий (универсалий) между номиналистами и реалистами. Первые считали, что общие понятия лишь имена, в реальности существуют только отдельные вещи (Оккам), а вторые, напротив, полагали, что общие понятия реальны наподобие платоновских идей (Гуго Сен-Викторский).

4. Альтернативой схоластике была мистика, выступавшая против разума в богопознания. Мистики считали, что познать Бога можно только через чувства, через мистический экстаз, для чего активно разрабатывали особую практику, включающую аскетические упражнения, молитвы, песнопения и прочие способы телесного воздействия, способные приблизить душу к Богу.
Основная литература:

  1. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ, 2004. С. 42-52.

  2. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1989. С. 115-135.

  3. Философия: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С. 47-56.

  4. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. Ч.1.- М.: Политиздат, 1991. С.14-15, 193-196, 612-615; Ч. 2. С. 375-377.


Дополнительная литература:

  1. Августин. Исповедь. - М., 1992.

  2. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. - М., 1990.

  3. Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М., 2003.

  4. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.

  5. Мейстер Экхарт. Духовные проповеди и рассуждения. - М., 1991.

  6. Соколов В.В. Средневековая философия. - М., 1979.

  7. Тертуллиан. О плоти Христа // Тертуллиан. Избр. соч. - М., 1994.

  8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1991.

  9. Штекль А. История средневековой философии. - СПб., 1996.

Тема 5. Философия эпохи Возрождения
План лекции:

  1. Характерные черты философской мысли и культуры Ренессанса

  2. Философия итальянского гуманизма

  3. Натурфилософия эпохи Возрождения

  4. Социально-политическая мысль эпохи Ренессанса


ВВЕДЕНИЕ
Эпоха Возрождения, к рассмотрению философской мысли которой, мы сегодня приступаем, знаменует собой едва ли не крупнейшую революцию в области западноевропейского духа на протяжении всей его истории.


Цель сегодняшней лекции – выявить характерные особенности философской мысли и культуры Ренессанса, рассмотреть основные мыслительные потоки этого времени, включая воззрения наиболее крупных мыслителей Возрождения, а также выделить главные философские идеи-интуиции этого бурного времени.
Вопрос 1. Характерные черты философской мысли и культуры Ренессанса
Эпоха Возрождения, непосредственно следующая за Средневековьем и вырастающая на его основе, представляет собой время коренного перелома в жизни европейского общества. Это эпоха зарождения буржуазных отношений и великих географических открытий (открытие Америки Колумбом), в это время появляется книгопечатание и рождается естествознание. Вместе с последним формируется новый тип научного мышления, требующий вместо изучения текстов исследовать природу, вместо аппеляции к Богу и потусторонним силам обращаться к поиску естественных законов.

В сфере философии также происходит радикальные преобразования, связанные с критикой схоластического метода, отходом от христианского догматизма и утверждением нового гуманистического мировоззрения. Отметим основные характерные особенности философской мысли культуры Ренессанса:

1. Антропоцентризм – утверждает, что отныне не Бог, а человек является центром и высшей целью мироздания, мерой вещей и отношений, а также основным объектом исследования.

2. Гуманизм вытекает непосредственно из антропоцентризма. Термин «гуманизм» был введен Ф. Петраркой, отцом итальянских гуманистов, для обозначения светской мировоззренческой позиции, противостоящей схоластике, и утверждающей высокое достоинство и предназначение человека, его право на земное счастье и реализацию собственного творческого потенциала.

3. Ностальгия по античной культуре проявилась в это время настолько широко, приобрела настолько массовый характер, что сама эпоха позднее получила имя Возрождения, имея в виду восстановление идеалов античности.

4. Реабилитация чувственно-телесного начала в человеке стала логичным итогом гуманизма и возрожденного эпикуреизма. В живописи и скульптуре происходит отход от аскетической-символической иконописи и утверждается гедонистический реализм: начинают изображаться обнаженные человеческие тела, человеческие чувства и страсти.