Файл: Инновационный педагогический менеджмент характеризуется как комплекс принципов.odt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
способствующая повышению качества образования, проявляющаяся в появлении принципиально важных изменений в содержании образования, расцениваемых как прогрессивные.

Методическая работа - составная часть профессионально- педагогической деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия. В рамках методической работы решаются следующие основные задачи:

-подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед непосредственными участниками методической работы;

-анализ и регулирование социально- психологического климата в педагогическом коллективе;

-стимулирование продуктивной деятельности каждого педагога и их саморазвития;

-создание условий для профессионального роста педагогов;

-повышение качества образовательного процесса.

При построении методической работы в инновационном ОО ставятся следующие цели:

- определение состояния образовательной работы в учреждении;

- изучение взаимоотношений между детьми, диагностика уровня их физического, психического и социального развития;

- повышение уровня образовательной работы и ее конкретных результатов;

- изучение деятельности педагогов - новаторов и их передового педагогического опыта, внедрение данного опыта в практику работы ОО;

- помощь молодым педагогам в овладении педагогическим мастерством;

- изучение личностных особенностей педагогов в целях наилучшей их совместной деятельности.

Работа в образовательном учреждении должна вестись в следующих направлениях:

- повышение социально-психологической культуры педагогов;

- совершенствование педагогической культуры;

- овладение мировой, национальной, речевой и бытовой культурой;

- развитие специальных умений и навыков педагогов ОО.

Основными этапами организационно- педагогической деятельности руководителей ОО по созданию системы методической работы с педагогическими кадрами являются:

- во-первых, определение состава системы методической работы, то есть выбор методических объединений педагогов, творческих групп, школы профессионального мастерства и так далее);

- во-вторых, раскрытие функциональных свойств каждого компонента системы методической работы и определение на этой основе их достаточного и необходимого количества (в зависимости от уровня инновационной внедренческой деятельности учреждения);


- в-третьих, поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов системы методической работы, определение роли и места каждого структурного компонента внутри целостной системы;

- в-четвертых, создание материальной основы функционирования системы методической работы.

Выбирая оптимальный вариант системы методической работы в ОО, необходимо учитывать следующие параметры:

- задачи, стоящие перед ОО в инновационной (внедренческой) деятельности;

- результаты диагностики профессиональной деятельности педагогов и результаты работы ОО в целом;

-количественный и качественный состав педагогического коллектива (уровень образованности педагогов, их профессиональную компетентность, готовность к внедрению инноваций );

-цели и функциональные особенности содержания методической работы в условиях инноватики;

- накопленные в ОО традиции;

-сравнительную эффективность различных форм методической работы в условиях инновационного ОО для повышения профессиональных компетенций педагогов;

- материальные, моральные, психологические и другие условия.

Функции управления методической работой

1)Информационно - аналитическая. Формирование банка данных о новых исследованиях в психолого-педагогической науке и практике; банка данных о структурных подразделениях педагогов в ОО; сбор научно- методического материала о состоянии образовательной работы в ОО; формирование банка данных о методической работе педагогов, их профессиональных качествах.

2)Мотивационно - целевая. Определение цели научно-методической деятельности коллектива инновационного ОО и отдельных педагогов, образовательной системы ОО, на основе реальных условий рациональной организации педагогического труда, изменения мотивации педагогической деятельности в условиях инноватики.

3)Планово - прогностическая. Прогнозирование развития научно- методической работы педагогического коллектива. Планирование организации и содержания научно- методической и инновационной методической работы. Определение зоны ближайшего развития педагогов на основе диагностики профессиональных качеств, планирование конкретных методических мероприятий для достижения поставленных целей.

4)Организационно-исполнительская. Организация выполнения Программы развития образовательной системы учреждения, целевых комплексных программ, Программы обновления методической и научно- методической работы ОО, организация повышения квалификации педагогов, обобщение передового педагогического опыта, организация самообразовательной деятельности педагогов ОО.



5)Контрольно - диагностическая. Осуществление аналитической деятельности, контроля за качеством образовательной работы с детьми, оценка состояния образовательной, научно- методической, инновационной, самообразовательной деятельности педагогов.

6)Регулятивно - коррекционная. Обеспечение поддержания системы научно-методической, инновационной работы в непрерывной связи с инновационными процессами в образовании детей. Устранение нежелаемыхотклонений в экспериментально-поисковой работе, в организации повышения профессиональной компетентности педагогов. Обеспечение оперативной помощи педагогам, регулирование и коррекция деятельности структурных подразделений.

При планировании методической работы необходимо учитывать основные принципы планирования:

-единство целевой установки и условий реализации;

-единство долгосрочного и краткосрочного планирования;

-обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования;

-сочетание государственных и общественных интересов, учет потребностей потребителей образовательных услуг;

-стабильность и гибкость планирования и прогнозирования.

Основными направлениями инновационной методической работы в ОУ являются:

1) В информационной области:

- обеспечение педагогов необходимой информацией о новинках методической и научно- методической литературы;

- информирование педагогов об основных направлениях развития сферы образования республики, района;

- информирование педагогов о современных вариативных и парциальных программах, педагогических технологиях.

То есть, в рамках инновационной методической работы должно обеспечиваться информирование педагогов ОУ об инновационных фактах и явлениях.

2) В диагностико - прогностической области:

- изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности;

-прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной методической помощи педагогам ОУ;

3) В области содержания образования:

- создание условий для реализации вариативных образовательных программ, современных педагогических технологий;

-методическое и научно-методическое обеспечение введения нового содержания образования.

То есть, в ОО должны быть закреплены административно (нормативно) формы методической работы, сориентированные на
освоение инновационной педагогической деятельности, на повышение профессиональной компетентности педагогов.

4) В области повышения квалификации:

- методическая работа должна обеспечивать личностно- ориентированную стратегию, индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности;

-выявление, систематизация, распространение передового педагогического опыта.

В повышении эффективности инновационной методической работы немаловажную роль играют современные подходы к ее организации, то есть, отбор продуктивных форм методической работы с педагогами ОУ.

В психолого-педагогической литературе выделяются следующие аспекты методической работы:

а) деятельностный аспект позволяет выделить такие ее компоненты, как мотивы, цели, задачи, содержание, формы, методы, результаты;

б) содержательный аспект дает возможность построить структуру методической работы из следующих трех взаимосвязанных направлений:

-методической подготовки педагогов,

- научно- теоретической подготовки,

- психолого - педагогической подготовки педагогов ОО;

в) управленческий аспект делает необходимым выделить в составе методической работы иные компоненты, а именно: педагогический анализ, планирование, организацию, контроль и регулирование обусловленное, вызванное к жизни закономерностями и взаимосвязями развивающейся образовательной системы ОО.

Управление инновационной методической работой представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие всех участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей (Ю. К. Бабанский).

Основная цель управления инновационной методической работой – эффективное и планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата в инновационной (внедренческой) деятельности.

В управленческой литературе, в частности у Н. В. Кузьминой, выделяются пять функциональных основных компонентов, которые, отражаясь в структуре деятельности руководителей инновационной методической работы, становятся основой управления ею. К числу основных компонентов относятся: диагностический, проектировочный, конструктивный, организационный и коммуникативный.


В качестве исходного и системообразующего фактора выступает гностический компонент, поскольку он связан с получением информации обо всех аспектах инновационной методической работы: о ее результативности, эффективности применяемых организационных форм, об уровне профессиональной компетентности педагогов, о качестве образования в ОО.