Файл: Курсовая работа по дисциплине Формирование элементарных математических представлений.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 298

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Характеристика понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников

1.2 Игра – как метод математического развития

1.3 Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

1.4 Краткие выводы по главе I

2.1 Краткая характеристика испытуемых, анализ констатирующего этапа исследования

2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования на занятиях игровых приемов

2.3 Результаты заключительного этапа исследования

Заключение

Список использованной литературы




Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»

Институт педагогики

Кафедра теории и методики обучения и воспитания

Курсовая работа

по дисциплине «Формирование элементарных математических представлений»

Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста


Пьянкова Наталья Сергеевна

студентки 5 курса заочной формы обучения

по специальности Педагогика и методика дошкольного образования

Научный руководитель:

Чернякова Наталья Владимировна


Южно-Сахалинск

2014



Содержание





Введение 4

Глава 1. Теоретические основы использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 9

1.1 Характеристика понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников 9

1.2 Игра – как метод математического развития 13

1.3 Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 19

1.4 Краткие выводы по главе I 23

2.1 Краткая характеристика испытуемых, анализ констатирующего этапа исследования 25

2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования на занятиях игровых приемов 31

2.3 Результаты заключительного этапа исследования 37

Заключение 44

Список использованной литературы 46



Введение



Актуальность исследования. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а также для успешного обучения в младших классах средней школы.


Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности хорошо понимали многие прогрессивные педагоги еще в прошлых столетиях. Разрабатывая вопросы развития у детей математических представлений, они обязательно заботились об их использовании в жизни. Так, например, К.Д. Ушинский писал: «При первоначальном обучении счету ... также не должно спешить и идти дальше не иначе, как овладев прежним, а овладев чем-нибудь, никогда не оставлять его без постоянного приложения к делу» 15, с.5. При этом он подчеркивал, что применять изученное лучше всего в новых условиях, противоположных тем, в которых ребенок их получал. Мысли выдающегося русского педагога не утратили своего значения и в настоящее время: они учитываются при разработке методов обучения детей элементам математики.

Многие видные психологи и педагоги (П.Я. Гальперин, А.Н. Леушина, Т.В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у детей математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета 15, с.3.

Обучение математике не должно быть обязательно скучным занятием для ребенка, к тому же существует просто огромное количество математических игр и игр-обучалок для малышей. Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало или испугало. Он вряд ли запомнит что-то, на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому основная задача педагогов и родителей сделать так, чтобы малышу было интересно заниматься счетом. Тогда маленькие непоседы и сами не заметят, как научатся считать.

Итак, в современной концепции дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции обновления детского сада выделяется гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, и в связи с этим обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности. Именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр и игровых упражнений. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.



Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Неоценимый вклад в теорию и методику предматематической подготовки дошкольников детского сада внесли Е.И. Тихеева, Л. В. Глаголева, Ф.Н. Блехер, A.M. Леушина, А.П. Усова, М.Ф. Чекмарев, Е.И. Удальцова, А.А. Столяр, Л.С. Метлина, Т.В. Тарунтаева, Ф.А. Михайлова, Н.Г. Бакст, Р. Чуднова и многие другие педагоги, методисты и исследователи.

На основе выше изложенного, в данной работе нами было определено:

объект исследования – воспитательно-образовательный процесс;

предмет исследования – игровые приёмы при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста;

цель работы – изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

  2. Дать общую характеристику содержания понятия «формирование элементарных математических представлений»

  3. Исследовать эффективность использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

  4. Разработать методические рекомендации по формированию элементарных математических представлений с использованием игровых приемов.

Гипотеза исследования: если использовать игровые приемы в процессе обучения, то они способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач были использованы методы: анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования; наблюдение, диагностика, математическая обработка данных.

По ходу научного поиска нами был составлен план исследования по теме «использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников».


1. Констатирующий этап (сентябрь 2013 года)

Провести «срез» уровня математического развития детей при помощи методов:

- наблюдения;

- диагностика;

- анкетирование воспитателей.

2. Формирующий этап (октябрь 2013 – февраль 2014 года).

Повысить интерес детей 3-4 лет к математике при помощи дидактических игр, обогатить предметно-развивающую среду.

3. Итоговый этап (март 2014 года).

Провести повторный «срез» уровня математического развития детей 3-4 лет при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе:

- наблюдения;

- диагностика;

- анкетирование воспитателей.

Практическая значимость заключается в том, что как теоретические, так и эмпирические данные, полученные в ходе исследования, могут представлять интерес для педагогов и психологов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось в один этап с сентября 2013г. по март 2014г. В данный период нами был проведен теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования. Используя методы педагогического исследования (педагогическое наблюдение, беседа, специальная диагностика, количественный и качественный анализ полученных данных) мы изучили уровень знаний элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Были сформулированы выводы и разработаны методические рекомендации, выполнено литературное оформление исследования в виде курсовой работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Список использованной литературы содержит 27 источников. Курсовая работа составляет 56 страниц машинописного текста, имеет 6 приложений, в которых представлено 6 таблиц, 2 протокола, 2 анкеты для воспитателей.



Глава 1. Теоретические основы использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста



1.1 Характеристика понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников



Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков [7, с. 4]. Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний.

Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников прошла долгий путь своего развития, а именно [26, c. 13]:

I этап – историческое развитие:

  • выдвижение и обоснование идей математического развития передовыми отечественными и зарубежными педагогами (К.Д. Ушинский, В.А. Лай и другие);

  • представление классической системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель);

  • влияние методов обучения математике в школе (монографический и вычислительный методы) на становление методики математического развития дошкольников (Л. Волковский);

  • математическое развитие дошкольников средствами веселой занимательной математики (вторая половина XVIII-ХIХ в.в.)

II этап – становления методики математического развития дошкольников (с 20-30 г.г. до середины 60 г.);

  • определение содержания методов и приёмов работы с детьми, определение дидактических материалов и игр в зависимости от педагогических взглядов и идей;

  • естественное математическое развитие ребёнка в детском саду и семье, по методу Е.И. Тихеевой. Создание развивающей среды, как условие полноценного математического развития;

  • разработка разнообразных методов Л.В. Глаголевой при обучении сравнению величин.

  • разработка дидактических игр, игровых занимательных упражнений, как основной путь математического развития детей по методике Ф.Н. Блехер.