Файл: Курсовая работа по дисциплине Формирование элементарных математических представлений.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 303

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Характеристика понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников

1.2 Игра – как метод математического развития

1.3 Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

1.4 Краткие выводы по главе I

2.1 Краткая характеристика испытуемых, анализ констатирующего этапа исследования

2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования на занятиях игровых приемов

2.3 Результаты заключительного этапа исследования

Заключение

Список использованной литературы

, пользуясь приемом приложения; обозначать результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий; закреплять умение различать левую и правую руку, ориентироваться в левом и правом на самом себе.

Тема 10

Цель. Учить детей выполнять столько движений, сколько игрушек стоит (в пределах 1-3); упражнять в определении того, в какой группе больше (меньше) предметов или в них поровну предметов, пользуясь приемами наложения и приложения; видеть равное количество предметов разных размеров.

Что касается экспериментальной группы, то здесь занятия проводились по методике Л.В. Минкевич,в основе которой лежит использование игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников.

Тема 1 «Один- много, большой- маленький»

Цель. Учить определять отношения предметов по количеству: один, много; сформировать представление о размере двух предметов: большой, маленький; дать представление о временных отношениях: сначала - потом.

Тема 2 «Круг»

Цель. Сформировать представление о геометрической фигуре: круг; закреплять представление о размере двух предметов: большой, маленький; продолжать учить определять отношения предметов по количеству: один, много.

Тема 3 Количество предметов и их расположение»

Цель. Дать представление о том, что количество предметов(3) не изменяется от их иного расположения; закреплять представление о: геометрической фигуре: круг; размере двух предметов: большой, маленький.

Тема 4 «Вверху- внизу, впереди- сзади»

Цель. Дать представление о пространственных отношениях: вверху – внизу, впереди – сзади; продолжать учить определять отношения предметов по количеству: один, мало, много; закреплять представление о том, что количество предметов(3) не изменяется от их иного расположения.

Тема 5 «Короткий- длинный»

Цель. Сформировать представление о длине двух предметов: короткий, длинный; закреплять представление о пространственных отношениях: вверху – внизу, впереди – сзади; закреплять понятия: один, много.

Тема 6 «Круг,квадрат»

Цель. Сформировать представление о геометрических фигурах: квадрат, круг; закреплять представление о размере двух предметов: большой, маленький; закреплять знания об отношениях предметов по количеству: один, много.

Тема 7 «Высокий- низкий»

Цель. Сформировать представление о высоте двух предметов: высокий, низкий; продолжать учить определять равенство двух групп предметов; закреплять представление о геометрических фигурах: квадрат, круг.


Тема 8 «Столько же,поровну, высокий- низкий»

Цель. Учить определять отношения предметов по количеству: столько же, поровну; закреплять представление о: временных отношениях: сначала – потом, день – ночь; высоте предметов: высокий, низкий.

Тема 9 «Справа- слева, один- много»

Цель. Дать представление о пространственных отношениях: справа – слева; продолжать учить определять отношения предметов по количеству: столько же, поровну; один, много; закреплять представление о временных отношениях: день – ночь; сначала – потом.

Тема 10 «Равенство и неравенство»

Цель. Совершенствовать умение определять равенство и неравенство двух групп предметов; закреплять умение определять отношения предметов по длине и ширине; закреплять представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.

Основное направление в организации занятий на данном этапе – развитие сенсорных и общих интеллектуальных способностей детей в игровой деятельности. Воспитатели вовлекали детей в содержательные, основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения, задания, ситуации, практические действия. Учитывались реальные возможности каждого ребенка, а также осуществлялась индивидуальная работа с детьми. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, являлось творческое отношение воспитателя к занятиям. Сказочные персонажи, используемые воспитателями на занятиях, вызывали у малышей интерес к процессу познания математики. В данной методике большое внимание уделяется не только обучению дошкольников, но и совершенствованию познавательной детской деятельности, общего умственного развития.

В конце формирующего этапа было замечено, что у детей повысился уровень интереса к играм с математическим содержанием не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Дети стали чаще играть в уголке математики, радуются своим успехам, делятся своими впечатлениями с родителями и воспитателями.


2.3 Результаты заключительного этапа исследования



В соответствии с планом исследования в апреле 2014 года был проведен повторный «срез» уровня математического развития детей 3-4 лет при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе:

- наблюдения;

- диагностика;

- анкетирование воспитателей.

Наблюдая за контрольной группой, было отмечено: дети мало играют в игры с математическим содержанием; предпочитают уже знакомые игры с простыми правилами; нет оформленного уголка для дидактических игр с математическим содержанием; часто, оставляют игру, не закончив её; некоторые дети не знают правил игры, манипулируют с дидактическим материалом спонтанно.

Наблюдая за экспериментальной группой, было отмечено: в группе появился математический уголок с играми математического содержания; игры соответствуют возрасту детей; дети свободно, с желанием играют в свободное время с дидактическим материалом; практически все знают правило игры; любят играть в игры с усложнёнными правилами; есть игры изготовленные родителями, воспитателями совместно с детьми.

Была проведена повторная диагностика математических представлений у детей для выявления знаний младших дошкольников по математике.

По итогам диагностики было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень показало 52% детей, средний 40% детей, низкий уровень 8% детей. А в контрольной группе высокий уровень показали 24% детей, средний 52% детей, низкий 24% детей.

Провели повторное анкетирование воспитателей контрольной и экспериментальной групп. Было выявлено, что в экспериментальной группе повысился интерес педагогов к планированию занятий по формированию элементарных математических представлений, к организации развивающей среды. А в контрольной группе изменений не произошло.

Интерпретация результатов на заключительном этапе.

Для того, чтобы определить степень подтверждения гипотезы, заявленной в начале исследования мы воспользовались тем же U- критерием Манна-Уитни, что и на констатирующем этапе.

Сформулируем гипотезы:

H0: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 не отличается от того же признака в младшей группе 2.


H1: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 отличается от того же признака в младшей группе 2.
Вспомогательная таблица 1




младшая группа 1




младшая группа 2

1.

2

1.

2

2.

3

2.

3

3.

2

3.

3

4.

1

4.

2

5.

2

5.

3

6.

2

6.

3

7.

1

7.

1

8.

2

8.

2

9.

3

9.

3

10.

2

10.

3

11.

1

11.

3

12.

2

12.

3

13.

2

13.

2

14.

3

14.

1

15.

1

15.

3

16.

2

16.

3

17.

2

17.

3

18.

3

18.

2

19.

2

19.

2

20.

1

20.

3

21.

2

21.

2

22.

3

22.

3

23.

2

23.

2

24.

1

24.

2

25.

2

25.

2



Вспомогательная таблица по распределению изучаемого признака в двух группах


младшая группа 1

младшая группа 2




уровень знаний элементарных математических представлений

ранги

уровень знаний элементарных математических представлений

ранги




3

9,5

3

9,5

3

9,5

3

9,5

3

9,5

3

9,5

3

9,5

3

9,5

3

9,5

3

9,5







3

9,5







3

9,5







3

9,5







3

9,5







3

9,5







3

9,5







3

9,5







3

9,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5

2

30,5







2

30,5







2

30,5







2

30,5







1

46,5

1

46,5

1

46,5

1

46,5

1

46,5







1

46,5







1

46,5







1

46,5










753,5




521,5