Файл: Курсовая работа по дисциплине Формирование элементарных математических представлений.rtf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 303
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, пользуясь приемом приложения; обозначать результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий; закреплять умение различать левую и правую руку, ориентироваться в левом и правом на самом себе.
Тема 10
Цель. Учить детей выполнять столько движений, сколько игрушек стоит (в пределах 1-3); упражнять в определении того, в какой группе больше (меньше) предметов или в них поровну предметов, пользуясь приемами наложения и приложения; видеть равное количество предметов разных размеров.
Что касается экспериментальной группы, то здесь занятия проводились по методике Л.В. Минкевич,в основе которой лежит использование игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников.
Тема 1 «Один- много, большой- маленький»
Цель. Учить определять отношения предметов по количеству: один, много; сформировать представление о размере двух предметов: большой, маленький; дать представление о временных отношениях: сначала - потом.
Тема 2 «Круг»
Цель. Сформировать представление о геометрической фигуре: круг; закреплять представление о размере двух предметов: большой, маленький; продолжать учить определять отношения предметов по количеству: один, много.
Тема 3 Количество предметов и их расположение»
Цель. Дать представление о том, что количество предметов(3) не изменяется от их иного расположения; закреплять представление о: геометрической фигуре: круг; размере двух предметов: большой, маленький.
Тема 4 «Вверху- внизу, впереди- сзади»
Цель. Дать представление о пространственных отношениях: вверху – внизу, впереди – сзади; продолжать учить определять отношения предметов по количеству: один, мало, много; закреплять представление о том, что количество предметов(3) не изменяется от их иного расположения.
Тема 5 «Короткий- длинный»
Цель. Сформировать представление о длине двух предметов: короткий, длинный; закреплять представление о пространственных отношениях: вверху – внизу, впереди – сзади; закреплять понятия: один, много.
Тема 6 «Круг,квадрат»
Цель. Сформировать представление о геометрических фигурах: квадрат, круг; закреплять представление о размере двух предметов: большой, маленький; закреплять знания об отношениях предметов по количеству: один, много.
Тема 7 «Высокий- низкий»
Цель. Сформировать представление о высоте двух предметов: высокий, низкий; продолжать учить определять равенство двух групп предметов; закреплять представление о геометрических фигурах: квадрат, круг.
Тема 8 «Столько же,поровну, высокий- низкий»
Цель. Учить определять отношения предметов по количеству: столько же, поровну; закреплять представление о: временных отношениях: сначала – потом, день – ночь; высоте предметов: высокий, низкий.
Тема 9 «Справа- слева, один- много»
Цель. Дать представление о пространственных отношениях: справа – слева; продолжать учить определять отношения предметов по количеству: столько же, поровну; один, много; закреплять представление о временных отношениях: день – ночь; сначала – потом.
Тема 10 «Равенство и неравенство»
Цель. Совершенствовать умение определять равенство и неравенство двух групп предметов; закреплять умение определять отношения предметов по длине и ширине; закреплять представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
Основное направление в организации занятий на данном этапе – развитие сенсорных и общих интеллектуальных способностей детей в игровой деятельности. Воспитатели вовлекали детей в содержательные, основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения, задания, ситуации, практические действия. Учитывались реальные возможности каждого ребенка, а также осуществлялась индивидуальная работа с детьми. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, являлось творческое отношение воспитателя к занятиям. Сказочные персонажи, используемые воспитателями на занятиях, вызывали у малышей интерес к процессу познания математики. В данной методике большое внимание уделяется не только обучению дошкольников, но и совершенствованию познавательной детской деятельности, общего умственного развития.
В конце формирующего этапа было замечено, что у детей повысился уровень интереса к играм с математическим содержанием не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Дети стали чаще играть в уголке математики, радуются своим успехам, делятся своими впечатлениями с родителями и воспитателями.
В соответствии с планом исследования в апреле 2014 года был проведен повторный «срез» уровня математического развития детей 3-4 лет при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе:
- наблюдения;
- диагностика;
- анкетирование воспитателей.
Наблюдая за контрольной группой, было отмечено: дети мало играют в игры с математическим содержанием; предпочитают уже знакомые игры с простыми правилами; нет оформленного уголка для дидактических игр с математическим содержанием; часто, оставляют игру, не закончив её; некоторые дети не знают правил игры, манипулируют с дидактическим материалом спонтанно.
Наблюдая за экспериментальной группой, было отмечено: в группе появился математический уголок с играми математического содержания; игры соответствуют возрасту детей; дети свободно, с желанием играют в свободное время с дидактическим материалом; практически все знают правило игры; любят играть в игры с усложнёнными правилами; есть игры изготовленные родителями, воспитателями совместно с детьми.
Была проведена повторная диагностика математических представлений у детей для выявления знаний младших дошкольников по математике.
По итогам диагностики было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень показало 52% детей, средний 40% детей, низкий уровень 8% детей. А в контрольной группе высокий уровень показали 24% детей, средний 52% детей, низкий 24% детей.
Провели повторное анкетирование воспитателей контрольной и экспериментальной групп. Было выявлено, что в экспериментальной группе повысился интерес педагогов к планированию занятий по формированию элементарных математических представлений, к организации развивающей среды. А в контрольной группе изменений не произошло.
Интерпретация результатов на заключительном этапе.
Для того, чтобы определить степень подтверждения гипотезы, заявленной в начале исследования мы воспользовались тем же U- критерием Манна-Уитни, что и на констатирующем этапе.
Сформулируем гипотезы:
H0: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 не отличается от того же признака в младшей группе 2.
H1: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 отличается от того же признака в младшей группе 2.
Вспомогательная таблица 1
Вспомогательная таблица по распределению изучаемого признака в двух группах
Тема 10
Цель. Учить детей выполнять столько движений, сколько игрушек стоит (в пределах 1-3); упражнять в определении того, в какой группе больше (меньше) предметов или в них поровну предметов, пользуясь приемами наложения и приложения; видеть равное количество предметов разных размеров.
Что касается экспериментальной группы, то здесь занятия проводились по методике Л.В. Минкевич,в основе которой лежит использование игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников.
Тема 1 «Один- много, большой- маленький»
Цель. Учить определять отношения предметов по количеству: один, много; сформировать представление о размере двух предметов: большой, маленький; дать представление о временных отношениях: сначала - потом.
Тема 2 «Круг»
Цель. Сформировать представление о геометрической фигуре: круг; закреплять представление о размере двух предметов: большой, маленький; продолжать учить определять отношения предметов по количеству: один, много.
Тема 3 Количество предметов и их расположение»
Цель. Дать представление о том, что количество предметов(3) не изменяется от их иного расположения; закреплять представление о: геометрической фигуре: круг; размере двух предметов: большой, маленький.
Тема 4 «Вверху- внизу, впереди- сзади»
Цель. Дать представление о пространственных отношениях: вверху – внизу, впереди – сзади; продолжать учить определять отношения предметов по количеству: один, мало, много; закреплять представление о том, что количество предметов(3) не изменяется от их иного расположения.
Тема 5 «Короткий- длинный»
Цель. Сформировать представление о длине двух предметов: короткий, длинный; закреплять представление о пространственных отношениях: вверху – внизу, впереди – сзади; закреплять понятия: один, много.
Тема 6 «Круг,квадрат»
Цель. Сформировать представление о геометрических фигурах: квадрат, круг; закреплять представление о размере двух предметов: большой, маленький; закреплять знания об отношениях предметов по количеству: один, много.
Тема 7 «Высокий- низкий»
Цель. Сформировать представление о высоте двух предметов: высокий, низкий; продолжать учить определять равенство двух групп предметов; закреплять представление о геометрических фигурах: квадрат, круг.
Тема 8 «Столько же,поровну, высокий- низкий»
Цель. Учить определять отношения предметов по количеству: столько же, поровну; закреплять представление о: временных отношениях: сначала – потом, день – ночь; высоте предметов: высокий, низкий.
Тема 9 «Справа- слева, один- много»
Цель. Дать представление о пространственных отношениях: справа – слева; продолжать учить определять отношения предметов по количеству: столько же, поровну; один, много; закреплять представление о временных отношениях: день – ночь; сначала – потом.
Тема 10 «Равенство и неравенство»
Цель. Совершенствовать умение определять равенство и неравенство двух групп предметов; закреплять умение определять отношения предметов по длине и ширине; закреплять представление о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.
Основное направление в организации занятий на данном этапе – развитие сенсорных и общих интеллектуальных способностей детей в игровой деятельности. Воспитатели вовлекали детей в содержательные, основанные на детском опыте познавательные игры, игровые упражнения, задания, ситуации, практические действия. Учитывались реальные возможности каждого ребенка, а также осуществлялась индивидуальная работа с детьми. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, являлось творческое отношение воспитателя к занятиям. Сказочные персонажи, используемые воспитателями на занятиях, вызывали у малышей интерес к процессу познания математики. В данной методике большое внимание уделяется не только обучению дошкольников, но и совершенствованию познавательной детской деятельности, общего умственного развития.
В конце формирующего этапа было замечено, что у детей повысился уровень интереса к играм с математическим содержанием не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Дети стали чаще играть в уголке математики, радуются своим успехам, делятся своими впечатлениями с родителями и воспитателями.
2.3 Результаты заключительного этапа исследования
В соответствии с планом исследования в апреле 2014 года был проведен повторный «срез» уровня математического развития детей 3-4 лет при помощи тех же методов, что и на констатирующем этапе:
- наблюдения;
- диагностика;
- анкетирование воспитателей.
Наблюдая за контрольной группой, было отмечено: дети мало играют в игры с математическим содержанием; предпочитают уже знакомые игры с простыми правилами; нет оформленного уголка для дидактических игр с математическим содержанием; часто, оставляют игру, не закончив её; некоторые дети не знают правил игры, манипулируют с дидактическим материалом спонтанно.
Наблюдая за экспериментальной группой, было отмечено: в группе появился математический уголок с играми математического содержания; игры соответствуют возрасту детей; дети свободно, с желанием играют в свободное время с дидактическим материалом; практически все знают правило игры; любят играть в игры с усложнёнными правилами; есть игры изготовленные родителями, воспитателями совместно с детьми.
Была проведена повторная диагностика математических представлений у детей для выявления знаний младших дошкольников по математике.
По итогам диагностики было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень показало 52% детей, средний 40% детей, низкий уровень 8% детей. А в контрольной группе высокий уровень показали 24% детей, средний 52% детей, низкий 24% детей.
Провели повторное анкетирование воспитателей контрольной и экспериментальной групп. Было выявлено, что в экспериментальной группе повысился интерес педагогов к планированию занятий по формированию элементарных математических представлений, к организации развивающей среды. А в контрольной группе изменений не произошло.
Интерпретация результатов на заключительном этапе.
Для того, чтобы определить степень подтверждения гипотезы, заявленной в начале исследования мы воспользовались тем же U- критерием Манна-Уитни, что и на констатирующем этапе.
Сформулируем гипотезы:
H0: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 не отличается от того же признака в младшей группе 2.
H1: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 отличается от того же признака в младшей группе 2.
Вспомогательная таблица 1
| младшая группа 1 | | младшая группа 2 |
1. | 2 | 1. | 2 |
2. | 3 | 2. | 3 |
3. | 2 | 3. | 3 |
4. | 1 | 4. | 2 |
5. | 2 | 5. | 3 |
6. | 2 | 6. | 3 |
7. | 1 | 7. | 1 |
8. | 2 | 8. | 2 |
9. | 3 | 9. | 3 |
10. | 2 | 10. | 3 |
11. | 1 | 11. | 3 |
12. | 2 | 12. | 3 |
13. | 2 | 13. | 2 |
14. | 3 | 14. | 1 |
15. | 1 | 15. | 3 |
16. | 2 | 16. | 3 |
17. | 2 | 17. | 3 |
18. | 3 | 18. | 2 |
19. | 2 | 19. | 2 |
20. | 1 | 20. | 3 |
21. | 2 | 21. | 2 |
22. | 3 | 22. | 3 |
23. | 2 | 23. | 2 |
24. | 1 | 24. | 2 |
25. | 2 | 25. | 2 |
Вспомогательная таблица по распределению изучаемого признака в двух группах
младшая группа 1 | младшая группа 2 | | ||||||
уровень знаний элементарных математических представлений | ранги | уровень знаний элементарных математических представлений | ранги | | ||||
3 | 9,5 | 3 | 9,5 | |||||
3 | 9,5 | 3 | 9,5 | |||||
3 | 9,5 | 3 | 9,5 | |||||
3 | 9,5 | 3 | 9,5 | |||||
3 | 9,5 | 3 | 9,5 | |||||
| | 3 | 9,5 | |||||
| | 3 | 9,5 | |||||
| | 3 | 9,5 | |||||
| | 3 | 9,5 | |||||
| | 3 | 9,5 | |||||
| | 3 | 9,5 | |||||
| | 3 | 9,5 | |||||
| | 3 | 9,5 | |||||
2 | 30,5 | 2 | 30,5 | |||||
2 | 30,5 | 2 | 30,5 | |||||
2 | 30,5 | 2 | 30,5 | |||||
2 | 30,5 | 2 | 30,5 | |||||
2 | 30,5 | 2 | 30,5 | |||||
2 | 30,5 | 2 | 30,5 | |||||
2 | 30,5 | 2 | 30,5 | |||||
2 | 30,5 | 2 | 30,5 | |||||
2 | 30,5 | 2 | 30,5 | |||||
2 | 30,5 | 2 | 30,5 | |||||
2 | 30,5 | | | |||||
2 | 30,5 | | | |||||
2 | 30,5 | | | |||||
2 | 30,5 | | | |||||
1 | 46,5 | 1 | 46,5 | |||||
1 | 46,5 | 1 | 46,5 | |||||
1 | 46,5 | | | |||||
1 | 46,5 | | | |||||
1 | 46,5 | | | |||||
1 | 46,5 | | | |||||
| 753,5 | | 521,5 |