Файл: Курсовая работа по дисциплине Формирование элементарных математических представлений.rtf
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 310
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ri=
Проведем проверку
Ri= = 1275
Произведенный расчет позволяет утверждать, что ранжирование произведено верно.
Найдем эмпирическое значение по формуле:
Uэмп=(n1* n2 ) + - T
Uэмп= (25*25)+ – 753,5=214,5
Uэмп= 214,5
Uкр=
Построим "ось значимости"
Ответ: принимаем H1: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 отличается от того же признака в младшей группе 2.
Таким образом, можно утверждать, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Применение Т- критерия Вилкоксона позволит нам определить степень подтверждения гипотезы, заявленной в начале исследования и установить является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом после реализации разработанной нами программы.
Сформулируем гипотезы
H0: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении
H1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивности сдвигов в нетипичном направлении
Составим вспомогательную таблицу
Расчет критерия Т при сопоставлении уровня развития знаний элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста, экспериментальная группа.
№ | Код имени | Уровни развития знаний | Разность d | Абсолютное значение разности | Ранговый номер разности | |
констат.этап | итог.этап | |||||
1. | А.А. | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
2. | А.Ф | 2 | 3 | 1 | 1 | 9 |
3. | Б.Д | 2 | 3 | 1 | 1 | 9 |
4. | Д.М. | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
5. | Д.В | 2 | 3 | 1 | 1 | 9 |
6. | Д.К | 3 | 3 | 0 | | |
7. | Ж.З. | 1 | 1 | 0 | | |
8. | И.Ю. | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
9. | К.Д | 2 | 3 | 1 | 1 | 9 |
10. | К.М | 3 | 3 | 0 | | |
11. | К.Ж. | 2 | 3 | 1 | 1 | 9 |
12. | Л.М. | 3 | 3 | 0 | | |
13. | М.В | 2 | 2 | 0 | | |
14. | П.А. | 1 | 1 | 0 | | |
15. | П.С. | 2 | 3 | 1 | 1 | 9 |
16. | П.Д. | 3 | 3 | 0 | | |
17. | П.В. | 2 | 3 | 1 | 1 | 9 |
18. | С.М. | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
19. | С.С. | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
20. | Т.А. | 2 | 3 | 1 | 1 | 9 |
21. | Ф.Д. | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
22. | Ц.Я. | 2 | 3 | 1 | 1 | 9 |
23. | Ц.П. | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
24. | Ч.Т. | 2 | 2 | 0 | | |
25. | Я.Р. | 1 | 2 | 1 | 1 | 9 |
| | | | | | 153 |
Ri= = 153
Правила ранжирования соблюдены.
Типичные сдвиги – 17
Нетипичные сдвиги – 0
Тэмп= 0
Ткр =
Построим "ось значимости"
Ответ: принимаем H1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.
Таким образом, произведенные расчеты позволяют утверждать, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Заключение
Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста. Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность детей. Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Мастерство воспитателей возбуждать, укреплять и развивать математические способности дошкольников в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным.
Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.
В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволило нам выработать психолого-педагогические рекомендации:
1. Педагогам стараться не занимать время, отведенное для игр другими видами деятельности;
2. Создавать развивающую среду в соответствии с возрастом детей;
3. При подготовке и организации занятий по формированию элементарных математических представлений продумывать игровые ситуации , упражнения, разнообразные игры с активными движениями;
4. Глубже изучить научную литературу по данной теме.
Список использованной литературы
-
Белоус Т.К. и др. Организация работы по математике в малокомплектном детском саду // Дошк. воспитание, 1999, № 10. -
Веракса Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений // Дошк. воспитание, 1996, № 5. -
Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников // Дошк. воспитание, 2000, № 3. -
Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Просвещение, 1983. -
Годинай Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1988. -
Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1987. -
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1998. -
Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М.: Просвещение, 1991. -
Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1992. -
Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. М.: 1996. -
Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: диагностический журнал. Вторая младшая группа / Авт.-сост. С.С. Дреер, А.Н. Потыкан. Волгоград: Учитель, 2011. 51с. -
Корнеева Г.А., Мусеибова Т.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». М., 2000. -
Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопр. психологии, 1998, № 2. -
Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. 2-е изд. М., 1995. -
Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1994. -
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982. -
Метлина А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1985. -
Метлина А.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984. -
Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред.В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. М.: «Мозаика- Синтез», 2006. 400с. -
Минкевич Л.В. математика в детском саду. 2-я младшая группа. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 72с. -
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1985. -
Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». Л.,1990. -
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: «Мозаика- Синтез», 2010. 304 с. -
Сербина Е.В. Математика для малышей. М.: Просвещение, 1982. -
Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.: Просвещение, 1987. -
Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1988. -
Фидлер М. Математика уже в детском саду. М.: Просвещение, 1981.