Файл: Курсовая работа по дисциплине Формирование элементарных математических представлений.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 315

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Характеристика понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников

1.2 Игра – как метод математического развития

1.3 Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

1.4 Краткие выводы по главе I

2.1 Краткая характеристика испытуемых, анализ констатирующего этапа исследования

2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования на занятиях игровых приемов

2.3 Результаты заключительного этапа исследования

Заключение

Список использованной литературы



Интерпретация результатов на констатирующем этапе.

Для того, чтобы определить степень подтверждения гипотезы, заявленной в начале исследования мы воспользовались U- критерием Манна-Уитни.

U- критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.

Сформулируем гипотезы:

H0: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 не отличается от того же признака в младшей группе 2.

H1: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 ниже чем в младшей группе 2.
Вспомогательная таблица 1




младшая группа 1




младшая группа 2

1.

1

1.

1

2.

2

2.

2

3.

2

3.

2

4.

1

4.

1

5.

2

5.

2

6.

2

6.

3

7.

1

7.

1

8.

1

8.

1

9.

3

9.

2

10.

2

10.

3

11.

1

11.

2

12.

2

12.

3

13.

2

13.

2

14.

3

14.

1

15.

1

15.

2

16.

2

16.

3

17.

1

17.

2

18.

3

18.

1

19.

2

19.

1

20.

1

20.

2

21.

2

21.

1

22.

2

22.

2

23.

1

23.

1

24.

1

24.

2

25.

2

25.

1



Вспомогательная таблица по распределению изучаемого признака в двух группах.

младшая группа 1

младшая группа 2

уровень знаний элементарных математических представлений

ранги

уровень знаний элементарных математических представлений

ранги

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4

3

4







3

4

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19

2

19







1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5

1

40,5




645




630



Ri=

Проведем проверку

Ri= = 1275

Произведенный расчет позволяет утверждать, что ранжирование произведено верно.

Найдем эмпирическое значение по формуле:

Uэмп=(n1* n2 ) + - T

Uэмп= (25*25)+ - 645=305

Uэмп= 305

Uкр=

Построим "ось значимости"

Ответ: принимаем H0: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 не отличается от того же признака в младшей группе 2.

Данные результаты исследования позволяют нам перейти к формирующему этапу – использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.



2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования на занятиях игровых приемов



В связи с тем, что наблюдение, беседа, анкетирование воспитателей, диагностика детей показали низкий уровень знаний по математике, нами были предложены мероприятия, которые помогли бы повысить уровень математического развития детей 3-4 лет. Работа по формированию математических представлений осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни. Изучая литературу по педагогике, мы пришли к выводу, что при планировании работы на день, целесообразно включать в утренний и вечерний отрезки времени дидактические игры с математическим содержанием.

Для наиболее успешного формирования элементарных математических представлений у младших дошкольников нами был оборудован в групповой комнате математический уголок, где поместили игровой персонаж - куклу Незнайку. Игровой персонаж приходил на каждое занятие по математике, помогал детям стравляться с заданиями, а затем приглашал их поиграть в своём уголке. Тем самым у детей появился интерес к дидактическим играм, желание поиграть самостоятельно, выполнить задание и получить приз от игрушки (цветочек).

На данном этапе исследования нами было организовано и проведено 10 занятий по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

При проведении занятий в контрольной группе мы использовании методику А.С. Метлиной, в основе которой лежат словесные и наглядные методы обучения.

Тема1

Цель. Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношения между понятиями «один» и «много»; употреблять слова много, один, по одному, ни одного, согласовывать числительное один с существительными в роде и числе.

Тема2

Цель. Упражнять детей в раскладывании, указанного количества предметов (один и много) на 2 полосках разного цвета, расположенных слева и справа одна от другой; учить ставить предметы на полоски правой рукой в направлении слева направо; учить называть цвет полосок и количество игрушек, расположенных на них, согласовывать числительное один с существительным; пользоваться распространенными сложными предложениями с союзами и или а. («На красной полоске 1 матрешка, а на синей – много матрешек».)


Тема 3

Цель. Дать детям представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров; учить обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем и «пробовательных» действий; продолжать учить детей находить" много предметов и один предмет в специально подготовленной обстановке, рассказывать, пользуясь сложносочиненными предложениями, сколько и каких предметов ребенок нашел.

Тема 4

Цель. Учить детей различать и правильно называть круг и квадрат; упражнять в обследовании моделей фигур путем обведения их контуров пальцем и прослеживания взглядом за движением руки; продолжать учить детей находить много предметов и 1 предмет в специально подготовленной обстановке, рассказывать, сколько и каких предметов, пользуясь сложносочиненными предложениями.

Тема 5

Цель. Учить детей различать и правильно называть квадрат и треугольник, продолжать обучать приему обведения контуров моделей фигур и прослеживания взглядом за движением руки; упражнять в раскладывании указанного количества предметов (много или один) на моделях фигур, расположенных слева или справа одна от другой, учить называть фигуры (треугольник, квадрат), упражнять в различении правой и левой руки; учить находить группы предметов (много) и единичные предметы (1), расположенные в определенных участках комнаты.

Тема 6

Цель. Познакомить детей со способом сравнения 2 предметов по длине путем приложения, приучать пользоваться словами длиннее, короче; продолжать закреплять представления детей о пространственном положении предметов: вверху, внизу, упражнять в различении правой и левой руки.

Демонстрационный материал: фланелеграф, 2 желтые полоски (одна полоска длиннее другой на 10 см), цветные изображения домика и лошадки.

Тема 7

Цель. Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине и находить одинаковые (равные) по длине; приучать употреблять слова длиннее, короче, одинаковые по длине; упражнять детей в различении круга, квадрата и треугольника, находить модели этих фигур, несмотря на различия в их цвете и размере.

Тема 8

Цель. Упражнять детей в сравнении предметов по ширине, учить их пользоваться словами шире, уже, широкий, узкий; продолжать закреплять умение определять местоположение предметов: вверху, внизу, слева, справа.

Тема 9

Цель. Учить детей сравнивать 2 предмета, контрастные по высоте