Файл: Курсовая работа по дисциплине Формирование элементарных математических представлений.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 304

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Характеристика понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников

1.2 Игра – как метод математического развития

1.3 Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

1.4 Краткие выводы по главе I

2.1 Краткая характеристика испытуемых, анализ констатирующего этапа исследования

2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования на занятиях игровых приемов

2.3 Результаты заключительного этапа исследования

Заключение

Список использованной литературы



Большое значение придается работе детей с дидактическим материалом. Малыши уже способны выполнять довольно сложные действия в определенной последовательности. Однако, если ребенок не справляется с заданием, работает непроизводительно, он быстро теряет к нему интерес, утомляется и отвлекается от работы. Учитывая это, педагог дает детям образец каждого нового способа действия. Стремясь предупредить возможные ошибки, он показывает все приемы работы и детально разъясняет последовательность действий. При этом объяснения должны быть предельно четкими, ясными, конкретными, даваться в темпе, доступном восприятию маленького ребенка. Если педагог говорит торопливо, то дети перестают его понимать и отвлекаются. Наиболее сложные способы действия педагог демонстрирует 2-3 раза, обращая внимание малышей каждый раз на новые детали. Только многократный показ и называние одних и тех же способов действий в разных ситуациях при смене наглядного материала позволяют детям их усвоить. Когда дети усвоят способ действия, то его показ становится ненужным. Теперь им можно предложить выполнить задание только по словесной инструкции [5, c. 57].

Пространственные и количественные отношения могут быть отражены при помощи слов. Каждый новый способ действия, усваиваемый детьми, каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово педагог проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Все дети вместе (хором) его повторяют.

Наиболее сложным для малышей является отражение в речи математических связей и отношений, так как здесь требуется умение строить не только простые, но и сложные предложения. Воспитатель дает образец ответа. Если ребенок затрудняется, педагог может начать фразу-ответ, а ребенок ее закончит. Вначале приходится задавать детям вспомогательные вопросы, а затем просить их рассказать сразу обо всем.

Для осознания детьми способа действия им предлагают в ходе работы сказать, что и как они делают, а когда действие уже освоено, перед началом работы высказать предположение, что и как надо сделать. Устанавливаются связи между свойствами вещей и действиями, с помощью которых они выявляются. При этом педагог не допускает употребления слов, смысл которых не понятен детям [23, c. 91].



1.4 Краткие выводы по главе I


математический игра дошкольник

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Содержание, организация математического развития дошкольников, учет возрастных особенностей в освоении детьми практических действий, математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений. Обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Для математического стиля мышления характерны четкость, краткость, расчлененность, точность и логичность мысли, умение пользоваться символикой.

Математическое развитие детей-дошкольников происходит как непроизвольно в повседневной жизни (прежде всего, в совместной деятельности детей со взрослыми, в общении друг с другом), так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Именно элементарные математические знания и умения детей следует рассматривать в качестве главного средства математического развития.

Игра – естественный способ развития ребенка. Такими нас создала природа, ведь не случайно детеныши животных все жизненно важные навыки приобретают в игре. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

Без учебного процесса на занятие математикой, конечно, не обойтись. Но в наших силах сделать его веселым и увлекательным. Надо помнить, что ключевым словом на занятиях должно быть слово – творчество!
Глава 2. Исследования эффективности использования игровых приемов в процессе формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста




2.1 Краткая характеристика испытуемых, анализ констатирующего этапа исследования



Анализ психолого-педагогической литературы показал, что успешное использование игровых приемов в формировании элементарных математических представлений у младших дошкольников возможно, если создаются следующие условия: воспитатель систематически и методически правильно проводит дидактические игры, создаёт развивающую среду для самостоятельной игры детей, использует в своей работе разработки современных педагогов и психологов. Для подтверждения гипотезы необходимо проверить на практике работы с детьми эффективные руководства играми в процессе формирования элементарных математических представлений.

Наше исследование проходило на базе Муниципального бюджетного дошкольного учреждения «Детский сад комбинированного вида «Сказка» города Долинска, Сахалинской области с сентября 2013 по март 2014 года.

В исследовании приняло участие 50 человек в возрасте от 3 до 4 лет. Для констатирующего этапа были отобраны две группы детей: контрольная и экспериментальная.

Контрольную группу составили дети младшей группы 1 (девочек 12, мальчиков 13) воспитатели Захаркина Светлана Николаевна, Меркулова Татьяна Николаевна

Экспериментальную группу составили дети младшей группы 2 (девочек 13, мальчиков 12) воспитатели Пьянкова Наталья Сергеевна, Ли Евгения Александровна.

Психолого-педагогический эксперимент проходил в привычных для детей условиях, в группе детского сада.

В соответствии с планом было проведено наблюдение за детьми

План наблюдения.

Объект: игры детей.

Цель наблюдения – определить, какие виды игр предпочитают дети младшего возраста;

Продолжительность: время определённое программой в режиме дня

Предполагаемый результат –использование игровых приемов в процессе обучения способствует повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

В ходе наблюдений было отмечено, что воспитатели не используют игровые приемы в непосредственной образовательной деятельности, дети в контрольной и экспериментальной группах проявляют слабый интерес к играм. Играют в знакомые дидактические игры, которые не требуют много времени на обдумывание хода игры, выполнения правил, результат известен заранее. В группах есть уголок для дидактических игр в свободное время, но очень мало материала, игры даёт воспитатель, у детей нет выбора. Также играют в сюжетно-ролевые игры, строительные, театрализованные игры, рассматривают книги, рисуют, выполняют поручения воспитателя (Приложение 1, Таблица 1).


В контрольной группе в сюжетно-ролевые игры играют 7 (28%) человек, в экспериментальной 9 (36%) человек. В театрализованные игры в контрольной группе играет 2 (8%) человека, в экспериментальной 2 (8%) человека. Строительным играм отдают предпочтение одинаковое количество детей, в контрольной и экспериментальной группах по 4 (16%) человека. Предпочли рисование в контрольной и экспериментальной группах по 3(12%) человека. Рассматривали иллюстрации в контрольной и экспериментальной группах по 2 (8%) человеку. В дидактические игры играли в контрольной группе 4 (16%) человека, в экспериментальной 4 (16%) человека. Выполнял поручение педагога в контрольной группе 1 (4%) человек, в экспериментальной 0 (0%) человек, так как эта работа не была запланирована воспитателем. Отказались от игр в контрольной группе 2 (8%) человека, в экспериментальной 1 (8%) человека (приложение 1, табл. 2).

Также была проведёна диагностика математических представлений у детей с целью – выявить уровень знаний по математике.

Разработали критерии оценки

«Высокий» - 3 баллов

ребенок ответил правильно, самостоятельно

«Средний» - 2 балла

ребенок ответил с помощью воспитателя

«Низкий» - 1 балл

ребенок не ответил

При проведении диагностики на констатирующем этапе в контрольной группе, было выявлено: высокому уровню соответствует 12 % детей, средний уровень показало 48% дошкольников, на низком уровне 40% малышей (Приложение 2, Таблица 3).

При проведении диагностики в экспериментальной группе было выявлено, что высоким уровнем обладает 16% детей, на среднем уровне 44 % дошкольников, на низком уровне 40 % детей (Приложение 2, Таблица 4).

По ходу исследования было решено выявить компетентность воспитателей в вопросе организации и подготовки дидактических игр. Нами было проведено анкетирование воспитателей контрольной и экспериментальной группы (Приложение 3).

Анкетирование показало, что воспитателями обеих групп не ведётся диагностика игровых интересов малышей. Игровая деятельность планируется без учёта детских интересов, только чётко по программным рекомендациям. Новые дидактические игры предлагаются редко. В группах слабо развита математическая предметно-развивающая среда. Воспитатели слабо проявляют творчество, мало используют новую литературу.

Таким образом, проведённые нами методы исследования позволяют сделать выводы, что в контрольной и экспериментальной группах низкий уровень использования детьми дидактических игр в самостоятельной деятельности. Выражается это в том, что дети в основном предпочитают другие виды игровой деятельности, нет заинтересованности, нет хорошей предметно-развивающей среды.