Файл: Курсовая работа по дисциплине Формирование элементарных математических представлений.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 308

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Характеристика понятия «формирование элементарных математических представлений» и динамика взглядов на математическое развитие дошкольников

1.2 Игра – как метод математического развития

1.3 Создание условий для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

1.4 Краткие выводы по главе I

2.1 Краткая характеристика испытуемых, анализ констатирующего этапа исследования

2.2 Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством использования на занятиях игровых приемов

2.3 Результаты заключительного этапа исследования

Заключение

Список использованной литературы



Ri=

Проведем проверку

Ri= = 1275

Произведенный расчет позволяет утверждать, что ранжирование произведено верно.

Найдем эмпирическое значение по формуле:

Uэмп=(n1* n2 ) + - T

Uэмп= (25*25)+ – 753,5=214,5

Uэмп= 214,5

Uкр=

Построим "ось значимости"

Ответ: принимаем H1: уровень знаний элементарных математических представлений у детей в младшей группе 1 отличается от того же признака в младшей группе 2.

Таким образом, можно утверждать, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Применение Т- критерия Вилкоксона позволит нам определить степень подтверждения гипотезы, заявленной в начале исследования и установить является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом после реализации разработанной нами программы.

Сформулируем гипотезы

H0: интенсивность сдвигов в типичном направлении не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении

H1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивности сдвигов в нетипичном направлении

Составим вспомогательную таблицу

Расчет критерия Т при сопоставлении уровня развития знаний элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста, экспериментальная группа.





Код имени

Уровни развития знаний

Разность d

Абсолютное

значение разности

Ранговый номер разности

констат.этап

итог.этап

1.

А.А.

1

2

1

1

9

2.

А.Ф

2

3

1

1

9

3.

Б.Д

2

3

1

1

9

4.

Д.М.

1

2

1

1

9

5.

Д.В

2

3

1

1

9

6.

Д.К

3

3

0







7.

Ж.З.

1

1

0







8.

И.Ю.

1

2

1

1

9

9.

К.Д

2

3

1

1

9

10.

К.М

3

3

0







11.

К.Ж.

2

3

1

1

9

12.

Л.М.

3

3

0







13.

М.В

2

2

0







14.

П.А.

1

1

0







15.

П.С.

2

3

1

1

9

16.

П.Д.

3

3

0







17.

П.В.

2

3

1

1

9

18.

С.М.

1

2

1

1

9

19.

С.С.

1

2

1

1

9

20.

Т.А.

2

3

1

1

9

21.

Ф.Д.

1

2

1

1

9

22.

Ц.Я.

2

3

1

1

9

23.

Ц.П.

1

2

1

1

9

24.

Ч.Т.

2

2

0







25.

Я.Р.

1

2

1

1

9



















153



Ri= = 153

Правила ранжирования соблюдены.

Типичные сдвиги – 17

Нетипичные сдвиги – 0

Тэмп= 0

Ткр =

Построим "ось значимости"

Ответ: принимаем H1: интенсивность сдвигов в типичном направлении превышает интенсивности сдвигов в нетипичном направлении.

Таким образом, произведенные расчеты позволяют утверждать, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.



Заключение



Особая роль математики - в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе обучения с самого раннего возраста. Практика обучения показала, что на успешность обучения математике влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна (или не способна) вызвать заинтересованность детей. Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Мастерство воспитателей возбуждать, укреплять и развивать математические способности дошкольников в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным.

Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза о том, что использование игровых приемов в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволило нам выработать психолого-педагогические рекомендации:

1. Педагогам стараться не занимать время, отведенное для игр другими видами деятельности;

2. Создавать развивающую среду в соответствии с возрастом детей;

3. При подготовке и организации занятий по формированию элементарных математических представлений продумывать игровые ситуации , упражнения, разнообразные игры с активными движениями;

4. Глубже изучить научную литературу по данной теме.



Список использованной литературы






  1. Белоус Т.К. и др. Организация работы по математике в малокомплектном детском саду // Дошк. воспитание, 1999, № 10.

  2. Веракса Н.С. Формирование единых временно-пространственных представлений // Дошк. воспитание, 1996, № 5.

  3. Водопьянов Е.Н. Формирование начальных геометрических понятий у дошкольников // Дошк. воспитание, 2000, № 3.

  4. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Просвещение, 1983.

  5. Годинай Г.Н., Пилюгиной Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1988.

  6. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение, 1987.

  7. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1998.

  8. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает? М.: Просвещение, 1991.

  9. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 1992.

  10. Житомирский В. Г., Шеврин Л. Н. Геометрия для малышей. М.: 1996.

  11. Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой: диагностический журнал. Вторая младшая группа / Авт.-сост. С.С. Дреер, А.Н. Потыкан. Волгоград: Учитель, 2011. 51с.

  12. Корнеева Г.А., Мусеибова Т.А. Методические указания к изучению курса «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». М., 2000.

  13. Корнеева Г.А. Роль предметных действий в формировании понятия числа у дошкольников // Вопр. психологии, 1998, № 2.

  14. Леушина А.М. Занятия по счету в детском саду. 2-е изд. М., 1995.

  15. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1994.

  16. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. Т.А. Марковой. М.: Просвещение, 1982.

  17. Метлина А.С. Занятия по математике в детском саду: (Формирование у дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя дети. сада. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1985.

  18. Метлина А.С. Математика в детском саду. М.: Просвещение, 1984.

  19. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред.В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. М.: «Мозаика- Синтез», 2006. 400с.

  20. Минкевич Л.В. математика в детском саду. 2-я младшая группа. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. 72с.

  21. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1985.

  22. Носова Е.А. Формирование умения решать логические задачи в старшем дошкольном возрасте. из сб. «Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». Л.,1990.

  23. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: «Мозаика- Синтез», 2010. 304 с.

  24. Сербина Е.В. Математика для малышей. М.: Просвещение, 1982.

  25. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. М.: Просвещение, 1987.

  26. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М.: Просвещение, 1988.

  27. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М.: Просвещение, 1981.