Файл: Морозов С. А. Детский аутизм и основы его коррекции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 348

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Салли является ложным. Нормальный ребенок в возрате трех-четырех лет это понимает
без труда и легко применяет понятие ложного представления (убеждения) к другим
людям, он сталкивается с такими ситуациями в ходе общения со сверстниками и
взрослыми многократно. Правильно на этот вопрос отвечают и дети с синдромом Дауна
(рис. 1, 5) . Из участвовавших в эксперименте детей с аутизмом 80% дают ошибочный
ответ: они считают, что Салли станет искать шарик в коробке Энн (рис. 1, 6), хотя все
произошедшие события описывают правильно. Так же ошибочно дети с аутизмом
отвечают на вопросы «Где, по мнению Салли, находится шарик?» и «Салли знает, где
сейчас находится шарик?». Делается заключение, что понятия «знать» и «верить»,
«представлять» для аутичных детей недоступны или, по крайней мере, доступны не
полностью (U.Frith, 1989).
Даже те авторы, которые, не отрицая первазивного (т.е. тотального, «всепроникающего» характера аутистичес-кого дизонтогенеза, считают ДА преимущественно аффективным нарушением (L.Kanner, 1943; В.ВЛебединский, 1985; К.С.Лебединская и др. (1989);
P.Hobson, 1992; 1995; К.СЛебединская, О.С.Никольская, 1991; и др.), признают исключительно большую роль особенностей интеллектуального развития в клинической
картине ДА, в разработке стратегии и тактики коррекционных воздействий, направленных на возможно более полную интеграцию аутичных детей и подростков в общество.
Восприятие при аутизме характеризуется рядом особенностей.
Детям с аутизмом свойственна особая сенсорная гиперсепзитивность, что проявляется сниженным уровнем порога дискомфорта в отношении сенсорных воздействий различных модальностей. С этим в значительной степени связана неперносимость яркого света, громких звуков, болезненная реакция на прикосновение и т.д., что лежит в основе гиперсензитивных страхов (см. выше). Однако на сходные по интенсивности раздражители аутичный ребенок иногда никак не реагирует, из-за чего в первые годы жизни нередко возникают подозрения о нарушениях слуха или зрения, и с чем связано явление
«парадоксального слуха»: ребенок никак не отвечает на крик или громкий голос, но поворачивает голову или откликается на шепот. Такая диссоциированность реакции, по- видимому, обусловлена сочетанием низкого уровня порога дискомфорта с повышенными пресыщаемостью и истощаемостью и может рассматриваться как своеобразное проявление запредельного торможения.
При детском аутизме также обнаруживаются черты неравномерности, парциальности,
фрагментарности восприятия. Так, например, в зрительном восприятии на первом плане оказывается не целостный зрительный образ, а его отдельные компоненты - цвет, форма, размер: тонко оценивая оттенки цветов, ребенок к другим параметрам зрительного восприятия относится формально, а иногда и вообще их игнорирует, не замечает.
С фрагментарностью тесно связана гиперселективность восприятия. Это явление ярко описано матерью аутичного ребенка из Фландрии Хильдой Де Клерк в книге «Мама, это человек или животное?» (2001). Ставший названием книги вопрос был задан Томасом, сыном X. Де Клерк: когда он увидел женщину с огромной копной рыжих волос, то оказался в замешательстве, так как «желтая грива» для него - релизер (существенно значимый признак) образа льва, и он не подавляется одновременно воспринимаемыми релизерами образа человека (как это происходит в норме). Ориентировка в окружающем приобретает иной, отличный от обычного характер, и этого нельзя не учитывать в воспитании ребенка, в реакциях взрослого на его поведение, при построении учебно-коррекционного процесса.
По мнению многих исследователей, аутичным детям свойственна симультанность
восприятия, то есть они воспринимают окружающее как единое целое, недостаточно выделяя (в тяжелых случаях совсем не выделяя) детали. Любые изменения в окружающем отмечаются, но выделить, назвать их, указать на них аутичный ребенок чаще всего не мо- жет, реакция оказывается недифференцированной. Представляется, что это свойство обусловлено преимущественным использованием более примитивных форм восприятия, в частности, предпочтение периферического
(бокового, скотопического) зрения

центральному (прямому, фотопическому). Следует отметить, что, хотя симультанность весьма характерна для восприятия при аутизме, предельные проявления этого свойства являются, конечно, абстракцией и симультанность хотя бы в некоторой степени поддается коррекции.
Такие трудно совместимые, на первый взгляд, свойства, как симультанность и фрагментарность можно рассматривать как крайние проявления диссоциированности вос- приятия, в основе чего лежат, по-видимому, тонические расстройства.
Кроме того, при детском аутизме отмечаются трудности восприятия сукцессивно
(последовательно, во времени) организованных процессов: сложно усваиваются такие понятия, как «сначала» и «потом», «вчера», «сегодня» и «завтра», возникают затруднения в речевом развитии, поскольку речь тоже организована сукцессивно.
Отмеченные особенности восприятия ставят ряд сложных и принципиальных вопросов о том, как строить коррекционную работу с аутичными детьми, как определять ее цели и задачи.
Например, в зрительном восприятии низкий тонус не обеспечивает не только одновременного использования периферического и центрального зрения, но заставляет от- давать предпочтение недостаточно яркому и дифференцированному, но более чувствительному и обладающему более широким полем периферическому зрению. При более легких формах аутизма тонические возможности шире, что позволяет уже использовать центральное зрение, но оставляет недоступным свойственное норме сочетание обоих видов зрительного восприятия и произвольное распределение активности между ними.
При аутизме сходные закономерности свойственны и другим сенсорным системам.
Большого внимания заслуживает и необычное соотношение в использовании дистантных и контактных сенсорных систем: часто последние сохраняют чрезмерно большое значение в течение длительного, много большего чем в норме времени. При этом прямой связи с уровнем развития онто- и филогенетически более молодых дистантных сенсорных систем не обнаруживается.
ЭТИОЛОГИЯ ПАТОГЕНЕЗ И КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЯЕСКАЯ СТРУКТУРА
АУТИЗМА
За последние десятилетия XX века представления о причинах возникновения аутизма
стали значительно более определенными, хотя о полной ясности в этом вопросе говорить явно преждевременно.
Все существующие концепции можно разделить на психогенные и биологические.
Представления о психогенной природе аутизма возникли в конце 40-х - начале 50-х годов XX века и развивались в русле психоаналитических представлений. С 1945 г. в

психоаналитической литературе появились сообщения (со ссылкой на мнение L.Kanner) о недостатке теплоты и ласки в отношениях аутичных детей и их матерей, о властности, л- оцснтричности, чрезмерной рациональности, доминантности, холодности матерей аутичных детей (возник даже образный термин «refrigerator-mother, мама-холодильник»).
Такие качества даже сам L.Kanner связывал с высоким интеллектуальным уровнем семей
(рассудочность как бы подавляет эмоции). В рамках этой концепции аутизм рассматривался как психогенное расстройство, в основе которого -нарушение взаимодействия между матерью и аутичным ребенком. В целом предложенная психоаналитиками теория очень оптимистична: стоит кому-либо помочь аутичному ребенку пробиться через барьер
«стеклянного шара» в реальный мир, и развитие само собой вернется в нормальное русло, скрывающаяся в раковине аутизма личность получит необходимые возможности для самореализации.
Однако усилия психоаналитиков, направленные как на самого ребенка, так и на его близких, привели к хотя быотносительному успеху лишь в очень немногих случаях, что вызвало естественное недовольство пользователей (родителей аучных детей). Кроме того, психоаналитическая концепция подразумевала, что фактически причиной аутизма являются особые черты личности, характера матери аутич-ного ребенка, что с субъективной позиции матери можно легко воспринять как ее вину в тяжелом психическом расстройстве сына или дочери.
Именно такие представления были ведущими в США и Западной Европе в конце 50-х - в
60-е годы XX века. Реакция на эти представления была обусловлена двумя моментами.
Во-первых, коррекционная работа, основанная на психоаналитических представлениях, не приводила, как правило, к положительным результатам. В этом нет ничего удивительного, поскольку перевести конфликт между матерью и ребенком из подсознания в сознание аутичного ребенка традиционными для психоанализа методами невозможно, так как аутичный ребенок не вступает в контакт с психоаналитиком и часто мутичен. Роль последнего становится пассивной, он в лучшем случае может организовать внешние условия коррекционной работы, и сколько-нибудь положительный результат возникает, по- видимому, только в тех случаях, когда мы сталкиваемся с благоприятной динамикой эволютивного развития или с аутистическими наслоениями сугубо психогенной природы, что случается много реже, чем хотелось бы и пользователям (родителям аутич-ных детей), и профессионалам.
Во-вторых, психоаналитическая концепция отводила родителям (и прежде всего матери) аутичного ребенка весьма своеобразную и очень неприятную с морально-нравственной точки зрения позицию: пусть невольно, но матери (и другие близкие) аутичных детей, по мнению психоаналитиков, оказывались фактически виновниками столь тяжелого

нарушения психического развития своих детей. Это не могло не вызвать соответствующей реакции как на личностном, так и на общественном уровнях.
В 60-х годах в Великобритании и США по требованию матерей аутичных детей было проведено широкое независимое исследование, показавшее, что положение о более высоком, чем в среднем, социальном и интеллектуальном статусе семей, в которых есть аутичные дети, не подтвердилось, и что на «маму-холодильник» аутичным детям везет ничуть не больше, чем кому-либо еще.
NB: эта кампания привела и к еще одному очень важному результату: появились первые
общественные объединения родителей лиц с аутизмом, юридически представлявшие права
этой категории граждан, что стало важнейшим стимулом для развития системы
помощи аутичным детям в ряде стран.
В настоящее время психогенных концепций аутизма придерживаются немногие специалисты, однако было бы ошибкой отнестись к этому подходу только как к факту ис- тории. Можно отметить следующие моменты:
1. Характеристика матерей аутичных детей, данная L.Kanner и в дальнейшем использованная психоаналитиками, возникла не случайно, это не фантазия, не выдумка в угоду красивой теории и не фальсификация. В одной из работ T.Peeters показано, что в начале 80-х годов во Фландрии, где сведения об аутизме были известны лишь ограниченному кругу специалистов, у матерей аутичным детей отмечалась очень высокая частота различных форм неврозов. В тот же период в Англии, где уже существовала система помощи аутичным детям, и проблема аутизма широко обсуждалась в прессе и была достоянием всего общества, неврозы у матерей аутичных детей встречались не чаще, чем в среднем в популяции. Причина этих различий в том, что картина инстинктивно обусловленного материнского поведения разворачивается только во взаимодействии с ребенком, и если его поведениеатипично, не соответствует норме (в глаза не смотрит, руки не протягивает, на улыбку не отвечает, на ласку и дискомфорт реагирует странно, необычно и т.д.)- то легко возникает ситуация, близкая описаниям психоаналитиков. Но следствие и причина как бы поменялись местами.
2. В практике психоаналитиков заслуживают самого пристального внимания индивидуальный подход к коррекционной работе, исключительно внимательный сбор анамнеза.
3. Весьма полезным может быть во многих случаях опыт психоаналитиков по снятию невротических наслоений в рамках классических форм аутизма, показан хороший эффект этих методов при психогенно обусловленных аутистических проявлениях (парааутизме).


В настоящее время большинство исследователей аутизма (особенно на Западе) придерживаются
1   2   3   4   5   6   7   8