Файл: 1. Анализ бухгалтерского баланса, его основных статей и расчетных показателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учет всех этих компонентов позволяет получить разумную уверенность, что в ходе проведения проверки будет получена достоверная информация. Достигается данная цель путем сбора аудитором достаточных доказательств, которые позволяют снизить аудиторские риски до приемлемо низкого уровня.
17.Аудиторское заключение и его состав. Виды аудиторских заключений.

Аудиторское заключение — официальный документ, ценный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о до­стоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение должно содержать восемь элементов:

  1. наименование «Аудиторское заключение»;

  2. указание адресата (акционеры акционерного общества, участ­ники общества с ограниченной ответственностью, иные лица);

  3. сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения;

  4. сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе, наименование организации;

  5. перечень финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица

  6. сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (объем аудита);

  7. мнение аудиторской организации, индивидуального о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности;

  8. указание даты заключения.

Основными документами, регулирующими порядок составления аудиторского заключения, являются Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ФПСАД № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) от­четности».

Существуют следующие виды аудиторских заключений:

1.Аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения.

2.Модифицированное аудиторское заключение.

Аудиторское заключение модифицируется при наличии факторов групп.

Факторы группы А:

  • оказывают влияние на принцип непрерывности деятельности аудируемого лица;

  • вызывают значительную неопределенность в финансовом поло­жении аудируемого лица, например, неизвестно об исходе су­дебных разбирательств с контрагентами.

Факторы данной группы описываются в аудиторском заключении в части, привлекающей внимание пользователей.


Факторы группы Б:

  • аудитор не может участвовать при инвентаризации товарно-материальных запасов;

  • имеется отказ руководства аудируемого лица дать аудитору разрешение на обращение к организации, оказывающей этому аудируемому лицу юридические услуги;

  • имеются разногласия с аудируемым лицом относительно учет­ной политики и ненадлежащих методов учета активов и обязательств, например, неверно сформированная первоначальная стоимость основных средств, нематериальных активов, матери­ально-производственных запасов и т.д.;

  • руководство аудируемого лица отказывается внести изменения в бухгалтерскую отчетность, в то время как аудитор считает, что они должны быть внесены, и аудиторское заключение еще не представлено аудируемому лицу;

  • имеют место факты несоблюдения нормативных правовых ак­тов Российской Федерации, оказывающие существенное влия­ние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

При наличии факторов данной группы аудитор выражает мнение с оговоркой, при условии их несущественного влияния на бухгалтер­скую отчетность.

Факторы группы В:

  • существенное ограничение объема аудита, когда аудитор не мо­жет получить достаточные аудиторские доказательства для вы­ражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

В данной ситуации аудитор может отказаться от выражения мне­ния.

Отрицательное мнение выражается аудитором в крайнем случае, если влияние разногласий с руководством очень существенно, а вне­сение оговорки в заключение недостаточно для того, чтобы не ввес­ти в заблуждение пользователей.

Заведомо ложное аудиторское заключение — аудиторское заключение, признанное решением суда и составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой про­верки, неявно противоречащее содержанию документов, представ­ленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.
18.Внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит направлен на проверку и подтверждение достоверности показателей финансовой отчетности хозяйствующего субъекта или констатации их недостоверности. Он проводится на договорной основе аудиторскими организациями. Его основная цель может дополняться обусловленными договором с клиентом заданиями выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, разработкой рекомендаций по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.



Объектом внешнего аудита является деятельность конкретного хозяйствующего субъекта.

Основные задачи внешнего аудита - оценка состояния учета и отчетности, проверка достоверности их данных, выражение о них мнения заказчику, защита прав собственности.

Цели внешнего аудита определяются интересами заказчиков, которы­ми могут быть как государственные органы, так и владельцы средств и фон­дов. Если государственные органы интересуют результаты социально - экономических программ, то владельцы средств и акций в большей мере об­ращают внимание на вопросы эффективности заключаемых исполнительной властью сделок, рационального использования денежных и товарно­материальных ресурсов, фондов, эффективности управленческой системы принадлежащей компании, а также на другие специальные вопросы.

по договору аудиторской организации с государственными, налоговыми и др. органами

по договору аудиторской организации с предприятиями органами хозяйствующими субъектами

по договору аудиторской организации с банками, иностранными партнерами, акционерами

цель – проверка достоверности финансовой отчетности

цель – экспертиза финансово-хозяйственного положения; рекомендации по:

- хозяйственной деятельности;

- финансовой стратегии;

- налоговому планированию;

- бухгалтерскому учету и отчетности и т.п.

цель – экспертиза финансового положения;

- оценка платежеспособности, кредитоспособности и т.д.

Внешний аудит называют «аудит по закону». Он независим по отношению к контролируемому предприятию и несет ответственность перед внешними потребителями его информации.

Внутренний аудит рассматривается как неотъемлемая часть общей системы внутреннего контроля. Его можно определить как независимая оценка деятельности, производимая внутри предприятия в качестве оказания ему услуги.

Внутренний аудит начал функционировать, прежде всего, на крупных и средних предприятиях.

Основная цель внутреннего аудита заключается в эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).

Задачами внутреннего аудита могут быть:

  • подтверждение достоверности информации, предоставляемой руководству;

  • проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

  • контроль за наличием, состоянием и сохранностью активов;

  • проверка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

  • экспертиза правильности ведения бухгалтерского учета и составле­ния финансовой отчетности, организации внутреннего контроля;

  • разработка и предоставление руководству предприятия обоснован­ных предложений по улучшению постановки бухгалтерского учета, измене­нию структуры производства и повышению его эффективности и т.д. Кроме задач чисто контрольного характера, внутренний аудит решает задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования и др. В данном случае он понимается как совокупность различного рода аудиторских услуг по заказу руководства предприятия, оказываемых самостоятельными подразделениям предприятия. Специализированная служба внутреннего аудита не может быть одним из структурных подразделений учетно-финансовой службы. Иначе она не выполнит роль эксперта в оценке учетной политики.



19.Документация аудиторской организации в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.
Под термином документация – понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита (в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде и т.д.). Единые требо-вания к составлению документации в процессе аудита финансовой отчетности устанавливает ФПСАД №2 "Документирование аудита".

Рабочие документы обычно содержат:

• информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;

• копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;

• информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет деятельность;

• информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и изменения к ним;

• доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и корректировки этих оценок;

• анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухучета, наиболее важных экономических показателей и их изменений;

• сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;

• сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;

• копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;

копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая ус-ловия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля; •письменные заявления, полученные от аудируемого лица;

• выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены в ходе выполнения процедур аудита;

• копии бух. отчетности и аудиторского заключения; и др.

Рабочие документы являются собственностью аудитора. Аудиторская организация вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадле-жащей ей рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и профессиональной этике, а также не нарушаю-щие права и охраняемые законом интересы экономического субъекта, в отношении которого проводился аудит, и других лиц.


Договор на оказание аудиторских услуг подтверждает и фиксирует официальное, юридическое соглашение интересов участвующих сторон. По дого-вору на оказание аудиторских услуг исполнитель-аудитор обязуется оказать услуги (совершить определенные действия), а заказчик-клиент – оплатить эти услуги. Согласно требованиям ФПСАД №12 "Согласование условий проведения аудита", в тексте договора целесообразно раскрыть следующие основные аспекты и существенные условия:

1. Предмет договора на оказание аудиторских услуг.

2. Условия оказания аудиторских услуг.

3. Права и обязанности аудиторской организации.

4. Права и обязанности экономического субъекта.

5. Стоимость и порядок аудиторских услуг. 6. Ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый или долгосрочный характер, предметом договора могут выступать одновременно ус-луги по проведению аудита как такового, а также сопутствующих услуг. В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия дого-вора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ национальные стандарты аудиторской деятельности подразделяются на две груп-пы: федеральные и стандарты саморегулируемой организации аудиторов.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регули-руют иные вопросы, они разрабатываются в соответствии с МСА и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудито-ров, а также СРО аудиторов и их работников.

Стандарты СРО аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствую-щих аудиту услуг. Такие стандарты не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности, не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности. Они являются обязательными для ауди-торских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СРО аудиторов.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции, собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности СРО объединения, членами которого они являются.