Файл: 1. Анализ бухгалтерского баланса, его основных статей и расчетных показателей.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 223
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Учет всех этих компонентов позволяет получить разумную уверенность, что в ходе проведения проверки будет получена достоверная информация. Достигается данная цель путем сбора аудитором достаточных доказательств, которые позволяют снизить аудиторские риски до приемлемо низкого уровня.
17.Аудиторское заключение и его состав. Виды аудиторских заключений.
Аудиторское заключение — официальный документ, ценный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторское заключение должно содержать восемь элементов:
-
наименование «Аудиторское заключение»; -
указание адресата (акционеры акционерного общества, участники общества с ограниченной ответственностью, иные лица); -
сведения об аудируемом лице: наименование, государственный регистрационный номер, место нахождения; -
сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе, наименование организации; -
перечень финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица -
сведения о работе, выполненной аудиторской организацией, индивидуальным аудитором (объем аудита); -
мнение аудиторской организации, индивидуального о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности; -
указание даты заключения.
Основными документами, регулирующими порядок составления аудиторского заключения, являются Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ФПСАД № 6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Существуют следующие виды аудиторских заключений:
1.Аудиторское заключение с выражением безоговорочно положительного мнения.
2.Модифицированное аудиторское заключение.
Аудиторское заключение модифицируется при наличии факторов групп.
Факторы группы А:
-
оказывают влияние на принцип непрерывности деятельности аудируемого лица; -
вызывают значительную неопределенность в финансовом положении аудируемого лица, например, неизвестно об исходе судебных разбирательств с контрагентами.
Факторы данной группы описываются в аудиторском заключении в части, привлекающей внимание пользователей.
Факторы группы Б:
-
аудитор не может участвовать при инвентаризации товарно-материальных запасов; -
имеется отказ руководства аудируемого лица дать аудитору разрешение на обращение к организации, оказывающей этому аудируемому лицу юридические услуги; -
имеются разногласия с аудируемым лицом относительно учетной политики и ненадлежащих методов учета активов и обязательств, например, неверно сформированная первоначальная стоимость основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов и т.д.; -
руководство аудируемого лица отказывается внести изменения в бухгалтерскую отчетность, в то время как аудитор считает, что они должны быть внесены, и аудиторское заключение еще не представлено аудируемому лицу;
-
имеют место факты несоблюдения нормативных правовых актов Российской Федерации, оказывающие существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
При наличии факторов данной группы аудитор выражает мнение с оговоркой, при условии их несущественного влияния на бухгалтерскую отчетность.
Факторы группы В:
-
существенное ограничение объема аудита, когда аудитор не может получить достаточные аудиторские доказательства для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
В данной ситуации аудитор может отказаться от выражения мнения.
Отрицательное мнение выражается аудитором в крайнем случае, если влияние разногласий с руководством очень существенно, а внесение оговорки в заключение недостаточно для того, чтобы не ввести в заблуждение пользователей.
Заведомо ложное аудиторское заключение — аудиторское заключение, признанное решением суда и составленное без проведения аудиторской проверки или составленное по результатам такой проверки, неявно противоречащее содержанию документов, представленных для аудиторской проверки и рассмотренных аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.
18.Внешний и внутренний аудит.
Внешний аудит направлен на проверку и подтверждение достоверности показателей финансовой отчетности хозяйствующего субъекта или констатации их недостоверности. Он проводится на договорной основе аудиторскими организациями. Его основная цель может дополняться обусловленными договором с клиентом заданиями выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, разработкой рекомендаций по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.
Объектом внешнего аудита является деятельность конкретного хозяйствующего субъекта.
Основные задачи внешнего аудита - оценка состояния учета и отчетности, проверка достоверности их данных, выражение о них мнения заказчику, защита прав собственности.
Цели внешнего аудита определяются интересами заказчиков, которыми могут быть как государственные органы, так и владельцы средств и фондов. Если государственные органы интересуют результаты социально - экономических программ, то владельцы средств и акций в большей мере обращают внимание на вопросы эффективности заключаемых исполнительной властью сделок, рационального использования денежных и товарноматериальных ресурсов, фондов, эффективности управленческой системы принадлежащей компании, а также на другие специальные вопросы.
по договору аудиторской организации с государственными, налоговыми и др. органами
по договору аудиторской организации с предприятиями органами хозяйствующими субъектами
по договору аудиторской организации с банками, иностранными партнерами, акционерами
цель – проверка достоверности финансовой отчетности
цель – экспертиза финансово-хозяйственного положения; рекомендации по:
- хозяйственной деятельности;
- финансовой стратегии;
- налоговому планированию;
- бухгалтерскому учету и отчетности и т.п.
цель – экспертиза финансового положения;
- оценка платежеспособности, кредитоспособности и т.д.
Внешний аудит называют «аудит по закону». Он независим по отношению к контролируемому предприятию и несет ответственность перед внешними потребителями его информации.
Внутренний аудит рассматривается как неотъемлемая часть общей системы внутреннего контроля. Его можно определить как независимая оценка деятельности, производимая внутри предприятия в качестве оказания ему услуги.
Внутренний аудит начал функционировать, прежде всего, на крупных и средних предприятиях.
Основная цель внутреннего аудита заключается в эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, в защите законных имущественных интересов организации и ее собственников (акционеров).
Задачами внутреннего аудита могут быть:
-
подтверждение достоверности информации, предоставляемой руководству; -
проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров; -
контроль за наличием, состоянием и сохранностью активов; -
проверка эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; -
экспертиза правильности ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, организации внутреннего контроля; -
разработка и предоставление руководству предприятия обоснованных предложений по улучшению постановки бухгалтерского учета, изменению структуры производства и повышению его эффективности и т.д. Кроме задач чисто контрольного характера, внутренний аудит решает задачи экономической диагностики, выработки финансовой стратегии, маркетинговых исследований, управленческого консультирования и др. В данном случае он понимается как совокупность различного рода аудиторских услуг по заказу руководства предприятия, оказываемых самостоятельными подразделениям предприятия. Специализированная служба внутреннего аудита не может быть одним из структурных подразделений учетно-финансовой службы. Иначе она не выполнит роль эксперта в оценке учетной политики.
19.Документация аудиторской организации в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.
Под термином документация – понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита (в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде и т.д.). Единые требо-вания к составлению документации в процессе аудита финансовой отчетности устанавливает ФПСАД №2 "Документирование аудита".
Рабочие документы обычно содержат:
• информацию, касающуюся организационно-правовой формы и организационной структуры аудируемого лица;
• копии необходимых юридических документов, соглашений и протоколов;
• информацию об отрасли, экономической и правовой среде, в которой аудируемое лицо осуществляет деятельность;
• информацию, отражающую процесс планирования, включая программы аудита и изменения к ним;
• доказательства, подтверждающие оценку неотъемлемого риска, уровня риска применения средств контроля и корректировки этих оценок;
• анализ финансово-хозяйственных операций и остатков по счетам бухучета, наиболее важных экономических показателей и их изменений;
• сведения о характере, временных рамках, объеме аудиторских процедур и результатах их выполнения;
• сведения о том, кто выполнял аудиторские процедуры, с указанием времени их выполнения;
• копии сообщений, направленных другим аудиторам, экспертам и третьим лицам и полученных от них;
копии писем и телеграмм по вопросам аудита, доведенным до сведения руководителей аудируемого лица или обсуждавшимся с ними, включая ус-ловия договора о проведении аудита или выявленные существенные недостатки системы внутреннего контроля; •письменные заявления, полученные от аудируемого лица;
• выводы, сделанные аудитором по наиболее важным вопросам аудита, включая ошибки и необычные обстоятельства, которые были выявлены в ходе выполнения процедур аудита;
• копии бух. отчетности и аудиторского заключения; и др.
Рабочие документы являются собственностью аудитора. Аудиторская организация вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадле-жащей ей рабочей документации любые действия, не противоречащие закону, иным правовым актам и профессиональной этике, а также не нарушаю-щие права и охраняемые законом интересы экономического субъекта, в отношении которого проводился аудит, и других лиц.
Договор на оказание аудиторских услуг подтверждает и фиксирует официальное, юридическое соглашение интересов участвующих сторон. По дого-вору на оказание аудиторских услуг исполнитель-аудитор обязуется оказать услуги (совершить определенные действия), а заказчик-клиент – оплатить эти услуги. Согласно требованиям ФПСАД №12 "Согласование условий проведения аудита", в тексте договора целесообразно раскрыть следующие основные аспекты и существенные условия:
1. Предмет договора на оказание аудиторских услуг.
2. Условия оказания аудиторских услуг.
3. Права и обязанности аудиторской организации.
4. Права и обязанности экономического субъекта.
5. Стоимость и порядок аудиторских услуг. 6. Ответственность сторон и порядок разрешения споров.
Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый или долгосрочный характер, предметом договора могут выступать одновременно ус-луги по проведению аудита как такового, а также сопутствующих услуг. В случае повторного соглашения об оказании аудиторских услуг условия дого-вора могут пересматриваться и должны оформляться в письменном виде.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ национальные стандарты аудиторской деятельности подразделяются на две груп-пы: федеральные и стандарты саморегулируемой организации аудиторов.
Федеральные стандарты аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регули-руют иные вопросы, они разрабатываются в соответствии с МСА и являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудито-ров, а также СРО аудиторов и их работников.
Стандарты СРО аудиторов определяют требования к аудиторским процедурам, дополнительные к требованиям, установленным федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствую-щих аудиту услуг. Такие стандарты не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности, не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности. Они являются обязательными для ауди-торских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной СРО аудиторов.
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе разрабатывать для своих нужд регламенты, инструкции, собственные стандарты аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности СРО объединения, членами которого они являются.