Файл: 1. Анализ бухгалтерского баланса, его основных статей и расчетных показателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 212

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кгодн (%) = 1 – Кизноса (%)

Износ = Первоначальная стоимость – Остаточная стоимость.

Техническое состояние машин и оборудования определяется не только коэффициентом износа и годности, но и возрастным составом оборудования. При анализе возрастного состава оборудования по каждому виду определяют, сколько единиц из общего колва устаревшего оборудования находится в эксплуатации: до 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 20 лет, свыше 20 лет.

Возрастной состав оборудования позволяет судить не только о его тех. состоянии, но и степени морального износа. Оптимальный срок замены оборудования  7 лет, максимальный  10.

К другим показателям оценки состояния машин и оборудования относят их средний возраст.

Х=∑ Хсi х Ai,

где Хсi – это середина интервальной группы;

Аi – удельный вес оборудования i-ой группы.

Средний возраст оборудования рассчитывают по отдельным видам оборудования, а также по всему оборудованию в целом. В ходе анализа тех. уровня машин и оборудования применяют показатель: доля прогрессивного оборудования в общем его количестве.

Чем выше эффективность использования ОФ, тем меньше приходится амортизации на единицу произведенной продукции, а значит ниже себестоимость продукции.

Показатели эффективности использования ОФ:

  1. Фондоотдача



При отсутствии данных о товарной продукции можно использовать объем реализованной продукции из Отчета о финансовых результатах.

Данный коэффициент показывает, сколько продукции получает предприятие в расчете на 1 руб. средств, вложенных в ОФ. Фондоотдача – важнейший показатель эффективности использования ОФ.

Факторы, влияющие на фондоотдачу:

  • структура ОФ (чем выше доля активной части, тем выше фондоотдача);

  • использование оборудования по времени (коэффициент экстенсивной загрузки оборудования);

  • использование оборудования по мощности (коэффициент интенсивной загрузки оборудования);

  • обеспеченность материальными ресурсами;

  • степень использования персонала (рабочих);

  • стоимостной фактор (т.к. объем товарной продукции берется в действующих товарных ценах – на фондоотдачу влияют цены на готовую продукцию, себестоимость сырья и материалов).

При расчете фондоотдачи необходимо учитывать как собственные, так и арендованные ОФ и не учитывать сданное в аренду резервное оборудование и оборудование, находящееся на консервации.


Использование ОФ признается более эффективным в отчетном году по сравнению с предыдущим, если относительный прирост физических объемов продукции будет больше темпов прироста ОФ.

  1. Фондоемкость



Данный показатель показывает, сколько ОС в рублях приходится на 1 руб. выпущенной товарной продукции.

  1. Фондорентабельность



Показывает, сколько прибыли получает предприятие с 1 руб. средств, вложенных в ОФ.

На фондорентабельность влияют факторы:

  • структура ОФ, т.е. доля активной части в ОФ;

  • рентабельность активов.

  1. Фондовооруженность



Данный показатель прямо не относится к показателям эффективности. Его используют для оценки уровня технологической оснащенности производства, а также рассматривают как фактор, влияющий на фондоотдачу и фондорентабельность.

Показывает, сколько ОПФ в стоимостной оценке приходится на 1 работающего на предприятии.

Т.к. рост фондоотдачи ведет к увеличению выпуска продукции, необходимо рассчитать прирост продукции за счет роста фондоотдачи.



Пути повышения эффективности использования ОПФ:

  1. распродажа излишнего оборудования;

  2. сдача в аренду излишнего оборудования и площадей;

  3. организация выпуска новой продукции на имеющихся площадях и оборудовании;

  4. изучение спроса и стимулирование его на продукцию с целью расширения ассортимента выпускаемой продукции;

  5. консервация части оборудования;

  6. устранение непроизводительного использования оборудования;

  7. проведение плановых ремонтов строго по графику;

  8. сокращение внутрисменных и целодневных простоев оборудования.


12.Приемы и методы экономического анализа.
Основные методы экономического анализа:



Метод экономического анализа – способ системного, комплексного изучения, измерения влияния отдельных факторов на выполнение хозяйственных задач и динамику развития организации.

Методы анализа:

  1. Горизонтальный анализ – сравнение показателей с данными прошлых лет. В результате горизонтального анализа определяется изменение абсолютных величин за анализируемый период (абсолютное отклонение и темп роста);

  2. Вертикальный анализ – представление информации в виде относительных показателей структуры – удельного веса каждого показателя в его общем итоге;

  3. Факторный анализ – метод комплексного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Проводится методами цепной подстановки, абсолютных разниц, индексным методом, методом балансового обобщения;

4.Метод финансовых коэффициентов. Финансовые коэффициенты – это относительные показатели, определяются отношением отдельных абсолютных показателей. Финансовые коэффициенты применяются для анализа платежеспособности, устойчивости, рентабельности, деловой активности. Преимущества финансовых коэффициентов по сравнению с абсолютными показателями:

а).устраняется искажающее влияние инфляции;

б).появляется возможность оценить деятельность исследуемой организации относительно других организаций.

5.Трендовый анализ – определение будущего состояния организации на основе устойчивых трендов.

Основные приемы экономического анализа


Каждый метод проводится с помощью различных приемов.

Традиционные приемы анализа:

1) наблюдение – запись информации по определенным принципам и с определенными целями. Может быть сплошное и выборочное наблюдение.

2) способ сравнения – это научный метод познания, в процессе которого изучаемые объекты сопоставляются с уже известными, изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними.

Направления сравнения:

а) сравнение фактических отчетных данных с плановыми. Результатом сравнения является определение процента выполнения плана;

б) сравнение показателей в динамике – с данными предыдущих периодов. Результат сравнения – абсолютное отклонение и темп роста (в процентах);

в) сравнение показателей анализируемого предприятия со средними значениями по отрасли;

г) сравнение показателей деятельности изучаемого предприятия с соответствующими показателями конкурентов;

д) сравнение с зарубежными результатами;

е) сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческих решений с целью оценки их эффективности;

ж) сравнение с нормативными значениями. Результат сравнения – определение отклонения от норм.

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей: одинаковые единицы измерения, а также учет инфляции, например, с помощью индекса-дефлятора (ИД):

А0 = А1 / ИД, где А0,1 – значение показателей в отчетном (1) и прошлом (0) периодах.

Сравнение с базовыми значениями позволяет решить широкий круг аналитических задач, используя в качестве базы сравнения: пла­новые, нормативные и предельные значения изучаемых показателей, фактические значения показателей за прошлые периоды, среднестати­стические значения изучаемых показателей, показатели деятельности конкурентов, оптимальное значение показателя.

Сравнение с плановыми данными производится в процессе опера­тивного и ретроспективного анализа. В первом случае сравнение ис­пользуется для контроля за ходом выполнения плана, во втором — для оценки работы предприятия за прошедший период.

1). способ группировки информации. Группировка – деление массы изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам. Результатом группировки являются аналитические таблицы;


2)..графический способ связан с геометрическим изображением функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. График позволяет зрительно заметить закономерности, которые содержит числовая информация. Основные виды графиков, используемые в анализе: столбиковые диаграммы, линейные графики, секторные диаграммы;

3). прием детализации – разбиение общих показателей на более частные. Чем более детально разбиты общие показатели, тем лучше и быстрее можно определить причины изменений. К примеру, объем выпуска продукции в целом может быть рассмотрен:

  • по видам выпускаемой продукции с выделением видов продукции, по которым идет невыполнение задания;

  • по срокам изготовления (поквартально, за год).

4). выборка – оценка большой совокупности объектов путем изучения свойств отдельных объектов из этих совокупностей.

Экономико-математические приемы анализа:

1) абсолютные, относительные величины.

Абсолютные показатели характеризуют численность, объем, размер изучаемого процесса в денежном или натуральном измерении. Натуральные показатели могут быть и сложными, например, чел-дн., тонн-км. Абсолютные показатели получают или непосредственным подсчетом собранных данных, или расчетным путем:

Абсолютное отклонение ∆П = П1-П0, где П1,0 – значение показателя в отчетном (1) и базисном (0) периоде.

Абсолютные показатели зачастую не дают реального представления о достигнутых результатах и происходящих внутренних изменениях предприятия, поэтому для характеристики результатов деятельности в анализе применяются относительные показатели – отношение абсолютных показателей.

Относительные показатели могут быть представлены:

а) коэффициентом (индексом) ) = П1 / П0;

б) выражаться в процентах и показывают, во сколько раз или на сколько процентов сравниваемый показатель больше (меньше) базисного.

Темп роста (в %) = П1 *100 / П0.

Темп прироста: темп роста – 100%.

Темп снижения: 100% – темп роста.

Базисный темп роста: Пi / П0. 100% – темп роста

Цепной темп роста: Пi / Пi-1, где i – значение показателя за любой период.

в) относительная величина структуры – доля отдельной части в общем объеме (итоге). Ее называют удельный вес.

Удельный вес = Пi * 100 / П общ.

2) средние величины. Виды средних величин: арифметическая простая, арифметическая взвешенная, хронологическая, геометрическая. В эконом. анализе чаще всего используется простая средне арифметическая величина:

Пср = (П0 + П1) / 2.