Файл: 1. Анализ бухгалтерского баланса, его основных статей и расчетных показателей.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Налоговые нюансы при реформации баланса
Из-за различий в признании доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учете возможна следующая ситуация: по данным налогового учета деятельность компании убыточна, а в бухучете имеется прибыль.
При этом величина налога на прибыль не может быть отрицательной, и налог на прибыль в этом случае отсутствует (нет прибыли — нет налога). По закону полученный налоговый убыток можно учитывать в течение 10 последующих лет (ст. 283 НК РФ).
В описываемой ситуации бухгалтеру на 31 декабря придется отразить в учете отложенный налоговый актив. Рассчитать его легко: сумму налогового убытка следует умножить на ставку налога на прибыль. На полученную сумму нужно сделать запись: Дт 09 Кт 68.
В результате сумма начисленного налога на прибыль становится нулевой, расхождения между налоговым учетом и бухгалтерской отчетностью отсутствуют.
Реформация баланса представляет собой процесс, приводящий к обнулению данных на счетах 90, 91 и 99. Первые 2 счета, имеющие нулевое итоговое сальдо в силу правил формирования отражаемых на них цифр, закрывают внутренними проводками. Закрытие счета 99 происходит с применением внутренних проводок, закрывающих аналитику по нему за счет общего финрезультата, и итоговой проводки, списывающей сумму чистой прибыли (убытка) на счет 84.
52.Учет движения основных средств.
Каждая операция движения основных средств должна быть оформлена соответствующим первичным документом установленной формы.
Синтетический учет основных средств организуется на активном инвентарном счете 01 «Основные средства». На этом счете отражаются основные средства, принадлежащие предприятию на правах собственности, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, аренде, доверительном управлении или сданные по договору текущей аренды.
Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией на счете 01 «Основные средства» в соответствующей доле.
Объект включается в состав основных средств по первоначальной стоимости в момент, когда готов к эксплуатации. При этом никаких дополнительных действий над ним производить не нужно, в связи с чем объект может находиться в запасе до того момента, когда возникнет необходимость использования его в производстве. Делаются бухгалтерские записи на счетах. Основанием для записи на счетах является акт (накладная) приема-передачи (форма № ОС-1), оформленный надлежащим образом.
Поступление основных средств по рыночной стоимости по договору дарения и в иных случаях безвозмездного получения отражается предприятием записями на счетах бухгалтерского учета. В части затрат по доставке объекта, полученного безвозмездно или по договору дарения, и иных затрат по доведению объекта до состояния, в котором он пригоден к использованию. Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» Согласно ст. 575 ГК РФ, дарение в отношениях между коммерческими организациями не допускается, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда. Заключенный договор дарения (на сумму более пяти минимальных размеров оплаты труда) между двумя коммерческими организациями является ничтожной сделкой. Это означает, что право собственности на переданное имущество к одариваемому не переходит. У него возникает обязательство это имущество вернуть. У дарителя сохраняется право собственности на передаваемое имущество и возникает право истребовать его у одариваемого.
Учет амортизации основных средств
Основные средства погашают свою стоимость по мере начисления амортизации (износа). Для учета амортизации используется пассивный, контрарный счет 02 «Амортизация основных средств».
Амортизационные отчисления по объекту основных средств начинают начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, начисление продолжается до полного погашения стоимости объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета в связи с прекращением права собственности или иного вещного права.
При начислении амортизационных отчислений следует руководствоваться Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, а также Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств.
Амортизационные отчисления по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности предприятия в отчетном периоде.
Расчет амортизации производится в ведомости на первое число месяца. При этом делаются записи на счетах бухгалтерского учета.
Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов:
♦ линейным;
♦ уменьшаемого остатка;
♦ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
♦ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В течение отчетного года амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от способа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
Все организации без исключения могут использовать при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка коэффициент не выше 3, устанавливаемый в учетной политике организации по группе однородных объектов основных средств.
В течение всего срока полезного использования объекта основных средств применяется один и тот же способ начисления амортизации. Объекты основных средств стоимостью не более 20 тыс. руб. за единицу разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию без начисления амортизации. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Приобретенные книги, брошюры и т. п. издания (независимо от их стоимости) можно списывать на затраты в полной сумме в момент их приобретения (п. 2 ст. 256 НК РФ).
По объектам основных средств, полученным по договорам дарения и безвозмездно в процессе приватизации, начисляется амортизация. При начислении амортизации по объектам основных средств, полученным по договору дарения, на сумму начисленной амортизации одновременно делаются следующие бухгалтерские записи.
Амортизационные отчисления не начисляются:
♦ по приобретенным изданиям (книги, брошюры и т.п.);
♦ по экспонатам животного мира в зоопарках и других аналогичных учреждениях;
♦ в период восстановления объекта (реконструкции, модернизации и капитального ремонта), продолжительность которого превышает 12 месяцев;
♦ по основным средствам, переведенным по решению руководителя предприятия на консервацию на срок более трех месяцев;
♦ по мобилизационным мощностям, т. е. на те основные средства, которые используются организацией для реализации законодательства РФ о мобилизационной подготовке и мобилизации.
Но только при условии, что эти объекты законсервированы и не используются в производстве продукции, при
выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
По объектам жилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и т. п.), если они используются для получения дохода и учитываются на счете 03, амортизацию нужно начислять в общеустановленном порядке. Остаточная стоимость этих объектов отражается в бухгалтерском балансе в составе доходных вложений.
Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (например, земельные участки и объекты природопользования), объекты, относимые к музейным предметам и музейным коллекциям. Музейные предметы и коллекции включаются в состав Музейного фонда (см. с.Т. 3 Федерального закона от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»).
Амортизация для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения начисляется по-разному.
53.Учет дебиторской и кредиторской задолженности.
Дебиторская задолженность– это задолженность другой организации, работников и физических лиц перед данной организацией.
Кредиторская задолженность– называется задолженность данной организации другим организациям, работникам и физическим лицам, которые называются кредиторами.
По сфере возникновения дебиторскую и кредиторскую задолженность делят на две группы:
-
задолженность, обусловленная процессами основной деятельности организации;
К этой группе относится задолженность покупателей (дебиторская задолженность) и задолженность перед поставщиками (кредиторская задолженность). Она учитывается на счетах 62 и 60.
-
задолженность по другим операциям.
К дебиторской задолженности второй группы относятся:
-
авансы, выдаваемые физическим лицам (счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»); -
суммы по предъявляемым претензиям и судебным искам (счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям»); -
задолженность работников организации по товарам, проданным в кредит, выданным займам, возмещению материального ущерба (счет 73 «расчеты с персоналом по прочим операциям»); -
задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал (счет 75 «Расчеты с учредителями»); -
задолженность по прочим операциям (счет 76).
К кредиторской задолженности второй группы относятся:
-
задолженность по различным платежам в бюджет (счет 68); -
задолженность по платежам в фонд социального страхования, пенсионный фонд, фонд медицинского страхования (счет 69); -
задолженность страховым компаниям по заключенным договорам имущественного и личного страхования (счет 76);
-
обязательства по выплате дивидендов (счет 75); -
задолженность по операциям некоммерческого характера (счет 76).
Дебиторская задолженность отражается в активе баланса обособленно и в зависимости от сроков погашения (в течение 12 месяцев или более чем через 12 месяцев после отчетной даты), кредиторская задолженность фиксируется в пассиве баланса.
Расчеты между организациями осуществляются преимущественно в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью банковских операций.
В Гражданском кодексе и Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации указаны традиционные и часто применяемые на практике формы расчетов:
-
платежными поручениями; -
по аккредитиву; -
чеками; -
инкассо.
Наиболее распространенной формой являются расчеты платежными поручениями. Владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Платежные поручения используются для предварительной и последующей оплаты товаров (работ, услуг), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, различным юридическим и физическим лицам.
При аккредитивной форме расчетовучреждение банка по заявлению обслуживаемого им покупателя дает поручение иногороднему учреждению банка, обслуживающего поставщика, оплатить отгруженные поставщиком товарно-материальные ценности, работы или услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении получателя.
Такая форма расчетов применяется при эпизодических, разовых расчетах между поставщиком и покупателем. Продукция оплачивается по месту нахождения поставщика после предъявления поставщиком своему банку счетов и товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт отгрузки.
Чек определяется как ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Расчеты по инкассо – банковская операция, посредством которой банк-эмитент по поручению и за счет средств клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Основу взаимоотношений участников расчетов по инкассо должен составлять договор, в силу которого у сторон появляются определенные права и обязательства. На банки возлагаются обязанности по получению денежных средств от плательщика и доставке их получателю, а также информированию получателя средств по его требованию о причинах неоплаты расчетных документов в оговоренные договором сроки. Для получателя эта услуга сопряжена с обязательством по оплате банку соответствующей суммы вознаграждения, размер которого оговаривается сторонами в договоре.