Файл: 1. Анализ бухгалтерского баланса, его основных статей и расчетных показателей.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Одно из частных различий Российского нормативного метода и западного метода «Стандарт-кост» является порядок списания выявленных отклонений величин затрат. В соответствии с принципами "стандарт-коста" они списываются на финансовый результат того периода, в котором возникли. Российский метод предусматривает списание отклонений на себестоимость продукции.
Сравнительная характеристика нормативного метода учета затрат и системы «Стандарт-кост»
36.Учет затрат на производство по элементам и статьям калькуляции.
Для производства и реализации продукции используются конкретные виды ресурсов и средств предприятия: материалы, топливо, энергия, зарплата и др. Каждый вид затрат на производство представляет собой однородный вид затрат или особый экономический элемент.
Положением о составе затрат по производству и реализации продукции установлен постоянный перечень экономических элементов в себестоимости продукции:
материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
затраты на оплату труда;
отчисления на социальные нужды;
амортизация основных средств;
прочие затраты.
Этот перечень является обязательным для всех предприятий Российской Федерации, поэтому каждый бухгалтер должен знать, какие затраты относятся к каждому элементу.
К материальным затратам относится стоимость:
- сырья и материалов, приобретаемых со стороны, из которых вырабатывается продукция;
- покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, используемых в производстве продукции;
- природного сырья (плата за воду, древесину по норме и т.д.)
- топлива всех видов, приобретенного со стороны и использованного на производственные цели;
- покупной энергии всех видов и вырабатываемой самим предприятием, использованной на производственные нужды;
- потерь от недостач по поступившим материальным ресурсам, в пределах норм естественной убыли;
тары и упаковки, полученных от поставщиков с материальными ресурсами, за вычетом стоимости этой тары и упаковки по цене ее возможного использования.
Использованные материальные ресурсы включаются в себестоимость продукции по ценам их приобретения (без НДС) с учетом надбавок, комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим организациям.
Стоимость возвратных отходов вычитается из затрат на материальные ресурсы, включаемые в себестоимость продукции.
В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются:
- оплата труда по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, выплаты стимулирующего характера, выплаты за работу в ночное время, сверхурочные, за работу в тяжелых и вредных условиях труда;
- оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованные отпуска, льготные часы подростков и т.д.;
- стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;
- суммы, начисляемые за выполненную работу лицам, привлеченным по договорам с государственными организациями и т.д.
В элемент «Отчисления на социальные нужды» включаются обязательные отчисления по установленным нормам органам Социального страхования, Пенсионному Фонду, фондам обязательного медицинского страхования.
В элементе «Амортизация ОС» отражается сумма амортизационных отчислений по основным средствам.
К элементу «Прочие затраты» относятся налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, на подготовку и переподготовку кадров и т.д.
Для того, чтобы знать, на какие цели произведены расходы, ведется учет издержек по статьям затрат.
Номенклатура статей устанавливается в отраслевых инструкциях. Такие рекомендации разрабатывают отраслевые министерства для своих предприятий. В условиях рыночной экономики эту работу также проводят органы статистики. Отраслевая номенклатура не может быть одинаковой для всех предприятий, но обычно она включает следующие статьи:
1. Сырье и материалы.
2. Возвратные отходы (вычитаются).
3. Покупные полуфабрикаты.
4. Основная заработная плата производственных рабочих.
5. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.
6. Отчисления на социальные нужды.
7. Расходы на подготовку и освоение производства.
8. Общепроизводственные расходы.
9. Общехозяйственные расходы.
10. Потери от брака.
11. Прочие производственные расходы.
Итого: производственная себестоимость продукции.
12. Расходы на продажу.
Всего: полная себестоимость продукции.
На практике учет затрат ведется по статьям калькуляций по каждому цеху, производству и по предприятию в целом.
37.Понятие аналитического и синтетического учета.
В бухгалтерском учете хозяйственная жизнь предприятий и ИП находит свое отображение на определенных счетах, регламентированных приказом Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н. Записи на счетах, отражающие факты хоздеятельности, проводят с применением метода двойной записи. На практике это означает одновременную запись в идентичной сумме по дебету одного счета и кредиту другого. Основные счета бухучета называют синтетическими.
Синтетические счета – счета, которые содержат обобщенные данные о хоздеятельности, имуществе организации, а также об источниках формирования имущества, собранные по определенным признакам. Синтетические счета бухгалтерского учетаимеют возможность разбивки на субсчета второго порядка, предназначенные для детализации счета.
Учет на синтетических счетах отображается исключительно в денежной оценке.
Для большей детализации и аналитической оценки хозяйственно-экономического состояния организации предназначены аналитические счета. Учет по такому виду счетов называют аналитическим.
Аналитические счета – счета третьего, четвертого … порядка, которые детально отображают стоимостные, количественные показатели бухучета.
Оценка операций в аналитическом учете осуществляется в денежном и количественном выражении.
Исходя из определения синтетического и аналитического учета, можно сказать, что аналитический учет является дополнительной расшифровкой по детализации к синтетическому учету.
Согласно Плану счетов бухучета предусмотрен ряд счетов, для которых имеется возможность открытия субсчетов. Субсчет по своему назначению является дополнительным звеном между аналитическим и синтетическим учетом. Субсчет, в свою очередь, объединяет несколько аналитических счетов. Сгруппированный аналитический учет ведется в пределах одного синтетического счета, в том числе в пределах субсчетов.
На практике это выглядит следующим образом.
Рассмотрим счет 41 «Товары». Согласно Плану счетов бухучета он разбивается на следующие субсчета:
-
41.01— товары на складах организации; -
41.02 — товары в розничной торговле; -
41.03 — тара под товаром и порожняя; -
41.04 — покупные изделия.
В последующем внутри каждого субсчета идет детализация по аналитическим счетам, например:
-
41.04 «Покупные изделия» — субсчет бухгалтерского учета; -
Ткань х/б, ситец, фланель — аналитический счет.
Таким образом, аналитическим счетом в этом случае будет характеристика и обозначение вида имущества. Далее может углубляться его характеристика по другим параметрам, например по цвету или по ширине полотна.
38.Нормативное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в РФ. Перспективы развития бухгалтерского учета и отчетности в России.
Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.
Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.
В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:
-
1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. -
2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета). -
3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней. -
4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):
-
Закон № 402-ФЗ. -
Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н. -
План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
К настоящему времени приняты такие ФСБУ: с 2021 года - ФСБУ 5/2019 "Запасы" (оно заменило ПБУ 5/01), с 2022 года - ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям, ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».
-
Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.
При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.
В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.
Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу была разработана на основании решения Правительства Российской Федерации в целях дальнейшего развития системы бухучета. Она была одобрена 1.07.2004 года согласно приказу №180 Министерства финансов России.
Согласно этой концепции развитие бухгалтерского учета и сопутствующей отчетности в РФ должно проводиться по следующим направлениям, являющимся основными:
-
повышение качества информации, которая формируется в этой сфере; -
создание инфраструктуры применения МСФО; -
изменение системы регулирования бухучета и сопутствующей отчетности; -
повышение контроля качества отчетности; -
значительное повышение квалификации персонала, который задействован в организации и ведении бухучета, проведении аудитов отчетности и в пользовании этими документами.
В Российской Федерации формирование инфраструктуры применения МСФО предполагается обеспечить путем обобщения и распространения опыта. Помимо этого намечается перевод МСФО официально на русский язык и проведение обучений всем необходимым стандартам.