Файл: 1. Анализ бухгалтерского баланса, его основных статей и расчетных показателей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Одно из частных различий Российского нормативного метода и западного метода «Стандарт-кост» является порядок списания выявленных отклонений величин затрат. В соответствии с принципами "стандарт-коста" они списываются на финансовый результат того периода, в котором возникли. Российский метод предусматривает списание отклонений на себестоимость продукции.

Сравнительная характеристика нормативного метода учета затрат и системы «Стандарт-кост»
36.Учет затрат на производство по элементам и статьям калькуляции.

Для производства и реализации продукции используются конкретные виды ресурсов и средств предприятия: материалы, топливо, энергия, зарплата и др. Каждый вид затрат на производство представляет собой однородный вид затрат или особый экономический элемент.

Положением о составе затрат по производству и реализации продукции установлен постоянный перечень экономических элементов в себестоимости продукции:

материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация основных средств;

прочие затраты.

Этот перечень является обязательным для всех предприятий Российской Федерации, поэтому каждый бухгалтер должен знать, какие затраты относятся к каждому элементу.

К материальным затратам относится стоимость:

- сырья и материалов, приобретаемых со стороны, из которых вырабатывается продукция;

- покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, используемых в производстве продукции;

- природного сырья (плата за воду, древесину по норме и т.д.)

- топлива всех видов, приобретенного со стороны и использованного на производственные цели;

- покупной энергии всех видов и вырабатываемой самим предприятием, использованной на производственные нужды;

- потерь от недостач по поступившим материальным ресурсам, в пределах норм естественной убыли;

тары и упаковки, полученных от поставщиков с материальными ресурсами, за вычетом стоимости этой тары и упаковки по цене ее возможного использования.

Использованные материальные ресурсы включаются в себестоимость продукции по ценам их приобретения (без НДС) с учетом надбавок, комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим организациям.

Стоимость возвратных отходов вычитается из затрат на материальные ресурсы, включаемые в себестоимость продукции.


В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются:

- оплата труда по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, выплаты стимулирующего характера, выплаты за работу в ночное время, сверхурочные, за работу в тяжелых и вредных условиях труда;

- оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованные отпуска, льготные часы подростков и т.д.;

- стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;

- суммы, начисляемые за выполненную работу лицам, привлеченным по договорам с государственными организациями и т.д.

В элемент «Отчисления на социальные нужды» включаются обязательные отчисления по установленным нормам органам Социального страхования, Пенсионному Фонду, фондам обязательного медицинского страхования.

В элементе «Амортизация ОС» отражается сумма амортизационных отчислений по основным средствам.

К элементу «Прочие затраты» относятся налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, на подготовку и переподготовку кадров и т.д.

Для того, чтобы знать, на какие цели произведены расходы, ведется учет издержек по статьям затрат.

Номенклатура статей устанавливается в отраслевых инструкциях. Такие рекомендации разрабатывают отраслевые министерства для своих предприятий. В условиях рыночной экономики эту работу также проводят органы статистики. Отраслевая номенклатура не может быть одинаковой для всех предприятий, но обычно она включает следующие статьи:

1. Сырье и материалы.

2. Возвратные отходы (вычитаются).

3. Покупные полуфабрикаты.

4. Основная заработная плата производственных рабочих.

5. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.

6. Отчисления на социальные нужды.

7. Расходы на подготовку и освоение производства.

8. Общепроизводственные расходы.

9. Общехозяйственные расходы.

10. Потери от брака.

11. Прочие производственные расходы.

Итого: производственная себестоимость продукции.

12. Расходы на продажу.

Всего: полная себестоимость продукции.

На практике учет затрат ведется по статьям калькуляций по каждому цеху, производству и по предприятию в целом.


37.Понятие аналитического и синтетического учета.

В бухгалтерском учете хозяйственная жизнь предприятий и ИП находит свое отображение на определенных счетах, регламентированных приказом Минфина РФ «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» от 31.10.2000 № 94н. Записи на счетах, отражающие факты хоздеятельности, проводят с применением метода двойной записи. На практике это означает одновременную запись в идентичной сумме по дебету одного счета и кредиту другого. Основные счета бухучета называют синтетическими.

Синтетические счета – счета, которые содержат обобщенные данные о хоздеятельности, имуществе организации, а также об источниках формирования имущества, собранные по определенным признакам. Синтетические счета бухгалтерского учетаимеют возможность разбивки на субсчета второго порядка, предназначенные для детализации счета.

Учет на синтетических счетах отображается исключительно в денежной оценке.

Для большей детализации и аналитической оценки хозяйственно-экономического состояния организации предназначены аналитические счета. Учет по такому виду счетов называют аналитическим.

Аналитические счета – счета третьего, четвертого … порядка, которые детально отображают стоимостные, количественные показатели бухучета.

Оценка операций в аналитическом учете осуществляется в денежном и количественном выражении.

Исходя из определения синтетического и аналитического учета, можно сказать, что аналитический учет является дополнительной расшифровкой по детализации к синтетическому учету.

Согласно Плану счетов бухучета предусмотрен ряд счетов, для которых имеется возможность открытия субсчетов. Субсчет по своему назначению является дополнительным звеном между аналитическим и синтетическим учетом. Субсчет, в свою очередь, объединяет несколько аналитических счетов. Сгруппированный аналитический учет ведется в пределах одного синтетического счета, в том числе в пределах субсчетов.

На практике это выглядит следующим образом.

Рассмотрим счет 41 «Товары». Согласно Плану счетов бухучета он разбивается на следующие субсчета:

  • 41.01— товары на складах организации;

  • 41.02 — товары в розничной торговле;

  • 41.03 — тара под товаром и порожняя;

  • 41.04 — покупные изделия.


В последующем внутри каждого субсчета идет детализация по аналитическим счетам, например:

  • 41.04 «Покупные изделия» — субсчет бухгалтерского учета;

  • Ткань х/б, ситец, фланель — аналитический счет.

Таким образом, аналитическим счетом в этом случае будет характеристика и обозначение вида имущества. Далее может углубляться его характеристика по другим параметрам, например по цвету или по ширине полотна.
38.Нормативное регулирование бухгалтерского учета и финансовой отчетности в РФ. Перспективы развития бухгалтерского учета и отчетности в России.

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению, которы со временем должны быть заменены на ФСБУ (федеральные стандарты бухучета).

  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней.

  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.


Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.

  2. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.

  3. План счетов и ФСБУ/ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.

К настоящему времени приняты такие ФСБУ: с 2021 года - ФСБУ 5/2019 "Запасы" (оно заменило ПБУ 5/01), с 2022 года - ФСБУ 25/2018 по учету аренды, ФСБУ 6/2020 по учету ОС и ФСБУ 26/2020 по капвложениям, ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухучете».

  1. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу была разработана на основании решения Правительства Российской Федерации в целях дальнейшего развития системы бухучета. Она была одобрена 1.07.2004 года согласно приказу №180 Министерства финансов России.

Согласно этой концепции развитие бухгалтерского учета и сопутствующей отчетности в РФ должно проводиться по следующим направлениям, являющимся основными:

  • повышение качества информации, которая формируется в этой сфере;

  • создание инфраструктуры применения МСФО;

  • изменение системы регулирования бухучета и сопутствующей отчетности;

  • повышение контроля качества отчетности;

  • значительное повышение квалификации персонала, который задействован в организации и ведении бухучета, проведении аудитов отчетности и в пользовании этими документами.

В Российской Федерации формирование инфраструктуры применения МСФО предполагается обеспечить путем обобщения и распространения опыта. Помимо этого намечается перевод МСФО официально на русский язык и проведение обучений всем необходимым стандартам.