Файл: 1. Анализ бухгалтерского баланса, его основных статей и расчетных показателей.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 250
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Корректность результатов учета и анализа материальных запасов в равно высокой степени представляет интерес как для текущего управления фирмой, так и для понимания стратегических целей и перспектив. Поэтому учет запасов играет одну из ключевых ролей при составлении отчетов как для менеджеров отделов фирмы, так и для высшего руководства.
Ответственным за управленческий учет отделам предприятия важно понимать, что корректно функционировать такой учет (в том числе учет производственных запасов) будет только в том случае, если налажено эффективное взаимодействие бухгалтерского/финансового учета и управленческого. Ведь бухучет является первичным учетом, который регистрирует факты хозяйственной жизни фирмы. После чего именно информация, зафиксированная бухгалтерским учетом, служит основой для составления управленческих отчетов о различных подсистемах функционирования предприятия.
Поэтому, прежде всего, при организации управленческого учета следует определиться с нормативной регламентацией учета. А именно: разработать и утвердить положение об управленческом учете и учетную политику компании в целях управленческого учета, в которых прописать, в частности, необходимые аспекты, нормы и критерии, касающиеся механизмов, способов и вариантов учета производственных запасов.
Отдельно следует сказать о том, что для государственного управления для ведения учета материальных запасов применяются КОГСУ — классификатор операций, проводимых в рамках госуправления. Использующиеся здесь коды применяются бюджетными учреждениями, они скомплектованы в 8 групп, в которые входят многочисленные статьи.
Группировка запасов на предприятии важна в контексте ведения учета, поскольку, как правило, номенклатура запасов на предприятии может состоять из тысячи позиций.
Поэтому для того, чтобы отчеты, предназначенные для руководителей компании, отражали достоверную информацию о наличии и движении запасов фирмы с нужной конкретному отделу степенью детализации, необходимо, чтобы запасы были объединены в определенные группы.
В частности, компания может выбрать любой из следующих вариантов классификации запасов:
-
По положению в производственном цикле. В данной классификации запасы могут подразделяться на четыре основные группы: сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи. -
В зависимости от номенклатуры запасов. При выборе данного варианта фирма будет классифицировать запасы отдельно по каждой единице номенклатуры. Применение такого варианта оправдывает себя, если компании требуется получить максимальную степень детализации по какому-либо отдельному наименованию запасов. -
Согласно выделенным на предприятии центрам ответственности. Применение такого варианта классификации позволит компании понять, какие запасы и в каком количестве требуются для деятельности каждого подразделения фирмы (при этом не только производственного, но и иных). -
В зависимости от роли, которую конкретные запасы играют для отдельных подразделений фирмы либо для фирмы в целом. В контексте такой классификации выделяются стратегически важные для предприятия запасы, стандартные запасы (не играющие ключевой роли в структуре потребления фирмы), а также малозначимые запасы. -
По центрам затрат. Применение указанного варианта классификации позволяет определить территориальное распределение запасов в фирме. К примеру, могут быть выделены запасы, размещенные на общих складах фирмы (склад — центр затрат), на складах конкретных производственных отделов и т. д. -
Основываясь на нормах ФСБУ 5/2019 «Запасы» (который с 1 января 2021 года заменил ПБУ 05/01) и описанных выше вариантах классификации, производственная фирма самостоятельно открывает аналитические счета к отдельным синтетическим счетам учета производственных запасов. -
В частности, материалы, как следует из бухгалтерского плана счетов, учитываются по счету 10. -
К данному счету компания в управленческих целях может выделить несколько аналитических счетов 2-го, 3-го и 4-го порядка. -
Каким же образом выстраивать классификацию запасов на аналитических счетах разного уровня? Ответ зависит от управленческих целей такого учета. Но в общем виде в качестве рекомендаций можно привести следующий порядок учета. -
Счета 1-го порядка, к примеру, целесообразно выделять в соответствии с номенклатурной градацией сырья и материалов (к примеру, счет 10-С, где С — номенклатурный вид сырья и материалов).
Далее для более системной последующей детализации аналитические счета 2-го порядка следует формировать на основе группировки запасов по центрам ответственности. То есть будет выделяться, к примеру, счет учета конкретной номенклатурной группы запасов, предназначенных:
-
для производственного подразделения (счет 10-С-1); -
административных отделов (счет 10-С-2); -
и т. д.
При формировании в управленческих целях аналитических счетов 3-го порядка за основу классификации целесообразно взять роль запасов в производственном процессе на предприятии. В частности, здесь могут быть выделены счета, потребление которых в фирме является:
-
стандартным для компании (счет 10-С-1-1); -
стратегически важным (счет 10-С-1-2). -
незначительным (счет 10-С-1-3).
Счета 4-го порядка представляется возможным формировать на основе существующих на предприятии центров затрат (т. е. отражающих территориальную принадлежность запасов). А именно — могут быть выделены следующие счета:
-
материалы, расположенные на складе 1 (счет 10-С-1-1-1); -
материалы, расположенные на складе 2 (счет 10-С-1-1-2), и т. д.
Движение запасов в производственном цикле (а именно их поступление в производство) фиксируется по счету 20.
Поэтому именно в разрезе данного счета ведется аналитика, которая, как правило, бывает 4 или 5 порядков.
Аналитические счета 1-го порядка в управленческих целях по 20-му счету (как и в учете по счету 10) следует вести в разрезе номенклатурных групп продукции фирмы (к примеру, счет 20-Р, где Р — номенклатурное наименование продукции).
На уровне детализации 2-го порядка аналитические счета могут быть сформированы в зависимости от зон ответственности. На производстве такими зонами выступают обычно цеха. Поэтому для управленческого учета запасов по счету 20 могут быть созданы следующие счета 2-го порядка:
-
счет для учета запасов, использованных в производстве цехом 1 (счет 20-Р-1); -
для цеха 2 создается счет 20-Р-2 и т. д.
Третий уровень детализации, как и в случае с учетом запасов на счете 10, в рассматриваемом случае компании целесообразно организовывать согласно роли конкретных запасов в производстве продукции, имеющей разную ценность для предприятия. А именно: на данном уровне фирма может вести управленческий учет по следующим счетам 3-го порядка:
-
запасы, используемые для производства товаров обычной, стандартной значимости (счет 20-Р-1-1); -
запасы, используемые для производства товаров повышенной, стратегической значимости (счет 20-Р-1-2), и т. д.
При выделении счетов 4-го уровня компании важно понимать, что центр ответственности на производстве в общем случае будет совпадать с центром затрат (таковым является цех). Однако детализировать учет запасов на данном этапе все равно возможно. Для этого требуется, к примеру, выделить в качестве признака для группировки конкретные производственные операции. Тогда счета 4-го порядка будут, в частности, следующими:
-
запасы, используемые в производстве цехом 1 на 1-й фазе производства (20-Р-1-1-1); -
запасы, используемые цехом 1 на фазе 2 производства (20-Р-1-1-2), и т. д.
Нередко на практике фирмы также формируют 5-й уровень детализации в разрезе по элементам затрат. С помощью такого уровня компания определяет, сколько именно сырья и материалов, зарплаты рабочих, прочих затрат и т. д. приходится на производство определенного вида продукции (определенной степени важности) в одном из существующих цехов и на конкретной фазе производства.
К примеру, если субсчет 5-го порядка 1 предназначен для учета использованных сырья и материалов, то, соответственно, наименование счета 20-Р-1-1-2-1 будет означать, что на нем учитывается использованное сырье и материалы, затраченные на производство продукции номенклатуры Р обычной, стандартной значимости цехом 1 на 2-й фазе производства.
Учет и детализация имеющейся готовой продукции осуществляются фирмой по счету 43. К данному счету в управленческих целях также следует открыть счета 4 или 5 порядков.
Правила, в соответствии с которыми фирма ведет аналитику по счету 43, практически полностью совпадают с описанными выше в отношении счета 10.
Вместе с тем следует помнить, что при детализации на 2-м уровне, как правило, компании выделяют только 2 центра ответственности:
-
производственные подразделения фирмы; -
подразделения продаж.
Поэтому соответственно субсчета 2-го порядка по продукции З будут выглядеть следующим образом:
-
43-З-1 (продукция, используемая для собственных нужд компании); -
43-З-2 (продукция, управление которой передано в отдел продаж). -
Если же требуется дальнейшая детализация по конкретным производственным отделам или отделам продаж, то могут быть открыты и самостоятельные аналитические счета (к примеру, 43-З-1-1, 43-З-1-2 и т. д.). -
Дальнейшие правила аналитики по счету 43 в целях составления управленческой отчетности аналогичны описанным выше для счета 10: аналитика 3-го порядка формируется в соответствии со значением произведенной продукции (стратегическая, стандартная и т. д.), а счета 4-го порядка предназначены для определения территориального размещения готовой продукции (склад 1, 2 и т. д.).
Корректное ведение управленческого учета производственных запасов важно для любого предприятия, поскольку наличие и движение запасов выступают одними из основных характеристик, которые показывают менеджерам фирмы текущие недостатки системы организации производства и позволяют оперативно на них отреагировать. Чтобы корректно осуществлять такой учет, компании следует, прежде всего, определиться с базовыми классификационными признаками, которые будут положены в основу управленческой аналитики по таким счетам, как 10, 20, 43. После этого ответственные специалисты должны отдельно, в разрезе каждого из указанных счетов, составить перечень уровней аналитики 1–5-го порядков. Поскольку только корректное следование такой аналитике при осуществлении учета способно обеспечить достоверные и полные отчеты о наличии и движении запасов в фирме с требуемым уровнем детализации.
33.Бюджетирование в системе управления затратами.
Бюджет - это план на определенный период в количественных (обычно денежных) показателях, составленный с целью эффективного достижения стратегических ориентиров.
Бюджетирование - это непрерывная процедура составления и исполнения бюджетов.
Полноценное внутрифирменное бюджетирование, т. е. бюджетирование как управленческая технология, включает три составные части.
Технология бюджетирования, в которую входят инструментарий финансового планирования (виды и форматы бюджетов, система целевых показателей и нормативов), порядок консолидации бюджетов различных уровней управления и функционального назначения и т. п.
Организация бюджетирования, включающая финансовую структуру компании (состав центров учета — структурных подразделений либо бизнесов предприятия или компании, являющихся объектами бюджетирования), бюджетный регламент и механизмы бюджетного контроля (процедуры составления бюджетов, их представления, согласования и утверждения, порядок последующей корректировки, сбора и обработки данных об исполнении бюджетов), распределение функций в аппарате управления (между функциональными службами и структурными подразделениями различного уровня) в процессе бюджетирования, систему внутренних нормативных документов (положений, должностных инструкций и т. п.).
Рассмотрим план действий по постановке бюджетирования:
1. Формулирование целей и задач бюджетирования как управленческой технологии в соответствии со спецификой бизнеса компании.
2. Принципы бюджетирования в компании.
3. Изучение методологии бюджетирования.
4. Анализ финансовой структуры.
5. Определение видов бюджетов.
6. Определение бюджетных форматов.
7. Утверждение бюджетного регламента.
8. Распределение функций в аппарате управления.
9. Составление графика документооборота.
10. Автоматизация бюджетирования.
В самом общем виде назначение бюджетирования в компании заключается в том, что это основа:
- планирования и принятия управленческих решений в компании;
- оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;
-укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.
При этом в каждой компании может быть свое назначение бюджетирования в зависимости как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Поэтому, говоря о назначении бюджетирования, необходимо помнить, что в каждой компании в качестве управленческой технологии оно может преследовать свои собственные цели и использовать свои собственные средства, свой собственный инструментарий.