Файл: Отчет производственная практика (вид практик учебная, производственная).docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 509
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Определить актуальность, специфики функционирования психологической службы в данном учреждении
5. Провести анализ литературы на русском и иностранном языках (согласно теме научного исследования)
6. Подобрать психодиагностический инструментарий согласно теме научного исследования и провести его
через представление о двух типах факторов, продуципующих состояние тревоги, - безусловных (куда входит и вегетативное, или «психовегетативное», реагирование) и обусловленных. Предполагается, что многократное повторение ситуаций, в которых актуализируются указанные типы факторов, ведет к закреплению тревожности как устойчивого образования (тревожности как свойства, черты, по терминологии Ч.Д. Спилбергера). Иной подход был реализован Р.Б. Кеттелом и его коллегами, пытавшимися решить эту проблему через использование математической модели, где факторизации подвергались показатели разного уровня. Важным результатом этих исследований явилось выделение собственно феномена тревожности в отличие от сходных явлений депрессии, склонности к пессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей. По-видимому, сегодня, на современном уровне знаний, назрела необходимость в проведении системного междисциплинарного исследования, которое позволило бы проанализировать процесс возникновения и закрепления тревожности как результата сложного взаимодействия разноуровневых факторов: биологических (в том числе и биохимических), физиологических, личностных, социальных и т. п.
Понимание тревожности как относительно устойчивой личностной характеристики заставляет обратить особое внимание на роль в ее возникновении и закреплении личностных и социальных факторов, прежде всего особенностей общения (что может не сочетаться, а может и сочетаться с признанием природной предрасположенности, однако даже в последнем случае ей отводится подчиненная роль).
Одним из существенных вопросов, важных для понимания причин тревожности, является проблема локализации ее источника. В настоящее время выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности: длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги (Ю.Л. Ханин, Ч.Д. Спилбергер и др.), с одной стороны, и внутренние - психологические и/или психофизиологические - с другой. Вопрос о том, возникают ли под влиянием этих разных источников различные типы тревожности, или это одно и то же явление, анализ причин которого проведен на разном уровне или разведен во времени, достаточно сложен и до настоящего времени не имеет однозначного решения.
И.А. Мусина, придерживаясь представления о том, что разная локализация источников порождает разные типы тревожности, предлагает ввести термины «внешняя» и «внутренняя» личностная тревожность, ссылаясь при этом на известное положение С.Л. Рубинштейна о «действии внешнего через внутреннее». Более продуктивным является подход, объединяющий внешний источник стресса и его субъективную оценку. В ряде исследований тревога, «субъективное состояние страха-тревоги» рассматривается как психологический эквивалент любого конфликта. При этом конфликт понимается в основном как противоречие между оценкой индивидом определенной ситуации как угрожающей (вне зависимости от ее объективных характеристик) и отсутствием необходимых средств для ее избегания или преодоления. Это представление находится в общем ряду теорий психологического стресса и тревоги как его компонента, связывающего их возникновение с когнитивной оценкой угрозы.
Тревожность возникает тогда, когда оценка внешней угрозы соединяется с представлениями о невозможности найти подходящие средства для ее преодоления, а ее профилактика и коррекция понимаются как обучение «переоценке ситуации».
Длительное и многократное воздействие стрессовой ситуации при соответствующей ее оценке индивидом рассматривается как основной источник невротических и преневротических состояний, в том числе тревожности.
В качестве еще одного - экстремального - внешнего источника тревожности в литературе выделятся посттравматический стресс. Общая тревожность является одним из центральных компонентов «посттравматического синдрома».
Данные убедительно свидетельствуют: несмотря на то, что травматическую стрессовую ситуацию практически одинаковой интенсивности переживают множество взрослых и детей, далеко не у всех из них развиваются невротические симптомы, в том числе и тревожность. Среди детей количество последних, по данным разных источников, колеблется от 25 до 50%.
В качестве определяющих выделяются два основных фактора: во-первых, отношение ребенка к происходящему, во многом зависящее от его личностных особенностей и предшествующих травме условий жизни и воспитания, и во-вторых, что самое главное, - присутствие во время стрессовой ситуации родителей или других лиц, которые могли бы оказать ребенку эмоциональную поддержку.
Организация и методы исследования
Целью данного исследования являлось изучение влияния тревожности на социометрический статус подростков в группе.
В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 13 - 14 лет.
Для реализации цели исследования использовались следующие методики:
Методика по выявлению уровня самооценки Дембо-Рубинштейн
Цель методики: определить уровень самооценки подростков.
Инструкция: «Перед Вами семь шкал, на вершинах которых написаны те качества характера, которые нас интересуют. На каком участке каждой из шкал Вы себя ощущаете, видите? Отметьте его».
Материал: бланк с начерченными шкалами; ручка.
Обработка результатов: дать характеристику для каждого учащегося, исходя из отметки на шкале.
Используемые шкалы: ум; внешность, общительность; активность; рациональность; импульсивность; самобытность.
Самооценка психических состояний
Тест самооценки психических состояний разработан Г. Айзенком. С помощью теста можно в первом приближении определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Тревожность - это индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.
Фрустрация - это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т. п.
Агрессивность - это не вызванная объективными обстоятельствами неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту.
Ригидность - это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Противоположное по значению свойство личности - пластичность.
Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности).
Инструкция. Вам предлагается 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока (по 10 высказываний в каждом блоке). Внимательно прочтите эти высказывания (Вопросы приведены в приложении). На каждое высказывание выберите ответ из трех альтернатив: 1) «Да, это состояние мне присуще часто»; 2) «Такое состояние у меня иногда бывает»; 3) «Нет, это мне совсем не подходит». На отдельном листе запишите свои ответы, например следующим образом: «Да» (+), «Иногда» (+), «Нет» (-). К примеру, 1+, 2+, 3- и т. д.
Обработка результатов тестирования
За ответ «Да» начисляется 2 балла. Если такое состояние бывает изредка - 1 балл. Если такого состояния не бывает (ответ «Нет») - 0 баллов.
Подсчитывается сумма баллов по каждому блоку высказываний. I блок (1-10-е высказывания) выявляет состояние тревожности, II блок (11-20-е высказывания) выявляет состояние фрустрации, III блок (21-30-е высказывания) - состояние агрессивности, IV блок (31-40-е высказывания) - состояние ригидности.
Оценка психических состояний
-7 баллов - низкий уровень
-14 баллов - средний уровень
-20 баллов - высокий уровень.
Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе
Инструкция: «Ребята! Вы вместе учитесь уже 8-й год. Когда вы пришли в 1 класс, при его формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем, в 10-11 классах, переформировать учебные группы с учетом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых классов. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».
Вопросы:
1. Кого из членов вашего класса вы хотели бы видеть в составе вновь организованной группы? Укажите 3 - 5 фамилий таких товарищей.
2. Кого из членов вашего класса вы не хотели бы видеть в новом составе класса?
3. Кто, по вашему мнению, выберет вас?
4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет?
При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечивающих надежность получаемых результатов:
нужно позаботиться о том, чтобы подростки отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом;
не следует торопить детей с ответами, переходите от ответа на один вопрос к другому только тогда, когда все участники ответили на предыдущий вопрос;
для того чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из одноклассников, необходимо на доске написать фамилии отсутствующих.
Обработка и интерпретация результатов. Число выборов, полученных каждым подростком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус».
Дети, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора).
Если ребенок получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения - то к категории «отвергаемых».
Обработка и анализ полученных результатов
Исследование учащихсяпо методике Дембо - Рубинштейн выявило результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Исследование учащихсяпо методике Дембо - Рубинштейн
Понимание тревожности как относительно устойчивой личностной характеристики заставляет обратить особое внимание на роль в ее возникновении и закреплении личностных и социальных факторов, прежде всего особенностей общения (что может не сочетаться, а может и сочетаться с признанием природной предрасположенности, однако даже в последнем случае ей отводится подчиненная роль).
Одним из существенных вопросов, важных для понимания причин тревожности, является проблема локализации ее источника. В настоящее время выделяются в основном два типа источников устойчивой тревожности: длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги (Ю.Л. Ханин, Ч.Д. Спилбергер и др.), с одной стороны, и внутренние - психологические и/или психофизиологические - с другой. Вопрос о том, возникают ли под влиянием этих разных источников различные типы тревожности, или это одно и то же явление, анализ причин которого проведен на разном уровне или разведен во времени, достаточно сложен и до настоящего времени не имеет однозначного решения.
И.А. Мусина, придерживаясь представления о том, что разная локализация источников порождает разные типы тревожности, предлагает ввести термины «внешняя» и «внутренняя» личностная тревожность, ссылаясь при этом на известное положение С.Л. Рубинштейна о «действии внешнего через внутреннее». Более продуктивным является подход, объединяющий внешний источник стресса и его субъективную оценку. В ряде исследований тревога, «субъективное состояние страха-тревоги» рассматривается как психологический эквивалент любого конфликта. При этом конфликт понимается в основном как противоречие между оценкой индивидом определенной ситуации как угрожающей (вне зависимости от ее объективных характеристик) и отсутствием необходимых средств для ее избегания или преодоления. Это представление находится в общем ряду теорий психологического стресса и тревоги как его компонента, связывающего их возникновение с когнитивной оценкой угрозы.
Тревожность возникает тогда, когда оценка внешней угрозы соединяется с представлениями о невозможности найти подходящие средства для ее преодоления, а ее профилактика и коррекция понимаются как обучение «переоценке ситуации».
Длительное и многократное воздействие стрессовой ситуации при соответствующей ее оценке индивидом рассматривается как основной источник невротических и преневротических состояний, в том числе тревожности.
В качестве еще одного - экстремального - внешнего источника тревожности в литературе выделятся посттравматический стресс. Общая тревожность является одним из центральных компонентов «посттравматического синдрома».
Данные убедительно свидетельствуют: несмотря на то, что травматическую стрессовую ситуацию практически одинаковой интенсивности переживают множество взрослых и детей, далеко не у всех из них развиваются невротические симптомы, в том числе и тревожность. Среди детей количество последних, по данным разных источников, колеблется от 25 до 50%.
В качестве определяющих выделяются два основных фактора: во-первых, отношение ребенка к происходящему, во многом зависящее от его личностных особенностей и предшествующих травме условий жизни и воспитания, и во-вторых, что самое главное, - присутствие во время стрессовой ситуации родителей или других лиц, которые могли бы оказать ребенку эмоциональную поддержку.
6. Подобрать психодиагностический инструментарий согласно теме научного исследования и провести его
Организация и методы исследования
Целью данного исследования являлось изучение влияния тревожности на социометрический статус подростков в группе.
В эксперименте приняли участие 20 детей в возрасте 13 - 14 лет.
Для реализации цели исследования использовались следующие методики:
-
Исследование уровня самооценки по методике Дембо - Рубинштейн. -
Тест самооценки психических состояний Г. Айзенка. -
Тест социометрического исследования структуры взаимоотношений в группе.
Методика по выявлению уровня самооценки Дембо-Рубинштейн
Цель методики: определить уровень самооценки подростков.
Инструкция: «Перед Вами семь шкал, на вершинах которых написаны те качества характера, которые нас интересуют. На каком участке каждой из шкал Вы себя ощущаете, видите? Отметьте его».
Материал: бланк с начерченными шкалами; ручка.
Обработка результатов: дать характеристику для каждого учащегося, исходя из отметки на шкале.
Используемые шкалы: ум; внешность, общительность; активность; рациональность; импульсивность; самобытность.
Самооценка психических состояний
Тест самооценки психических состояний разработан Г. Айзенком. С помощью теста можно в первом приближении определить уровни таких психических свойств, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Тревожность - это индивидуальная психическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Здесь тревога выступает как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей или кажущейся таковой опасности.
Фрустрация - это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Проявляется в отрицательных переживаниях: разочаровании, раздражении, тревоге, отчаянии и т. п.
Агрессивность - это не вызванная объективными обстоятельствами неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Проявляется в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. Иногда проявляется в форме демонстрации превосходства в силе по отношению к другому человеку или иному социальному объекту.
Ригидность - это затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Противоположное по значению свойство личности - пластичность.
Тест состоит из 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока. Каждый из блоков соответствует одному из четырех определяемых психических состояний (тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности).
Инструкция. Вам предлагается 40 высказываний, сгруппированных в четыре блока (по 10 высказываний в каждом блоке). Внимательно прочтите эти высказывания (Вопросы приведены в приложении). На каждое высказывание выберите ответ из трех альтернатив: 1) «Да, это состояние мне присуще часто»; 2) «Такое состояние у меня иногда бывает»; 3) «Нет, это мне совсем не подходит». На отдельном листе запишите свои ответы, например следующим образом: «Да» (+), «Иногда» (+), «Нет» (-). К примеру, 1+, 2+, 3- и т. д.
Обработка результатов тестирования
За ответ «Да» начисляется 2 балла. Если такое состояние бывает изредка - 1 балл. Если такого состояния не бывает (ответ «Нет») - 0 баллов.
Подсчитывается сумма баллов по каждому блоку высказываний. I блок (1-10-е высказывания) выявляет состояние тревожности, II блок (11-20-е высказывания) выявляет состояние фрустрации, III блок (21-30-е высказывания) - состояние агрессивности, IV блок (31-40-е высказывания) - состояние ригидности.
Оценка психических состояний
-7 баллов - низкий уровень
-14 баллов - средний уровень
-20 баллов - высокий уровень.
Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе
Инструкция: «Ребята! Вы вместе учитесь уже 8-й год. Когда вы пришли в 1 класс, при его формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем, в 10-11 классах, переформировать учебные группы с учетом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых классов. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».
Вопросы:
1. Кого из членов вашего класса вы хотели бы видеть в составе вновь организованной группы? Укажите 3 - 5 фамилий таких товарищей.
2. Кого из членов вашего класса вы не хотели бы видеть в новом составе класса?
3. Кто, по вашему мнению, выберет вас?
4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет?
При проведении социометрии необходимо соблюдать ряд условий, обеспечивающих надежность получаемых результатов:
нужно позаботиться о том, чтобы подростки отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом;
не следует торопить детей с ответами, переходите от ответа на один вопрос к другому только тогда, когда все участники ответили на предыдущий вопрос;
для того чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из одноклассников, необходимо на доске написать фамилии отсутствующих.
Обработка и интерпретация результатов. Число выборов, полученных каждым подростком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус».
Дети, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает 6 и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал 3 выбора).
Если ребенок получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения - то к категории «отвергаемых».
Обработка и анализ полученных результатов
Исследование учащихсяпо методике Дембо - Рубинштейн выявило результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Исследование учащихсяпо методике Дембо - Рубинштейн
№ | Имя ребенка | Результат по шкалам | Ср. рез. | ||||||
| | I | II | III | IV | V | VI | VII | |
1 | Сережа А. | А | А | В | В | А | А | А | + |
2 | Лена Б. | В | В | А | А | В | В | В | - |
3 | Зина В. | А | Н | Н | Н | А | А | А | + |
4 | Данил Д. | А | А | А | А | А | А | А | + |
5 | Ирина Д. | В | А | В | В | В | А | А | - |
6 | Юля И. | А | Н | В | А | А | В | В | - |
7 | Наташа И. | А | Н | В | В | В | А | В | - |
8 | Кристина К. | Н | Н | А | А | А | А | Н | + |
9 | Инна К. | А | А | А | А | А | А | А | + |
10 | Дима К. | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | - |
11 | Антон М. | А | Н | А | А | В | Н | Н | - |
12 | Айрат Н. | А | А | В | В | А | В | А | + |
13 | Динара Н. | А | Н | А | Н | Н | Н | Н | - |
14 | Мария С. | А | А | А | А | А | А | А | + |
15 | Сережа С. | Н | Н | А | Н | А | А | А | + |
16 | Марат Ф. | Н | Н | Н | В | В | А | А | - |
17 | Таня Х. | В | В | А | В | В | А | В | - |
18 | Ира Щ. | Н | Н | Н | Н | Н | Н | Н | - |
19 | Яна Ю. | А | А | В | В | А | В | В | - |
20 | Павел Я. | А | А | В | В | А | А | А | + |