Файл: Совершенствование управления ассортиментом продукции промышленного предприятия (на примере ооо пф Дизайнлюкс).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23 целесообразно провести работу по выявлению и устранению основных причин, влияющих на стабильность и прогнозируемость продаж. Именно после его проведения составляется итоговая матрица, на основании которой принимаются решении в управлении ассортиментом (Приложение И).
Внедрение интегрированного АВС и XYZ-анализа в практику работы предприятия обеспечит эффективное управление товарным ассортиментом, что в свою очередь будет способствовать сокращению количества утраченных продаж, ускорению товарооборота, уменьшению излишков продукции, снижению риска их списания, минимизации суммарных затрат, связанных с запасами.
Для оценки действующего ассортимента и внесения изменения в программу маркетинга предполагается провести анализ чувствительности к основным элементам операционного рычага (Приложение К).
Таким образом, сводный анализ всех предложенных методов, позволил разработать методику управления ассортиментом, с целью его оптимизации.
Предложенная методика легко интегрируется в деятельность промышленных предприятий, позволяет осуществить оперативную и стратегическую диагностику ассортимента продукции.
24 2 Оценка эффективности управления ассортиментом на предприятии ООО ПФ
«Дизайн-ЛЮКС»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО ПФ «Дизайн-
ЛЮКС»
Промышленность в Российской Федерации в последние двадцать пять лет находилось в тяжелом кризисном положении. Множество внутренних и внешних факторов спровоцировали спад производства практически во всех отраслях. Однако постепенно положение промышленности стабилизируется.
Мебельное производство относится к лесной промышленности. В настоящее время в России производством мебели занимаются, по различным оценкам, от 5100 до 5800 предприятий, из которых около 500 – можно классифицировать как крупные и средние. Большая часть производств сосредоточена в Центральном и Приволжском федеральных округах, удельный вес которых на рынке мебельного производства составляет более половины суммарного объема производства по стране.
По мнению экспертов, на протяжении последних трех-четырех лет в
России наблюдается замедление темпов роста рынка мебели. Скорее всего, это объясняется относительным перепроизводством в данном секторе на фоне того, что более 55% мебели в Россию привозится из-за рубежа. Относительная доступность производственных технологий высокий уровень рентабельности бизнеса на стадии его становления и развития создали условия для роста количества участников рынка и ужесточение конкуренции. Замедление темпов роста экономики и фактор падения стоимости рубля в 2014 году по отношению к мировым валютам внесли свои корректировки. Покупательная способность значительной части населения снизилась на фоне инфляции, при этом средний уровень рентабельности мебельного бизнеса также претерпел отрицательную динамику (Приложение Л).
25
При этом, если в 2013 году основными причинами покупки новой мебели являлись необходимость пополнить обстановку квартиры и необходимость замены мебели, вышедшей из строя (суммарно – 66% ответов респондентов), то на настоящий момент пополнение обстановки осуществляется реже, а пришедшая в негодность мебель подвергается ремонту.
По мнению экспертов, отмечают следующие основные тенденции рынка мебели: сокращается доля теневого бизнеса в отрасли за счет влияния спада в экономике на мелкие кустарные предприятия, в том числе из-за большой кредитной нагрузки на малые производства; сокращается доля премиального сегмента продукции в пользу стандартного и бюджетного; сократилась доля импортной продукции на рынке мебели; использование сети Интернет в качестве канала продаж мебели теряет популярность.
Данные Федерального агентства статистики РФ свидетельствуют, что динамика производства мебели не претерпевала существенных изменений с
2013 по 2016 год. В 2015 году наблюдается спад выручки, прибыли и рентабельности в сфере производства мебели в России на фоне роста себестоимости, который вызван введением внешнеторговых санкций против
РФ, а также колебаниями курсов валют, так как большая доля комплектующих импортировалась из стран ЕС, а также КНР.
В разрезе структуры производства мебели в России в 2015 году на первом месте по объему – производство кухонной мебели, в том числе шкафы кухонные деревянные. На их долю по данным Росстата пришлось 61,7%.
Большая их часть произведена предприятиями Приволжского федерального округа. Объем производства мебели в Российской Федерации сокращается
(Приложение М).Наибольшее увеличение средних розничных цен на кухонную мебель в России произошло в 2016 году, тогда темп прироста составил 11,38%
26
В г.о. Тольятти наблюдается существенный экономический спад и отток населения из городского округа. Это серьезно влияет на рыночную конъюнктуру. К числу негативных факторов, влияющих на конъюнктуру рынка мебели можно отнести: миграционный отток населения –7,2 тыс. чел. за 2016 год (уменьшение емкости рынка); рост числа безработных в 3,7 раза за последние 2 года; снижение деловой активности предприятий; сокращение доходов населения.
Все это повлекло снижение показателя оборота розничной торговли в
Тольятти.
Участниками рынка являются 230 магазинов и салонов в городе Тольятти.
Это свидетельствует о том, что ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» работает в жестких условиях рынка монополистической конкуренции.
Компания с полным наименованием Общество с ограниченной ответственностью производственная фирма «Дизайн-ЛЮКС» зарегистрирована
21 апреля 2011 в Самарской области по юридическому адресу: город Тольятти,
Комсомольская улица, дом 137.
Миссия компании ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС»: «Мы предлагаем потребителю на рынке города Тольятти только изделия высшего качества, реализуя их при этом по минимально возможным для региона ценам».
Основными видами деятельности общества являются: производство мебели; доставка и установка мебели; разработка дизайн проектов мебели; закупка готовой продукции у производителя и её реализация.
Основными потребителями ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» являются физические лица. Салон производит мебель по заказам клиентов на основании выбора из представляемых образцов комплектов и материалов.
27
Работа с клиентами и потенциальными покупателями ООО ПФ «Дизайн-
ЛЮКС» организована также через страницу в одной из социальных сетей, где представлены фото мебельных комплектов и информация об акциях салона.
Обратная связь с покупателями осуществляется посредством общения через страницу в сети «Вконтакте». Там размещаются отзывы о выполненных заказах и приобретенной продукции мебельного салона.
Организационная структура ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Организационная структура ОООПФ «Дизайн-ЛЮКС»
В подчинении генерального директора находятся все работники салона.
Соответственно перед исполнительным директором несут ответственность менеджеры по продажам, отвечающие за реализацию продукции, правильное оформление документов (актов выполненных работ, приемки-передачи, накладных, товарных чеков, договоров), внешний вид мебельного салона.
Менеджер-дизайнер разрабатывает проекты с использованием программных
Генеральный директор
Исполнительный директор
Менеджер по продажам
Сборщики мебели
Менеджер- дизайнер
Соляры- станочники
Бухгалтер
28 продуктов, подготавливает рисунки, состав расчёта мебели к окончательному результату. Работу с клиентами по оплате менеджер по продажам и менеджер- дизайнер. В обязанности столяров-станочников входит раскрой материалов, изготовление мебели. Сборщики мебели отвечают за доставку клиенту заказа, подъем, сборку и установку мебели.
Мебельный салон «Дизайн-Люкс» несет ответственность за качество производимой и реализуемой продукции. В случае не комплектности, дефектов мебели, салон обязан произвести замену на качественный товар в оговоренные сроки, либо оказать реставрационные работы, если клиент даст согласие[25].
Менеджер по продажам и исполнительный директор анализируют конъюнктуру рынка, оценивают положение предприятия на рынке и разрабатывают предложения по укреплению конкурентных позиций.
В Таблице 2.1 представлены девять главных конкурентов ООО ПФ
«Дизайн-Люкс».
Среди рассмотренных в данной работе мебельных салонов присутствуют предприятия торговли, которые не имеют собственного производства мебели, а также те компании, производство которых сосредоточено в соседних городах и регионах, а продажа осуществляется непосредственно в г.о. Тольятти. И те, и другие составляют существенную конкуренцию ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС».
Крупные производственные предприятия, расположенные на удалении, несмотря на высокое качество продукции и большие масштабы производства, проигрывают в привлекательности цен и скорости выполнения заказов. Однако малые и средние предприятия обладают практически теми же преимуществами, что и ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС». Каждый из девяти основных конкурентов, масштабы присутствия которых, на рынке мебели сопоставимы с долей анализируемого предприятия, обладает собственными сильными и слабыми сторонами.
29
Таблица 2.1– Анализ конкурентов на рынке кухонной мебели г.о. Тольятти
Имя конкурента
Ассортимент продукции
Ценовая политика, уровень цен
Слабые стороны
Преимущества конкурента
1. «Дизайн-ЛЮКС»
Узкий
Средний уровень
Узкий ассортимент
Высокое качество
2. «Марта»
Узкий
Средний уровень
Среднее качество Гибкая ценовая политика
3. «Новая эра»
Узкий
Высокий уровень
Жесткая ценовая политика
Высокое качество
4.«МЕБЕЛЬГРАД»
Широкий
Высокий уровень
Длительные сроки изготовления и доставки
Высокое качество, большой ассортимент
5. «Ладья»
Узкий
Средний уровень
Среднее качество Гибкая ценовая политика
6. «Шатура»
Широкий
Высокий уровень
Длительные сроки изготовления и доставки
Качество, большой ассортимент
7. «Дятьково»
Широкий
Высокий уровень
Длительные сроки изготовления и доставки
Качество, большой ассортимент
8. «Дешевая мебель тут»
Средний
Низкий уровень
Низкое качество
Большой ассортимент
9. «Елена»
Узкий
Средний уровень
Среднее качество Устаревший дизайн
10. «Еврокомфорт»
Средний
Высокий уровень
Длительные сроки изготовления и доставки
Высокое качество
Рассмотрим основные показатели деятельности ООО ПФ «Дизайн-
ЛЮКС» за 2014 – 2016 гг., представленные в (Приложение Н).
Проанализировав данные за 2014-2015 г.г., можно сделать вывод о том, что выручка выросла на 5,38%. Зависящий от выручки показатель затраты на
30 рубль выручки увеличился на 1 копейку так, как произошло увеличение таких показателей, как управленческие и коммерческие расходы. За этот период себестоимость продукции увеличилась на 2,15%, на данный показатель повлиял рост цен на сырье и материалы, используемые в производстве. Одним из основных показателей, характеризующих результаты деятельности предприятия, является валовая прибыль, увеличение которой за этот период составило 14,42% за счет роста выручки. Это является положительным результатом деятельности предприятия. На увеличение показателя прибыли от продаж на 0,14% повлияло повешение спроса на продукцию предприятия.
Приобретение нового оборудования вызвало рост стоимости основных средств на 17,03%.Снижение фондоотдачи составило 9,94%, что говорит о неэффективном использовании основных средств предприятием.
За период 2014-2015г.г. по показателю оборотные активы наблюдалось увеличение на 7,24%, но оборачиваемость активов снизилась на0,2 пункта, что говорит о неэффективном использовании оборотных активов.
В анализируемом периоде произошло увеличение штата сотрудников на
9,09% (3 человека). Также произошло увеличение фонда заработной платы на
32,94%.Производительность труда работающего уменьшилась на 3,38%, это может быть связанно с низкой мотивацией работников. Однако среднемесячная заработная плата выросла значительно, на 23,24%. Такое соотношение темпов роста негативно характеризует деятельность предприятия.
Чистая прибыль увеличилась на 3,74%, это может быть обусловлено тем, что темпы роста выручки опережают темпы роста себестоимости.
Рентабельность производства снизилась на 10,9, пункта. Это говорит о том, что предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, получает меньше прибыли.
За следующий анализируемый период 2015-2016 г.г. выручка показала положительную динамику, она составила 16,67% (9696 тыс. руб.). Показатель себестоимости вырос на 16,67%, что в денежном эквиваленте составило 6927 тыс. руб. Исходя из этого, показатель затраты на рубль выручки уменьшился на
31 2 копейки. На показатель себестоимости непосредственно влияют коммерческие и управленческие расходы, которые увеличились соответственно на 0,73% и на 45,5%, В связи с тем, что у предприятия возросла выручка, увеличилась и валовая прибыль на 16,67%.
В этот период на предприятии было зафиксировано увеличение прибыли от продаж на 30,61 % (2703 тыс. руб.) и рост чистой прибыли на 2625 тыс. руб., на 29,77%.
На данном предприятии за исследуемый период наблюдался рост численности персонала на 8,33% (3 человека). Увеличение численности персонала повлекло за собой, увеличение фонда оплаты труда на 13,47%.
Показатель производительности труда увеличился на 7,7%,и темпы роста заработной платы за этот период ниже темпов роста производительности труда.
Динамика оборотных активов положительна, 5,22%.Оборачиваемость активов увеличилась на 1,2 пункта.
Фондоотдача увеличилась на 0,96 пункта, что говорит об эффективном использовании основных средств за этот анализируемый период.
За период 2015-2016 г.г. рентабельность продаж увеличилась на 2 пункта, рост рентабельности производства на 22,5 пункта, это говорит о том, что предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, получает больше прибыли.
Анализ деятельности предприятия за 2014-2016 г.г.. Выручка увеличилась на 22,05% (12666 тыс. руб.). Себестоимость за период 2014-2016 г.г. выросла на
18,82%(7803 тыс. руб.). Это произошло из-за увеличения управленческих расходов и коммерческих расходов на 145,5%. и 37,1% соответственно.
Прибыль от продаж увеличилась на 2715 тыс. руб., что положительно повлияло на рост чистой прибыли, которая увеличилась на 3943 тыс. руб.
Показатель "Основные средства" показывает положительную динамику за период 2014-2016 г.г., вырос на 28,07% (786 тыс. руб.). Отрицательная динамика показателя фондоотдачи (1,13 пункта) можно сделать вывод о низкой степени загрузки оборудования.
32
За весь исследуемый период оборачиваемость активов увеличилась на
1пункт, а вложения в оборотные активы увеличились на 12,84% , это говорит о неэффективности вложений денежных средств в оборотные активы.
На протяжении всего исследуемого периода фонд оплаты труда вырос на
50,85%, это произошло из-за увеличения численности персонала на 17,42% (6 человек). Также произошло увеличение показателя среднемесячной оплаты труда на 27,98%. Производительность труда увеличилась на 4,32%, т.е. темпы роста заработной платы опережают темпы роста производительности труда, что негативно характеризует деятельность предприятия.
Увеличение чистой прибыли на 2943 тыс. руб.положительно повлияло на показатель рентабельность продаж, который увеличился на 1 пункт и показатель рентабельность производства, который за 3 года вырос на 0,116 пункт.
Таким образом, исследуя технико-экономические показатели деятельности ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» за период 2014-2016 г.г. можно сделать вывод об эффективности деятельности предприятия, т.к. динамика продаж и прибыли положительна, растет рентабельность производства, наблюдается рост производительности труда. Результаты деятельности ООО
ПФ «Дизайн-ЛЮКС» имеют положительную динамику, что свидетельствует о его устойчивости.
2.2 Анализ ассортимента ООО ПФ «Дизайн-Люкс»
Для проведения комплексного анализа ассортимента предлагается использовать методику представленную автором в 1 главе.
Для подробного анализа и выявления проблем в ассортиментной политике предприятия ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» был проведен расчет основных показателей ассортимента выпускаемой продукции в (Приложение
П).