Файл: Совершенствование управления ассортиментом продукции промышленного предприятия (на примере ооо пф Дизайнлюкс).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
65 13. Макарьева В.И., Андреева Л.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Финансы и статистика, 2012. – 264 с.
14. Мескон М.Х., Альберт М. Основы менеджмента. 3-е издание: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2012. – 672с.
15. Моисеева
Н.К.,
Анискин
Ю.П.
Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М.: Внешторгиздат,
2013. – 219с.
16. Мяснянкина О.В. Формирование ассортиментной политики предприятия в условиях интенсивного обновления продукции. – СПб.: Питер, 2014. –
280 с.
17. Немков В. А. Торговый маркетинг: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Росс. экон. акад., 2012. – 174 с.
18. Нечаева Е.В.Методологический подход к процессу управления товарным ассортиментом. – Омск.: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2014. – 297 с.
19. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система
«директ-костинг». – М.: Финансы и статистика, 2013. – 352 с.
20. Палий В.Ф. Организация управленческого учета / В.Ф. Палий. – М.:
ИНФРА-М, 2012. – 219с.
21. Рынок товаров: формирование, управление./ А.В. Орлов, Ф.А. Крутиков,
Ю.К. Твилдиани и др.; Под. общ. Ред. А.В. Орлова и Ф.А. Крутикова. –
М.: Экономика, 2013. – 263 с.
22. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия:
Учебное пособие. 7е изд., исп. – Минск: ООО «Новое знание», 2014. –
688 с.
23. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. – М.: ЗАО
«Бизнес-школа “Интел-Синтез”», 2013. – 448 с.
24. Дизайн-ЛЮКС [Электронный ресурс]. URL: //http://dizain-lux.ru/388
(дата обращения: 29.03.2017)
66 25. Мебель, материалы, фурнитура. Региональный информационный портал
[Электронный ресурс]. URL: // http: //tolyatti.reginforms.ru (дата обращения: 14.04.2017)
26. Самарская область в цифрах [Электронный ресурс]. URL: // http://economy.samregion.ru/activity/ekonomika/values_so/#demogr
(дата обращения: 02.04.2017).
27. ЭКСПОЦЕНТР. Заводы, рынок по производству мебели в России
[Электронный ресурс]. URL:http://www.meb-expo.ru (дата обращения:
19.04.2017)
28. Ten Ways Big Data Is Revolutionizing Marketing And Sales, 2016, Louis
Columbus
[Электронный ресурс].
URL: https://www.forbes.com/sites/louiscolumbus/2016/05/09/ten-ways-big-data-is- revolutionizing-marketing-and-sales/#634eff2921cf
(дата обращения
29.04.17)
29. A System of Management for Organizational Improvement, 2010, Ktnneth A.
Potocki,
Richard
C.
Brocato
[Электронный ресурс].
URL: http://www.jhuapl.edu/techdigest/td/td1604/Potocki.pdf
(дата обращения
18.04.17)
30. Transforming enterprise risk management for value in the insurance industry,
2015, Christian Bongiovanni, Luca Pancaldi, Uwe Stegemann, Giambattista
Taglioni [Электронный ресурс]. URL: http://www.mckinsey.com/business- functions/risk/our-insights/transforming-enterprise-risk-management-for- value-in-the-insurance-industry (дата обращения 24.04.17)
31. Distribution challenges and workable solutions, 2013, Avinash G.
Mulky[Электронный ресурс].
URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0970389613000591
(дата обращения 1.05.17)
32. Winning Operating Models That Convert Strategy to Results, 2014, Marcia
Blenko, Eric
Garton, Ludovica
Mottura[Электронный ресурс]. URL:
67 http://www.bain.com/publications/articles/winning-operating-models-that- convert-strategy-to-results.aspx (дата обращения 26.04.17)
68
Приложения
Приложение А
Основные подходы к определению категории «управление ассортиментом продукции»
Подходы
Авторы
Определения
Управление как набор функций
Быховец С.Н. совокупность процессов по планированию, организации и мониторингу товарного ассортимента, в основе которой лежит принцип цикличности и наличие обратной связи
Дурович А.П. это формирование ассортимента, его поддержание и изменение с целью наилучшего удовлетворения потребителя
Орлов А.В.,
Крутикова Ф.А. формирование ассортимента с учётом развития общественных потребностей, покупательского спроса, достижений научно-технического прогресса
Управление как процесс
Афанасьев
В.А. процесс, который преобразует рыночную информацию с учетом внутренних ресурсов компании, ее принципов в товарный ассортимент, экономически эффективный для предприятия и удовлетворяющий требованиям рынка
Ковалев А.П.,
Сорокина
О.Г. совокупность межфункциональных связей предприятия в процессе управления товарным ассортиментом, объединяющая и координирующая роль в которой принадлежит отделу маркетинга
Баранова
Л.Я. программа, которая помогает выработать эффективный подход к управлению процессами закупок, стимулирования продаж, анализа и планирования
Управление как деятельность субъекта
Немков В.А. система мер, обеспечивающих с высокой степенью вероятности устойчивость функционирования предприятия и определяющих ассортимент производимой продукции, время изменений в существующей номенклатуре, переход одной ассортиментной позиции на другую,
Мяснянкина О.В. деятельность предприятия по подбору изделий в номенклатурный набор, обеспечивающий предприятию экономическую стабильность
Твильдиане
Ю.К. система мер, направленных на определение ближайших и отдалённых целей в развитии ассортимента товаров и разработку принципов, в соответствии с которыми она будет проводиться.
Николаева
С.А. деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента
Герчикова
И.Н. предполагает решение проблемы выбора номенклатуры, объема выпуска и цены производимой продукции
69
Приложение Б
Факторы, влияющие на формирование ассортимента продукции предприятия
Факторы
Состав и содержание фактора
1 2
Принципы формирования ассортимента
Ассортимент должен формироваться на основе спроса покупателей, который представляется постоянным, альтернативным и импульсивным, а также с учетом его воздействия на товары повседневного, периодического и редкого потребления
Профиль предприятия
Ассортиментная номенклатура обуславливается товарной ориентацией, типоразмером, зоной действия и состоянием материально-технической базы предприятия
Потребительские комплексы
За основу комплексной потребности должен быть взят конкретный перечень товаров, сгруппированных по функционально-потребительским признакам, например.
Товарная классификация
Ассортиментная совокупность устанавливается на основе следующей классификации: товарная группа
(характеризуется однородностью сырья, из которого изготовлены товары); подгруппы (внутригрупповое деление товаров). Каждая подгруппа складывается из родственных товаров различных видов и разновидностей.
Стадия жизненного цикла товара
На приобретение продукции оказывает влияние жизненный цикл товара: внедрение, рост, зрелость, устаревание, что обуславливает необходимость адекватного подхода при формировании ассортимента
Устойчивость ассортимента продукции
Стабильность постоянного ассортимента продукции по группам, подгруппам, видам и разновидностям в продаже обеспечивается наличием товарных запасов, которые регулируются с учетом потребностей населения покупателей
70
Приложение В
Показатели оценки эффективности ассортимента
Показатель
Определение
Показатели, характеризующие ассортимент предприятия
1. Ширина
Общее количество ассортиментных групп производителя. Ширина товарного ассортимента характеризует количество предлагаемых ассортиментных групп.
2. Насыщенность
(полнота)
Общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров. Она характеризует степень или плотность заполнения марками товара внутри товарной линии.
3. Новизна
Способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров
4. Устойчивость
Способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.
Особенность таких товаров — наличие устойчивого спроса на них.
5. Рациональность
Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.
6. Структура ассортимента
Количественное соотношение товарных групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем наборе товаров.
7. Глубина
Варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы
8. Гармоничность ассортимента
Свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости использования.
Показатели финансовых результатов ассортиментных групп товаров
1. Уровень окупаемости
Определение продолжительности периода, в течение которого будет проект работать для покрытия затрат на его создание и введение.
2.Прибыль по товарной категории
Доля в общей выручке предприятия по конкретной группе товаров.
3. Коэффициент вклада на покрытие
Вклад каждого наименования продукции на покрытие постоянных издержек предприятия.
4. Точка безубыточности
Характеризует объем продаж, при котором выручка от продаж равна издержкам производства.
5. Операционный рычаг
Это объем производства, при котором получаемая маржинальная прибыль покрывает постоянные затраты.
6. Запас финансовой прочности
Показывает величину сокращения объема продаж до достижения точки безубыточности.
Показатели оптимизации структуры ассортимента
1. Ограничение по объему продаж
Фиксирование крайних значений максимально возможного и минимально необходимого объема продаж.
2. Ограничение по производственным мощностям
Определение величины максимальной загрузки мощностей
3. Ограничение по доступности ресурсов
Потребность компании в денежных и материальных ресурсах.
4. Ограничение по цене
Для получения прибыли цена товаров не может быть установлена ниже себестоимости и выше возможностей покупателей.
71
Приложение Г
Матрица «Товар-Рынок»
Товары
Рынки существующие новые
Существующие
Проникновение на рынок: интенсификация сбыта поиск новых потребителей вытеснение конкурентов развитие (расширение) сферы потребления товара
Развитие рынка: новые рынки новые регионы сбыта международные рынки новые области использования товара
Новые
Развитие товара: разработка новых товаров собственными силами развитие контрактов лицензии обмен продуктами
Диверсификация: горизонтальная вертикальная концентрическая
72
Приложение Д
Алгоритм анализа ассортимента продукции
Начало
Конец
Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции
Анализ влияния структуры ассортимента на экономические показатели деятельности предприятия
Требуется изменение ассортимента да нет
Углубленный анализ
ABC/XYZ- анализ
Стратегический анализ
Матрица БКГ
Анализ ЖЦТ
Матрица Ансоффа
Формирование нового товара
Портфель заказов сбалансирован
Товар, относящийся к категории AX,
BX,AY,AX
Анализ чувствительности
Ранговое рейтингование
Товар, относящийся к 1,2, 3 месту
АПиР
Выбор направления совершенствования ассортимента продукции
Оперативный анализ нет да да да нет нет
73
Приложение Е
Управленческие решения для основных категорий продуктов БКГ
Категория
Управленческое решений
«Звезда»: принять оборонную стратегию, то есть защитить имеющуюся долю рынка; осуществить повторные инвестиции в модернизацию продукта, снижение цены, повышение эффективности производства и т. п.; завоевать большую долю новых потребителей
«Дойная корова» принять стратегию «удержания», то есть поддерживать долю на рынке; осуществить инвестиции в модернизацию процесса производства; произвести инвестиции в модернизацию товаров; поддерживать лидирующее положение по цене; использовать часть прибыли для поддержки продуктов категорий «Трудный ребенок» и «Звезда»
«Трудный ребенок» принять стратегию «наращивания» путем значительных инвестиций для получения высокой доли новых продаж; принять стратегию «наращивания» путем выкупа продуктов- конкурентов; сфокусировать усилия на нише рынка, в которой возможно доминирование
«Собака» сфокусировать усилия на сегменте рынка, в котором можно сохранить лидирующее положение и который можно защитить от атак конкурентов; применить стратегию «урожая»: путем снижения до минимума всех затрат на поддержку; сворачивание производства товара и перераспределение ресурсов
74
Приложение Ж
Направления корректировки ассортимента в разрезе стадий ЖЦТ
Стадии ЖЦТ
Управленческие решения
Внедрения и спада
Следует снимать с производства часть наименее перспективных ассортиментных позиций и попытаться увеличить поступления денежных средств от наиболее перспективных товаров за счет изменения рынка сбыта или создания модификаций, изменения оформления, упаковки и т.д. Это, при минимальных затратах, обеспечило бы продление ЖЦТ.
Роста
Создавать дополнительные модификации ассортиментных позиций, на основе существующей или усовершенствованной технологии производства товаров, находящихся на стадии насыщения.
Зрелость
Следует активно вкладывать средства в создание принципиально новых ассортиментных позиций (которые могут быть основой линейки товаров), либо создавать товары с улучшенными потребительскими свойствами.
75
Приложение И
Направления ассортиментных решений в результате ABC/ XYZ -анализа
Категория
Ассортиментные решения
АХ и ВХ
Необходимо обеспечить постоянное наличие продукции, но для этого не нужно создавать избыточный страховой запас. Расход товаров этой группы стабилен и хорошо прогнозируется.
AY и BY
Необходимо обеспечить постоянное наличие продукции данной категории, нужно увеличить страховой запас.
AZ и BZ
Часть товаров нужно перевести на систему заказов с постоянным объемом заказа, по части товаров необходимо обеспечить более частые поставки, выбрать поставщиков, расположенных близко к предприятию, повысить периодичность контроля, поручить работу с данной группой товаров самому опытному менеджеру компании и т. п.
СХ можно использовать систему заказов с постоянной периодичностью и снизить страховой товарный запас
CY формировать страховой запас, исходя из имеющихся у компании финансовых возможностей.
CZ
Часть этих товаров можно безболезненно выводить из ассортимента, а другую часть нужно регулярно контролировать, так как именно из товаров этой группы возникают неликвидные или труднореализуемые товарные запасы, от которых компания несет потери.
76
Приложение К
Принятие решений, ориентированных на основных принципах
Управленческое решение
Основные принципы
Необходимо сократить позиции продукции с отрицательной рентабельностью и низким или падающим спросом; с отрицательной рентабельностью и устойчивым спросом, если нет возможности повысить цену или объем реализации до уровня точки безубыточности.
Увеличить плановые объемы реализации по позициям имеющим отрицательную рентабельность и растущий спрос до уровня точки безубыточности; имеющим положительную рентабельность и устойчивый спрос до максимально возможного уровня, определяемого спросом.
Сократить объемы производства по позициям с явной тенденцией к падению спроса до уровня средней рентабельности; с рентабельностью значительно ниже средней до уровня, обеспечивающего минимально необходимую представленность позиции в ассортименте (для полноты ассортимента);
Увеличить цену по позициям имеющим отрицательную рентабельность и растущий спрос до достижения уровня точки безубыточности; имеющим отрицательную эластичность спроса от цены (при снижении цены – снижается спрос) при наличии растущего спроса.
Cнизить цену по позициям имеющим положительную рентабельность и хороший уровень спроса с тенденцией к снижению при наличии устойчивой эластичности спроса от цены