Файл: Совершенствование управления ассортиментом продукции промышленного предприятия (на примере ооо пф Дизайнлюкс).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 158

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

43 продолжение таблицы 2.10
Системы хранения для прачечной
111,19 0,17%
99%
0,05 0,95
Комплекты мебели для прихожей из массива дерева
58,86 0,09%
99%
0,05 1
Итого
65403 100,0%
100%
1
Данные АВС – анализа, представленного в таблице 2.10, показывают, что в группу «А», формирующую 78,11% выручки от реализации продукции или
51086,28 тыс. руб., входят комплекты кухонной мебели и шкафы-купе (за исключением шкафов-купе из массива дерева). Всего в группе «А» 7 товарных групп, обеспечивающих стабильную выручку и прибыль предприятию.
В группу «В», формирующую 18,6% выручки 12164,96 тыс. руб., входит большая часть комплектов мебели для гостиной, кроме комплектов из ламинированного ДСП и массива дерева, а также большинство комплектов мебели для прихожей (за исключением мебели из массива дерева).
Группа «С» – включает 8 групп мебели, в числе которых гостиные с фасадами из ламинированного ДСП, системы хранения и мебель из массива дерева. Указанная продукция обеспечивает предприятию всего 3,26% выручки.
Следует отметить, что системы для хранения сравнительно недавно вошли в ассортимент продукции предприятия, соответственно данное направление имеет потенциал для развития и роста продаж. Данные анализа подтвердили выводы. Наименьшим спросом пользуется мебель для гостиной, прихожей и шкафы из массива дерева.
Результаты АВС–анализа(рисунок 2.5)показывают, какие продукты являются наиболее выгодными для предприятия, а какие менее выгодны и, может быть, нежелательны в ассортименте.
Для оценки действующего ассортимента и внесения изменения в программу маркетинга по таким показателям, как объемы продаж товара и цены предлагается провести анализ чувствительности прибыли к изменению основных элементов операционного рычага (Приложение Р).

44
Рисунок 2.5 – АВС–анализ
Рейтинг отдельных позиций ассортимента рекомендуется проводить методом суммы мест (таблица 2.11). Это позволит определить значимость отдельных видов продукции в ассортименте.
Таблица 2.11 – Ранжирование ассортиментных позиций методом суммы мест
Наименование
Денежны й поток
Коэф. валовой маржи
Запас фин.про чности
Операци онный рычаг
Рентабе льность продаж
Сумма мест
Место
Кухонная мебель
1 5
1 1
1 9
1
Шкаф-купе
2 4
2 2
2 12 2
Гостиные
3 3
3 3
3 15 4
Прихожие
4 2
4 4
4 14 3
Гардеробные
5 1
5 5
5 21 5
Проведение ранжирования отдельных видов продукции, определило лидирующую позицию кухонной мебели. На втором месте находится шкаф- купе, приносящий предприятию достаточно высокую прибыль. Устойчивую
0%
20%
40%
60%
80%
100%
120%
1 2
3 4
5 6
7 8
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ряд1


45 позицию среди ассортимента занимают гостиные. Остальные виды продукции приносят наименьшую выгоду для предприятия.
Использование совокупности всех методов управления ассортимента продукции (Приложение С), позволил более точно проанализировать ассортимент продукции предприятия, выявить преимущества и недостатки, и предложить пути совершенствования.

46 3 Совершенствование управления ассортиментом ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС»
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию управления ассортиментом ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС»
В результате проведения анализа ассортимента продукции выявлены проблемные зоны деятельности предприятия, представленные на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Проблемные зоны деятельности предприятия ООО ПФ
«Дизайн-ЛЮКС»
Выявленные проблемные зоны
ООО
ПФ
«Дизайн-ЛЮКС» свидетельствуют о необходимости управления ассортиментом продукции.
Управление ассортиментом продукции позволит сотрудникам предприятия в дальнейшем понять особенности построения ассортимента продукции, скорректировать свою ассортиментную и ценовую политику, выбрать эффективные приемы для продвижения товаров.
В рамках разработанных основных направлениях управления ассортиментом продукции предприятия рекомендованы следующие мероприятия: уточнение функциональных обязанностей менеджера по продажам в области управления ассортиментом; повышение квалификации менеджера по продажам;
Узкий ассортимент продукции
Низкая загрузка оборудования и производственных площадей
Низкая доля рынка
Тольятти
Проблемные зоны
ООО ПФ«Дизайн-
ЛЮКС»
Не достаточно развитый портфель заказов

47 внедрение программ «KonSi Assortment Optimization» и«Assortment
Analysis»; проведение систематического мониторинга экономического состояния на основе разработанного программного продукта.
В данный момент управлением ассортиментом занимается исполнительный директор, который не уделяет должного внимания ассортименту. Одной из рекомендаций будет делегирование функций директора менеджеру по продажам, который в дальнейшем будет управлять ассортиментом.
Предлагается расширить круг функциональных обязанностей менеджера по продажам по следующим направлением: организация и проведение исследования товарного ассортимента и потребительских свойств выпускаемых товаров; осуществление сбора и анализа сведений о недостатках, претензиях рекламациях потребителей; организация и участие в проведении рыночного тестирования нового товара; создание и ведение информационной базы по каждой товарной группе; разработка мероприятий по снижению издержек, связанных с реализацией конкретной группы товаров; подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и количеству, исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции; изучение жизненного цикла отдельных товаров, выработка рекомендации по их совершенствованию, по выбору новых рынков или снятию товара с производства;
С целью повышения квалификации менеджеру по продажам предлагается прослушать семинар «Управление ассортиментом продукции»,который организовывается в Москве. В результате семинара менеджер по продажам


48 освоит методики управления ассортимента на предприятии, получит навыки оптимизации ассортимента. Продолжительность занятий 18 часов (3 дня по 6 часов). В таблице 3.1 представлена смета расходов на обучение.
Таблица 3.1 – Смета затрат на обучение
Статьи затрат
Всего затрат, руб.
Стоимость семинара «Управление ассортиментом продукции»
10800
Проживание в гостинице с двухразовым питанием
10000
Суточные расходы
2000
Стоимость билетов на поезд «Тольятти-Москва-Тольятти»
3000
Итого
25800
Управляющая система реализует свои функции с использованием разработанной в ходе исследования методики на основе программных продуктов. Важнейшим элементом управления ассортиментом продукции является система мониторинга. В целях организации системного контроля предприятию ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» рекомендуется использовать программный продукт KonSi Assortment Optimization, основанный на методике
ABCи XYZ анализа, дополненный разработанной «Assortment Analysis» на базе приложения Microsoft Excel. Программа представляет собой систему комплексного интеллектуального анализа ассортимента продукции.
Преимуществом программы «Assortment Analysis» является то, что управление ассортиментом продукции ориентировано на достижение целей предприятия и реализацию его стратегий, при соблюдении общей сбалансированности портфеля заказов.
Использование разработанной программы обеспечит соблюдение требований и характеристик, предъявляемых к ассортименту, формирование и корректировка будет осуществляться на основе оценки его эффективности (Приложение Г).
Разработанная программа логически встраивается в систему управленческого и бухгалтерского учета, самостоятельно анализирует основные экономические показатели, характеризующие выпуск отдельных видов продукции и оценивает эффективность управленческих решений,

49 связанных с изменением ассортимента, на основе анализа финансовых показателей.
Основные области применения программы «Assortment Analysis»:
1. Анализ имеющегося ассортимента продукции, на основе комплексного системного подхода: матрицы БКГ, которая способствует принятию решений о снятии или развитии тех или иных продуктов и позволяет правильно распределить ресурсы между имеющимся ассортиментом; жизненного цикла продукции, позволяющего определить период времени, в течение которого товар обладает жизнеспособностью, пользуется спросом, приносит доход производителям и объяснить поведение товара на рынке; анализа чувствительности с последующим ранжированием отдельных видов продукции.
2. Расчет финансовых показателей, как деятельности предприятия
(прибыль, рентабельность производства, рентабельность продаж, операционный рычаг, запас финансовой прочности) в целом, так и по отдельным группам ассортимента.
3. Выявление сомнительного товара, то есть товары категории «Собака», находящиеся на стадии спада, занимающие последнее место в рейтинге.
4. Разработка рекомендаций по совершенствованию ассортимента.
5. Оценка финансовых показателей, ожидаемых после предложенных мероприятий.
Определим экономический эффект от внедрения предлагаемого программного продукта. Возможный рост производительности труда в результате автоматизации рабочего места в среднем равен 10%.
Среднемесячная заработная плата менеджера по продажам равна 27000 руб.
Условное высвобождение численности находится по формуле 3.1.

(3.1)


50 где Ч1, Ч2 – численность рабочих до и после мероприятия, чел.;
Эч = 1 × (1 + 10 /100) – 1 = 0,1 чел.
Экономия по заработной плате рассчитывается по формуле 3.2.
(3.2) где З/п – среднегодовая заработная плата 1 работающего предприятия, руб.
Эз/п = 0,1 × 27000 × 12= 32400 руб.
По формуле 3.3 определяется экономия от дополнительной заработной платы.
(3.3)
Эдз =32400 × 0,1=3240 руб.
Экономия по страховым взносам (формула 3.4).
,
(3.4) где L – процент страховых взносов, %
Эсо = (32400+3240)× (30 / 100) = 10692 руб.
По формуле 3.5 определяется условная годов экономия от внедрения мероприятия.
(3.5)
Э у-г = 32400+3240+10692= 46332 руб. в год.

51
Единовременные инвестиции, необходимые для внедрения автоматизированной программы «KonSi Assortment Optimization» и «Assortment
Analysis» составляют 166500 руб.
3.2 Основные направления оптимизации ассортимента ООО ПФ «Дизайн-
ЛЮКС»
Проведение эффективного управления ассортиментом связано с двумя основными направлениями (рисунок 3.2): предприятие должно рационально организовывать работу в рамках имеющейся номенклатуры товаров с учетом стадий жизненного цикла продукции, и заблаговременно осуществлять разработку новой продукции для замены товара, находящегося на стадии спада.
Эффективное управление ассортиментом продукции предусматривает проведения мониторинга, нацеленного на предупреждение снижения объема продаж и принятие мер по улучшению ассортимента продукции предприятия.
Разработке таких мер предшествует тщательное исследование и анализ причин снижения объема продаж, уменьшения прибыли и выявление таких товаров, которые выглядят сомнительными с точки зрения дальнейшей привлекательности.
На рисунке 3.2 представлена модель управления ассортиментом продукции. На основе анализа принимаются управленческие решения относительно дальнейшей судьбы товаров: оставлять их без изменения в товарной номенклатуре или элиминировать (снятие товара с производства или продажа товара другим фирмам). Одним из направлений по улучшению привлекательности имеющегося ассортимента на фирме являются изменения, связанные с программой маркетинг-микс товара, элементами его операционного рычага.
В результате анализа, проведенного в соответствии с разработанной методикой системы управления ассортиментом продукции, выявлены товары, занимающие достаточно устойчивое положение на рынке и находящиеся на

52 стадии спада жизненного цикла. При разработке рекомендаций по совершенствованию ассортимента учитывалось, что увеличение объема продаж или доли рынка, при расширении ассортимента, часто приводит к ухудшению финансовых показателей деятельности предприятия.
Кухонная мебель – это товар, относящийся к «звездам». Спрос на данный продукт высокий. Кухонная мебель имеет самую большую долю прибыли в организации, поэтому рекомендуется увеличить объем реализации на 7%.
Позиции «Шкаф-купе» и «Гостиные» относятся к «дойным коровам», находящимся на стадии роста и зрелости. Предлагается снизить себестоимость шкафов-купе на 5% за счет замены поставщика, предоставляющего аналогичный материал по более низкой цене. Рекомендуется снизить себестоимость гостиных на 3%. Также есть возможность увеличить объем выпуска на 3 %.
Товары категорий В и С (гардеробные и прихожие), находящиеся на стадии спада и выхода на рынок, с низким рейтинговым местом требуют изменений. Сравнительный анализ на рынке мебели по категории «Прихожие» показал, что цена на аналогичную продукцию ниже на 4%. Рекомендуем снизить цену на 5%, чтобы не потерять конкурентное преимущество по показателю «цена».Предлагается категорию «Гардеробные» не исключать из ассортиментного ряда, чтобы иметь ширину ассортимента.
Таблица 3.2 – Ожидаемый экономический эффект от оптимизации продукции
Показатели
До проведения мероприятия
После проведения мероприятия
Изменение
Абсолютное отклонение,
+,-
Темп прироста,
%
Выручка от продаж, тыс. руб.
65403 68069 2666 4,07
Себестоимость, тыс. руб.
54230 55577 1347 2,48
Прибыль, тыс.руб.
11173 12492 1319 11,8
Рентабельность продаж. %
17,084 18,352 1,268 7,42
Запас финансовой прочности, %
59,65 62,3 2,65 4,44


53
Основные экономические показатели предложенного мероприятия представлены в таблице 3.2. Внедрение предложенных рекомендаций позволит увеличить прибыль на 11,8 %, рентабельность на 7,4 % (Приложение Т).Это позволит увеличить долю рынка и повысить фондоотдачу.
Рисунок 3.2–Модель управления ассортиментом продукции
Несмотря на то, что портфель заказов достаточно сбалансирован, его существенным недостатком является отсутствие «трудных детей». Это
Этапы
Мониторинг информации об ассортименте продукции
Отдел маркетинга
Проведение анализа ассортимента
Выявление сомнительного товара
Генеральный директор, финансовый директор, коммерческий директор, главный инженер
Принятие решений
О
ст ав ит ь бе з из м
ен ен ия
Изменение имеющегося ассортимента товара
Сн иже ни е с
еб ес то им ос ти
Изменения, связанные с маркетинг микс
Элиминация
И
зм ен ен ие об ъе м
а вы пу ск а
(с трук тура а
сс орт им ен та
)
И
зм ен ен ие т
ов ар а
Корре кт иров ка ц
ен ы
П
рон ик но ве ни е на ры нок
(м ат ри ца
А
нс оф ф
а)
П
род ви ж
ен ие
Сот руд ни ки
П
роц ес сы
Сн ят ь тов ар с
п ро из вод ст ва
П
род ат ь про из вод ст во тов ара д
руг ой ф
ир м
е
Изменения, связанные с элементами операционного рычага
Направления

54 означает, что предприятие ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» характеризуется низким уровнем инновационности.
Выведение нового товара на существующие рынки, позволит устранить отклонение между текущими и стратегическими показателями объема продаж реализации и дохода. Предприятию ООО ПФ «Дизайн-ЛЮКС» рекомендуется организация выпуска такой новой продукции, которая сходна по производственно-техническим, снабженческим и сбытовым условиям существующего производства, что будет способствовать снижению транзакционных издержек, так как возможно использование существующих источников сырья и материалов, каналов и связей на рынке.
В ассортименте предприятия отсутствует мягкая мебель, кровати, кресла, детская мебель, мебель для гостиных, офисная мебель и прочее. Все эти направления способны стать перспективными для освоения в плане укрепления конкурентоспособности компании через повышение объема производства и продаж, и, соответственно, роста прибыли, как обязательного элемента укрепления финансового положения и дальнейшего развития.
По данным экспертов ЦВК «Экспоцентр» (Москва), производство мебели в России в 2016 году выявило два основных направления, которые потенциально выгодно развивать и наращивать потенциал.
Мебель для дома отечественного производства для гостиных стала лидером по объему продаж. К этой категории относятся разнообразные стенки, пеналы, горки, шкафы и комоды. Фактический объем продаж на выставке достиг 35% от всей реализованной продукции различных направлений. Однако, к числу особенностей данного направления производства относятся довольно высокие затраты и сравнительно невысокая рентабельность, поэтому бесспорным лидером в области изготовления корпусной мебели способны стать только крупные производства, которые имеют возможность выйти на необходимый уровень рентабельности и получать нормальную прибыль за счет массового изготовления продукции;