Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 505
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
Референдум — это осуществляемое путем тайно¬го голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или не-согласие) с теми или иными действиями парламента, главы госу¬дарства или правительства.
Вопросы, обязательно выносимые на референдум РФ:
1) Проект новой Конституции РФ.
2) Проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.
В целом же на референдум РФ могут выноситься любые важные вопросы жизни Российской Федерации.
Обстоятельства, исключающие проведение референдума РФ:
Референдумы не проводятся в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Референдум РФ не проводится в период избирательной кампании, а также в случае, если его проведение приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФС РФ.
Инициатива проведения референдума РФ принадлежит:
1) Не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме (при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами РФ находится место жительства не более 50 тысяч из них);
2) Конституционному собранию РФ в случае вынесения на референдум новой Конституции РФ;
3) Федеральным органам власти – в случаях, предусмотренных международным договором РФ и ФКЗ о референдуме РФ.
Порядок назначения референдума РФ
Референдум РФ во всех случаях назначает Президент РФ своим указом. Не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, Президент РФ направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума. Конституционный Суд РФ рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет его Президенту.
Роль Конституционного Суда РФ в процедуре назначения референдума РФ: Если Конституционный Суд признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по её реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда.
При назначении референдума Президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти.
Таким образом, Президент РФ обладает исключительным правом на назначение референдума РФ, однако он не может назначить референдум по собственному усмотрению.
Подготовку и проведение референдума РФ осуществляют:
1) ЦИК РФ (Центральная комиссия референдума);
2) Избирательные комиссии субъектов РФ;
3) Территориальные избирательные комиссии (районные, городские и другие);
Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:
1) ФОГВ, ОГВ субъектов РФ и ОМС
2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;
4) членам избирательных комиссий, членам комиссий по проведению референдума РФ.
Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведения референдума Российской Федерации. В день проведения референдума агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные
вне помещений комиссий по проведению референдума, сохраняются на прежних местах.
Агитация может проводиться:
1) через СМИ;
2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);
3) путем выпуска агитационных материалов;
Порядок голосования на референдуме РФ
Голосование на референдуме проводится в установленный день с 8 до 20 часов по местному времени.
В бюллетене референдума воспроизводится текст вопроса (-ов) референдума и указываются варианты волеизъявления участника референдума словами «За» и «Против».
Каждый участник референдума голосует лично. Участник референдума, который не может самостоятельно заполнить бюллетень , вправе воспользоваться для этого помощью другого участника референдума, не являющегося членом комиссии референдума. Заполненный бюллетень участник референдума опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.
Определение результатов референдума РФ
ЦИК РФ признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума.
Опубликование и вступление в силу решения, принятого на референдуме РФ
Официальное опубликование результатов референдума осуществляется ЦИК РФ в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума.
Юридическая сила решения, принятого на референдуме:
1) Решение является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении;
2) Решение, принятое на референдуме, действует на всей территории Российской Федерации;
3) Решение может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.
28. Президент Российской Федерации: место в системе государственной власти, основные функции и полномочия, правовые акты. Досрочное прекращение полномочий и ответственность.
Согласно Конституции Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Президент осуществляет государственную власть (статья 11 Конституции), при этом глава государства не входит непосредственно не в одну из ветвей государственной власти. Президент – это постоянно действующий орган государственный власти, он осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства.
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Поскольку реализация внутренней и внешней политики возложена на Правительство, Конституционный Суд РФ полагает, что этим обусловлена “конституционная ответственность Президента Российской Федерации за деятельность Правительства Российской Федерации”
Полномочия:
В сфере законодательной власти Президент РФ обладает следующими полномочиями.
1) Президент РФ назначает выборы Государственной Думы. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
2) Президент РФ распускает Государственную Думу. Основаниями для роспуска служат: а) трехкратное отклонение Государственной Думой кандидатур, предложенных Президентом на должность Председателя Правительства РФ (часть 4 статьи 111 Конституции); б) повторное в течение трех месяцев выражение Государственной Думой недоверия Правительству (часть 3 статьи 117 Конституции); в) отказ Государственной Думы в доверии Правительству при постановке Председателем Правительства такого вопроса перед Государственной Думой (часть 4 статьи 117 Конституции).
3) Глава государства назначает референдум в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации». Перед тем как назначить референдум Президент не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) референдума. Президент назначает референдум только в том случае, если Конституционный Суд признает инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ. Решение Президента о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
4) Глава государства обладает законодательной инициативой, т.е. вправе вносить законопроекты в Государственную Думу. Президент также вправе вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
5) Президент подписывает и обнародует федеральные законы, принятые парламентом, тем самым придавая им обязательную силу.
6) Президент вправе участвовать в заседаниях Государственной Думы и Совета Федерации.
7) Глава государства обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
В сфере исполнительной власти Президент РФ имеет значительные полномочия.
1) Глава государства назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации. Президент вправе представить Государственной Думе одного и того же кандидата дважды или трижды либо каждый из трех раз представить нового кандидата. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Государственная Дума подлежит роспуску.
2) По предложению Председателя Правительства РФ глава государства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров.
3) Глава государства своим указом устанавливает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти
4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ.
5) Президент РФ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов.
6) Президент РФ вправе отменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента.
7) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ.
В сфере судебной власти Президент РФ обладает следующими полномочиями:
1) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда;
2) назначает судей других федеральных судов;