Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 507

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;


о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.

Статья 7З

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Взаимодействие РФ и субъектов РФ воплощается как в системе специальных гарантий положения каждой стороны в федеративных отношениях, так и в постоянных контактах органов власти РФ и ее субъектов. Статус РФ выше статуса субъекта РФ, но у субъектов есть закрепленные средства, которые должны способствовать отражению их взглядов на развитие федеральных отношений.

Влияние субъектов РФ на федеральные дела. Субъекты вправе представлять и отстаивать свои интересы при решении любых вопросов органами РФ. Допустимы обращения органов власти субъектов к Президенту РФ, Правительству РФ, любым федеральным министрам, руководителям федеральных служб и агентств. Субъекты вправе защищать свои интересы при составлении бюджета, в котором отражаются отчисления в бюджеты субъектов. При разногласиях Президент РФ может использовать согласительные процедуры, в случае недостижения согласия Президент может передать разрешение спора на рассмотрение суда. Законодательным органам государственной власти субъектов РФ принадлежит право законодательной инициативы, также у них есть право вносить предложения о поправках и пересмотре К РФ. Интересы субъектов учитываются при прохождении всех законопроектов в ГД. В ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (1999) закрепляется, что проекты ФЗ по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Также органы законодательной и исполнительной власти субъектов имеют право на обращение в КС РФ (могут оспаривать конституционность ФЗ, НПА Президента, ФС, международных договоров, не вступивших в силу). Также субъекты РФ имеют представительство в федеральных органах (каждый субъект имеет 2 представителей в СФ: одного избирает орган законодательной власти субъекта, другого – исполнительной). Субъекты РФ имеют официальные представительства на федеральном уровне (обычно возглавляются заместителем главы органа исполнительной власти субъекта РФ). Наконец, субъекты могут участвовать в формировании федеральных органов и назначении федеральных должностных лиц (например, прокурор субъекта РФ назначается Генеральным прокурором РФ по согласованию с субъектами РФ).



Влияние РФ на дела ее субъектов. Главный способ – К-П регулирование федеративных отношений и положения субъектов РФ (этой цели прежде всего служит К РФ). Важным средством влияния является федеральный бюджет (после утверждения бюджета на финансовый год происходит уточнение отчислений, передаваемых в бюджеты субъектов РФ). РФ устанавливает общие правила взаимоотношений своих органов власти и органов власти субъектов. Федеральные нормативные акты действуют на территории всех субъектов РФ (не требуется актов субъектов о введении в действие на их территории федеральных актов; если субъект считает, что федеральный акт противоречит законодательству субъекта по вопросам его собственного ведения, он может оспорить этот акт в федеральном суде). Допускается создание органов исполнительной власти РФ на территории субъектов. К ведению органов РФ относится разрешение коллизий между органами РФ и ее субъектов, органами власти различных субъектов. РФ в лице КС РФ обладает правом оценки конституционности главных актов субъектов.

Говоря о средствах воздействия РФ на субъекты РФ, следует затронуть и меры К-П ответственности субъектов, применяемые РФ. В целом этот вопрос восходит к проблеме федерального вмешательства – системе мер и санкций, которые может применять федеративное государство к своим субъектам при нарушении ими либо на их территории конституции и законодательства, реальных угрозах жизни и безопасности населения, когда это делается самими субъектами либо они бессильны навести порядок, либо события и природная стихия требуют помощи центра. Ряд мер закреплен в ФКЗ «О чрезвычайном положении» (2001): полное или частичное приостановление на территории действия чрезвычайного положения полномочий органов исполнительной власти субъекта и органов местного самоуправления; приостановление действия НПА органов государственной власти субъектов РФ и актов органов местного самоуправления в случае их противоречия Указу Президента о введении чрезвычайного положения; установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений.

23. Изменение субъектного состава Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 года (далее — Конституция РФ) закрепляет единство и целостность государства, при этом не отрицая возможность осуществления территориальных изменений. Конституция РФ закрепляет несколько оснований изменения состава субъектов Российской Федерации: 1) принятие в состав Российской Федерации нового субъекта; 2) образование
нового субъекта в составе Российской Федерации; 3) изменение конституционно-правового статуса субъекта (изменение вида субъекта); 4) модификация наименования субъекта.

1) Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части. Принятие в состав Российской Федерации нового субъекта осуществляется в соответствии с международным договором Российской Федерации с иностранным государством на добровольной основе. Инициатором вхождения является иностранное государство. Международным договором регулируются различные вопросы интеграции: 1) наименование нового субъекта Российской Федерации; 2) получение гражданства на территории нового субъекта; 3) проблемы правопреемства и обязательств иностранного государства; 4) особенности действия законодательства России на территории нового субъекта Российской Федерации; 5) функционирование органов власти иностранного государства на территории нового субъекта; 6) установление переходного периода. Международный договор подлежит ратификации. Основные положения международного договора включаются в федеральный конституционный закон о вхождении в состав Российской Федерации нового субъекта.

2) Образование в составе Российской Федерации нового субъекта — процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации и не связанная с принятием в Российскую Федерацию иностранного государства или его части [1]. Образование нового субъекта Российской Федерации может быть осуществлено в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации. Данные территории должны граничить между собой. Инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта принадлежит субъектам Российской Федерации. В качестве инициаторов могут выступать законодательные органы и высшие должностные лица субъекта. опрос об образовании нового субъекта Российской Федерации выносится на референдум. Референдум проводится в каждом субъекте. Для объединения субъектов необходимо одобрение населения каждого заинтересованного субъекта в виде решения референдума. Федеральный конституционный закон об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать наименование нового субъекта, определять статус и границы нового субъекта, закреплять переходные положения о системе власти на территории нового субъекта, правопреемстве и т. д.


3) Образование нового субъекта включает не только объединение субъектов, но и выделение из состава субъекта Российской Федерации нового субъекта. В настоящее время федеральное законодательство регулирует только процедуру объединения. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

4) Согласно решению Конституционного Суда РФ изменение наименования субъекта Российской Федерации относится к исключительному ведению субъекта Российской Федерации и закрепляется актом субъекта Российской Федерации. Конституционный Суд РФ установил, что изменения наименования субъекта Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа) включаются в текст ст. 65 Конституции РФ Указом Президента РФ. Согласно ст. 85 Конституции РФ при наличии разногласий по данному вопросу Президент РФ вправе использовать согласительные процедуры. При изменении наименования субъекта Российской Федерации субъект не может: во-первых, изменить вид субъекта; во-вторых, установить название, которое будет противоречить основам конституционного строя Российской Федерации (например, нарушать целостность государства, светский характер и т. д.). На практике несколько национальных субъектов Российской Федерации изменяли наименование.

24. Понятие и принципы избирательного права.

Избирательное право — подотрасль конституционного права, регулирующая отношения, связанные с реализацией прав граждан РФ выбирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Принципы избирательного права фиксируют основополагающие начала, на которых базируется весь механизм правового регулирования конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Они не только лежат в основе законодательства о выборах, но и служат главным критерием законности и правомерности действий избирателей, кандидатов, избирательных объединений, избирательных комиссий и других участников выборов, свидетельствуют о приоритетах правового регулирования отношений, связанных с осуществлением и защитой избирательных прав граждан.

Основные принципы избирательного права:

  •  всеобщность;

  •  равность;

  •  прямота;

  •  тайность.