Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 499
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
3) осуществляет помилование;
4) вправе обращаться в Конституционный Суд с запросами о соответствии Конституции РФ предусмотренных ее статьей 125 нормативных актов, а также о толковании Конституции.
Отдельно можно выделить полномочия Президента РФ в области обороны и безопасности.
1) Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.
2) Глава государства формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Согласно Закону РФ «О безопасности» Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. Совет Безопасности рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка.
3) Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации.
4) Глава государства назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ.
5) Президент присваивает высшие воинские звания.
6) определяет основные направления единой государственной политики в области гражданской обороны, утверждает План гражданской обороны, вводит его в действие, утверждает структуру и состав войск гражданской обороны, осуществляет иные полномочия в области гражданской обороны (статья 5 Федерального закона «О гражданской обороне»).
Правовые акты:
Для реализации своих полномочий Президент РФ издает правовые акты — указы и распоряжения (ст. 90 Конституции РФ).
Указы Президента РФ, как правило, являются нормативными правовыми актами, содержащими правила поведения, обращенные к неопределенному кругу субъектов, рассчитанные на постоянное и многократное применение. Однако многие указы Президента имеют персональный характер, являются правоприменительными актами, например о назначении на должность, о награждении, присвоении званий, принятии в гражданство и т.п.
Например:
Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» на базе внутренних войск МВД создан новый орган федеральной исполнительной власти — Федеральная служба войск национальной гвардии РФ.
Распоряжения П
резидента РФ имеют характер оперативного регулирования, не требующего общих нормативных предписаний, являются правоприменительными актами.
Акты Президента РФ издаются им самостоятельно, без согласования с какими-то ни было органами РФ и субъектов РФ или уведомления их. Они обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие.
Досрочное прекращение полномочий и ответственность:
Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно по трем основаниям, в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции России:
1) в случае его отставки;
2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
3) отрешения от должности.
Конституция РФ предусматривает возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Это, однако, форма конституционно-правовой, а не уголовной ответственности. Подобного рода институт, известный в зарубежном конституционном праве как «импичмент», является сильной гарантией против злоупотребления властью и нарушения главой государства конституционных порядков.
29. Конституционно-правовой статус и структура Федерального Собрания Российской Федерации. Порядок формирования, полномочия и акты палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Конституционно – правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы: правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации; правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания; правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.
Федеральное Собрание согласно ст. 94 Конституции РФ — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации является «верхней» палатой, а Государственная Дума — «нижней» палатой Федерального Собрания.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет.
Порядок формирования:
- Совет Федерации - ФЗ «О порядке формирования СФ ФС РФ» от 02.04.13: наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. В определенных законом случаях требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации не применяется.
- Гос.Думы – ФЗ «О выборах депутатов ГД ФС РФ» от 22.02.2014 - избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Общее число избираемых депутатов составляет 450 человек. Из них 225 избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), и еще 225 депутатов – по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Депутатом ГД мб избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. В отличие от Государственной Думы, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не может быть распущен.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания палат Федерального Собрания являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентами, палаты вправе проводить закрытые заседания. Палаты Федерального Собрания могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава председателей палат и их заместителей. Председатели палат Федерального Собрания, их заместители ведут заседания палат и ведают их внутренним распорядком. Палаты Федерального Собрания образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Акты палат ФС:
Согласно ст. 102 и 103 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют свои полномочия, принимая решения в форме постановлений, по вопросам их ведения.
По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации и Государственная Дума могут выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми в том же порядке, что и постановления палат.
Обе палаты Федерального Собрания могут принимать постановления в целом, могут принять проект постановления за основу. В последнем случае дальнейшее обсуждение и голосование проводятся по пунктам и (или) частями проекта постановления. После принятия в целом всех пунктов, частей проекта постановления проводится голосование по принятию постановления в целом. Постановления принимаются большинством голосов, не менее чем 50% плюс один голос от общего числа депутатов, членов палаты, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Например, решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (450); при несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации об отклонении принятого ею федерального закона последний считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов этой палаты, не менее 2/3 голосов требуется при принятии постановления об одобрении федерального конституционного закона; постановление о поддержке предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 3 Конституции РФ должно набрать 3/5 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
30. Парламентский контроль и его основные формы. Счетная палата Российской Федерации.
Парламентский контроль - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с осуществлением российским парламентом деятельности по наблюдению, выявлению и предотвращению нарушений, злоупотребле-ний в процессе реализации органами власти либо должностными лицами нормативных предписаний.
Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ (ред. от 14.03.2022) "О парламентском контроле"
Формы парламентского контроля