Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 495
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
Формы деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы:
а) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, в совместных заседаниях палат Федерального Собрания РФ;
б) участие в работе комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации, в работе согласительных и специальных комиссий, а также рабочих групп;
в) участие в выполнении поручений соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов;
г) участие в парламентских слушаниях;
д) внесение законопроектов в Государственную Думу;
е) внесение парламентского запроса (запроса Совета Федерации, Государственной Думы), запроса члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатского запроса);
ж) обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ;
з) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан; также работа с избирателями и участие в работе соответствующей фракции; также в иных формах, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания РФ.
Парламентский иммунитет- неприкосновенность личности парламентария и особый порядок привлечения к ответственности (для этого требуется лишение его неприкосновенности).
Парламентарии не могут быть: а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
32. Законодательный процесс: понятие, его участники, основные и дополнительные стадии. Особенности принятия отдельных видов законов.
Законодательный процесс – процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона,
Субъекты права законодательной инициативы:
→ Президент РФ;
→ Совет Федерации;
→ члены Совета Федерации
;
→ депутаты Государственной Думы;
→ Правительство РФ;
→ законодательные (представительные) органы субъектов РФ;
→ Верховный Суд РФ Конституционный Суд РФ; по вопросам своего ведения
в России проходит следующие стадии законодательного процесса:
– законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
– рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором – тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
– принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т. д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
– одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
– подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ, который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
– опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).
Наряду с основными выделяются и дополнительные стадии, к которым относятся:
- рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона, повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой поправок отклоненного Президентом закона.
- рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий;
- повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации;
- повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ;
- повторное рассмотрение Советом Федерации законом, отклоненных Президентом РФ.
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Федеральный конституционный закон, отражая вопросы, перечисленные в Конституции РФ, принимается практически по той же процедуре, что и обыкновенный федеральный, но квалифицированным большинством — 2/3 голосов в нижней палате Федерального Собрания и 3/4 голосов в верхней.
Его особенность заключается еще и в том, что он не может быть подвергнут президентскому вето, так как считается, что он уже его преодолел, поскольку принят 2/3 и более голосов.
Особенности процедуры принятия федерального закона о бюджете Российской Федерации. В Бюджетном кодексе РФ под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве России, урегулированная нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
33. Правительство Российской Федерации: место в системе государственной власти, порядок формирования, состав, полномочия, правовые акты. Досрочное прекращение полномочий и ответственность.
Место в системе гос.власти:
Правительство РФ:
→ федеральный орган государственной власти (ст. 10 Конституции РФ);
→ орган, осуществляющий исполнительную власть (ч. 1 ст. 110 Конституции РФ);
→ высший исполнительный орган государственной власти;
→ орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти (ст. 71, 72, 77 Конституции РФ);
→ коллегиальный орган
Формирование нового состава Правительства РФ:
1) после выборов нового Президента РФ или он переизбран на второй срок и прежнее Правительство РФ сложило свои полномочия;
2) если Президент РФ принял решение об отставке Правительства РФ (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ);
3) Правительство РФ ставит вопрос об отставке либо Государственная Дума выражает недоверие Правительству РФ и Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (ч. 1, 3, 4 с. 117 Конституции РФ).
Органы, участвующие в формировании Правительства РФ:
Президент РФ и Государственная Дума.
1. Формирование Правительства РФ начинается с назначения Председателя Правительства РФ. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы (ст. 111 Конституции РФ).
2. Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности федеральных министров (п. «д» ст. 83, ч. 2 ст. 112 Конституции РФ).
3. В случае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанности исполняет один из его заместителей. В случае освобождения от должности Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе до назначения нового Председателя Правительства поручить исполнение его обязанностей одному из заместителей Председателя Правительства РФ на срок до двух месяцев.
Состав Правительства РФ: Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ч. 2 ст. 110 Конституции РФ). Порядок деятельности членов Правительства РФ определяется в Регламенте Правительства РФ.
Правительство РФ в пределах своей компетенции:
— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
— обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
— осуществляет управление федеральной собственностью;
— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; — осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;