Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 522

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, которому должны следовать участники правоотношений. Она указывает на права и обязанности участников административных правоотношений. Диспозиция – всегда модель правомерного поведения. «Правомерное поведение» – поведение, соответствующее требованиям правовых предписаний, связанное не только с исполнением обязанностей, но с использованием субъективных прав. Диспозиция может быть абсолютно  определенной (исчерпывающе устанавливает права и обязанности), относительно  определенной (предоставляет возможность усмотрения) и бланкетной (устанавливает правило поведения лишь в общей форме, без конкретизации).

Санкция– элемент юридической нормы, указывающий на форму реагирования государства в случае нарушения положений актов административного законодательства. Она определяет неблагоприятные последствия, применяемые за нарушение предписаний и за неисполнение обязанностей в области государственно-управленческих отношений. Последствия могут возникнуть как на основе актов уполномоченных органов, так и автоматически в силу закона, без вмешательства этих органов. С помощью санкций осуществляется государственное принуждение к соблюдению, исполнению и применению административных норм. Соответственно, под санкцией предлагается понимать все виды принудительного воздействия на неправомерное поведение.

Виды норм административного права.       Классификация типичных нормативных предписаний следующая:

1) по фунциональной роли отправные (учредительные, исходные) нормы и -нормы-предписания.

Отправные определяют основы правового регулирования, закрепляют цели, задачи, принципы, пределы правового регулирования; содержат формулировки определений, правовых категорий и понятий. Это нормы- цели, принципы, нормы-дефиниции, нормы - понятия, нормы - термины.

Норма-принцип – это исходное (определяющее) начало, основополагающая идея, абстрактно выраженная в праве, или руководящее начало права. Термином «принцип» (от лат. «principium»: Principium est potissima pars cujusque rei – принцип есть важнейшая часть всего (лат.) обозначается то, что лежит в основе какой-либо совокупности явлений, понятий, фактов.

Норма-дефиниция, норма – понятие, норма – термин словесно обозначает либо указывает на существенные признаки правового понятия или категории.


Нормы-предписания (логически завершенное государственно-властное нормативное веление (установление, правоположение) Имеют предоставительно-обязывающий характер. Они указывают на взаимные субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их реализации, вид и меру реакции государства по отношению к правонарушителям. Имеют прямое действие;

2) в зависимости от круга лиц – общие и специальные. Общие охватывают всех или больший круг субъектов административного права, специальные – лиц со специальным статусом. Общие нормы регламентируют род (или вид) отношений, а специальные – вид (или подвид) их. Сфера их действия в определенной степени совпадает. Предполагается, что при отмене специальной нормы отношения будут регулироваться общей нормой. Специальные нормы ограничивают объем, сферу регулирования общих норм, делают изъятия из них. Существование специальных норм вытекает из необходимости дифференцированного правового регулирования, а также конкретизации наиболее общих положений законов в специальных нормативных актах.

3) по характеруправового регулирования- императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные (сходство с методами правового регулирования).

Императивныепредписания – это установленные законом или иным нормативным правовым актом категорические обязательные нормы, не допускающие отступлений от предписанного правила и иной трактовки содержания предписания. Они характерны для публичного права, где стороны находятся в неравном положении. Подавляющее большинство административно-правовых норм императивные.

Диспозитивные нормы – понятие дано в ст. 421 ГК. По аналогии с ней и в соответствии с правовой позицией КС РФ

- Поощрительные нормы (стимулы) закрепляют желательное для общества и государства правомерное и социально – полезное поведение 2 видов: добросовестное выполнение субъектами права возложенных на них юридических обязанностей, имеющие характер постоянного или длительного правомерного поведения, либо правомерное «сверхнормативное» действие – действие желательное, но не обязательное. Рассчитаны на стимулирование действий, входящих в круг обязанностей субъекта и на добровольный характер. Рассматриваются как фактор упрочения законности и дисциплины, как фактор мотивации правомерного поведения.

- Рекомендательные

 нормы предлагают наиболее приемлемый и желательный с точки зрения государства вариант правомерного поведения в сфере государственного управления. Обеспечивают самостоятельность, в том числе финансовую. Расширяют дискрецию и административное усмотрение. В отличие от поощрительных норм требуют учета особенностей субъектов права, зависят от волеизъявления субъекта.

4) по специализации: регулятивные – устанавливают те или иные правила поведения (Определение КС от 21 апреля 2005 года № 122-О); охранительные – устанавливают административную ответственность и иные меры административного принуждения;

5) по форме выражения предписания (способ воздействия на участников административных отношений) – обязывающие (позитивным обязывание), запрещающие (негативное обязывание – метод, который предполагает обязывание лица к определенному поведению с помощью общих запретов, уполномочивающие (правоустановительные). Компетенционные. Для публичной администрации и их должностных лиц компетенция в теории административного права понимается как единство права и обязанности органа власти, то есть право и обязанность образуют полномочие. Порядок и условия исполнения полномочий детализируются в нормативных актах.

6) по содержанию регулируемых отношений – материальные и процессуальные.

Материальные нормы определяют компетенцию органов публичной власти в сфере государственного управления, принципы деятельности исполнительных органов государственной власти, ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, запреты и ограничения на ту или иную деятельность (действия), административные санкции за их нарушения.

Процессуальные нормы закрепляют общие правила, порядок, процедуру нормотворческой, правоприменительной и юрисдикционной деятельности органов государственного управления и других субъектов административного права. Процессуальные нормы (в том числе административно-правовые) признаются вторичными по отношению к материальным нормам. Административно-процессуальная норма отвечает на вопрос, как, каким образом, в каком порядке права и обязанности, определенные материальной нормой административного права, а также материальных норм других отраслей права (финансового, экологического, таможенного, муниципального и др.), должны быть реализованы, каков порядок принудительного разрешения спора или каков порядок применения мер административного принуждения и какова компетенция в разрешении дел соответствующих должностных лиц. Речь, в частности, идет о правовом регулировании порядка применения органами и должностными лицами публичной администрации разрешительных, регистрационных и удостоверительных мер, мер по предоставлению государственных услуг, мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, мер административной ответственности, предусмотренных действующим федеральным законодательством;


7) по территории действия – зависит от правового статуса принявшего органа и распределения предметов ведения и полномочий.

8) по времени действия – бессрочные и срочные (ограниченные во времени);

9) по характеру актов , где они содержатся – законоположения и положения в подзаконных актак;

10) по способу изложения нормы: прямой способ, ссылочный и бланкетный, воспроизведение. Ссылки могут быть перекрестными, когда законодатель ссылается на другую статью того же нормативного правового акта для компактности изложения нормативного материала. Бланкетная норма – в статье нормативного правового акта делается отсылка к другим нормативным актам, чаще всего подзаконным. Бланкетная норма характеризуется необоснованным переносом значительного объема правового регулирования в сферу действия актов нижестоящего уровня.

С помощью ссылочных и бланкетных норм устанавливается общеправовой принцип системности права, т.е. нормы права увязываются между собой.

Бланкетная норма может содержать лишь одни из элементов структуры нормы (гипотезу, диспозицию, санкцию), а другие элементы в иной нормы (например, права и обязанности содержатся в другом нормативном акте). Эта норма подлежит применению в системном единстве с положениями иных нормативных правовых актов.


Реализация норм административного права. Реализация норм административного права понимается как процесс воплощения, практического осуществления юридических предписаний в правомерном поведении граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.

В зависимости от характера правотворческих действий субъектов права выделяют 4 формы реализации права: использование, исполнение, соблюдение и применение. Осуществление прав выражается в активном использовании возможностей и субъективных прав участниками административных правоотношений, т. е. использование – форма реализации управомочивающих норм.

Использование прав гражданами является добровольным делом. Никто не вправе их принуждать к этому. Использование прав (полномочий) органами и должностными лицами обязательно, так их права одновременно являются обязанностями (см. выше об административном усмотрении).

Исполнение – выполнение субъектом права активных действий с целью реализации возложенных на него обязанностей. Путем исполнения реализуются обязывающие нормы права. Исполнение в ряде случаев приравнивается к воздержанию от действий, т. е. реализация обязывающих норм (см. статьи 90 и 115 Конституции РФ).

Соблюдение связано с реализацией запрещающих норм, которые предписывают воздержание от действий, а также запретов, выраженных правоохранительными нормами права (см. ст. 15 Конституции РФ).

Применение права может осуществляться уполномоченными на то органами и должностными лицами, имеет государственно-властный характер, выражается в оперативно-распорядительной форме (организуется выполнение предписаний, в том числе путем издания подзаконных актов) и в правоохранительной форме (выражается в применении мер принуждения). Применение осуществляется в установленном законом процедурно-процессуальном порядке и оформляется актами применения права (индивидуальными актами) (см. ст. 18 Конституции РФ об административном усмотрении). 

3. Источники административного права: понятие и виды.

Источники административного права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. нормативные правовые акты, содержащие нормы административного права. Содержанием источников административного права являются правовые нормы, регулирующие конкретные административно-правовые отношения. Они начинают существовать только в результате возникновения правового источника. Нормы административного права содержатся в многочисленных законодательных и иных нормативных актах, действующих в Российской Федерации. Сложность и масштабность управленческой деятельности обусловливает необходимость принятия в этой сфере как законов, так и управленческих актов. В современных условиях система источников административного права усложняется, поскольку в субъектах РФ принимаются законодательные акты, определяющие порядок управления в этих субъектах.