Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 524
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
• 1. Каждый государственный орган исполнительной власти является составной частью единой системы органов государственной власти РФ.
• 2. Государственно-властные полномочия присущи всем органам исполнительной власти.
• 3. Каждый орган исполнительной власти образуется в установленном законом порядке.
• 4. Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке. Например, согласно Конституции (ст. 114) порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.
Компетенция органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов РФ.
Структура компетенции: 1) цели и задачи органа исполнительной власти; 2) совокупность функций государственного органа; 3) комплекс прав и обязанностей (полномочий); 4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти.
Полномочия органов исполнительной власти выражаются, прежде всего, в том, что эти органы в пределах своей компетенции издают правовые акты управления и обеспечивают их исполнение организационными и юридическими средствами. Акты органов исполнительной власти, с одной стороны, подзаконны, т.е. изданы в соответствии с законом и во исполнение закона, а с другой стороны — направлены на регулирование общественных отношений в сфере деятельности органа исполнительной власти. Следовательно, акты органов исполнительной власти носят исполнительно-распорядительный характер.
Органы исполнительной власти можно различать и по характеру компетенции. С этих позиций выделяются
: а) органы исполнительной власти общей компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности. Это — Правительство РФ, правительства республик, входящих в состав Российской Федерации, а также правительства (администрации), созданные в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах. Во многих случаях на региональном уровне ими руководят губернаторы; б) органы исполнительной власти отраслевой компетенции, которые осуществляют свои функции в отношении порученных им сфер отраслевой деятельности. Как правило, это — федеральные и республиканские министерства, иные отраслевые исполнительные органы;
в) органы исполнительной власти межотраслевой компетенции, которые в порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных исполнительных органов. Как правило, это — министерства и службы, а также аналогичные органы субъектов Федерации;
г) органы исполнительной власти специальной компетенции, которые осуществляют различного рода разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности (например, федеральные службы).
7. Административно-правовой статус человека и гражданина. Административно правовые гарантии права гражданина участвовать в управлении делами государства.
Граждане и иные физические лица в сфере исполнительной власти выступают в качестве частных лиц, то есть лиц, которые реализуют свои индивидуальные права и обязанности.
Их правовой статус определяется как совокупность закрепленных в нормах административного права прав, обязанностей, ответственности и гарантий реализации прав и обязанностей (т.е. совокупность средств, способов, приемов их охраны и защиты законом, органами публичной власти, отдельными институтами гражданского общества, такими как общественные объединения, общества защиты прав потребителей и др.).
Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции), право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ч. 2 ст. 59) и др. Это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ч. 1 ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. ст. 35, 36), причем никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35). Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, в частности, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии.
Гражданин, чтобы стать участником административно-правовых отношений, должен обладать административной правоспособностью, т. е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но может быть частично или временно ограничена в случаях, предусмотренных законодательством. Например, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за нарушения Правил дорожного движения.
2)Административно-правовая защита прав и свобод граждан включает в себя юридические гарантии защиты указанных прав, которые можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.
Административная правоспособность гражданина – способность гражданина обладать правами и нести обязанности. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью, не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособность может быть временно ограничена. Например, за совершенное административное правонарушение гражданин может быть лишен на определенно время права управления транспортным средством.
Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности. Административная дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Одной из “проблем” административно-правовых отношений является время возникновения и прекращения административной правоспособности и административной дееспособности субъектов административного права. Момент ее определения четко не определен. Административная правоспособность и административная дееспособность юридических лиц возникают и прекращаются единовременно. У граждан наступление административной право - и дееспособности не совпадает. Так, если административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения, то административная дееспособность, как правило, наступает с 16-летнего возраста.
Административная дееспособность граждан с точки зрения ее полноты связана с возрастом граждан, а в ряде случаев с состоянием их здоровья. Согласно Конституции РФ граждане Российской Федерации обладают дееспособностью в полном объеме с 18-летнего возраста. Так, граждане, достигшие совершеннолетия могут участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы муниципальных образований. Вместе с тем частичная административная дееспособность граждан может быть предусмотрена законом и ранее. В частности, согласно КоАП РФ гражданин несет административную ответственность с 16-летнего возраста.
В полном объеме административная дееспособность возникает по достижении гражданином 18 лет. Частичное появление дееспособности в административном праве возможно с более раннего возраста. Так, дети дошкольного возраста могут сами обращаться к врачу.
правленческими структурами реализуются такие права и свободы, как
право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;
право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
право граждан на свободу и личную неприкосновенность (не касается случаев, когда поведение граждан является противоправным);
право на передвижение;
право на защиту;
право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органом государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).
8. Правовые механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Конституционным базисом построения правового пространства и законотворчества является установление Конституцией РФ разделения компетенции законодателей всех уровней на три сферы.
1. Сфера компетенции Российской Федерации закреплена в ст. 71 федеральной Конституции и является закрытой.
2. Совместная компетенция Федерации и ее субъектов очерчена ст. 72 Конституции РФ. Перечень вопросов, образующих эту сферу, также является исчерпывающим.
3. Остаточная компетенция субъектов РФ согласно ст. 73 Конституции РФ устанавливается следующим образом: «Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти».
Конституция Российской Федерации четко обозначила круг вопросов, регулируемых на федеральном уровне, закрепив исчерпывающие перечни вопросов, отнесенных к федеральному и совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Под взаимодействием федеральных и региональных органов государственной власти можно понимать вид государственной власти, который выражается в контактах между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федеративного государственного образования и направлен на то, чтобы поддерживать баланс интересов в границах конституционного института вопросов совместного ведения страны и входящих в ее состав субъектов.
а) Сотрудничество между органами федерального и регионального уровня. Данная форма взаимодействия чаще всего исполняется с помощью заключения договоров и соглашений между органами власти о сотрудничестве в той или иной сфере управления.
б) Контроль, является не только эффективной формой взаимодействия органов власти федерального уровня и органов власти уровня субъектов, но и являет одной из главных функций государственной власти. Под контролем принято понимать проводимую проверку, которую
в) Совместная деятельность. Такая форма взаимодействия между органами государственной власти разных уровней подразумевает, что каждый властной орган выполняет определенную работу, в ходе реализации которой он использует собственные ресурсы с целью обеспечения государственного образования. Совместная деятельность может осуществляться как по закону, так и по основываясь на договоре между участниками через объединение совместных усилий и материальных средств. Такая форма взаимодействия определена общими социально-экономическими задачами, возникающими в сферах деятельности как федерального уровня, так и уровня субъектов федеративного государства, достижение согласованности в решении данных задач