Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 534
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
Способы обеспечения законности – это применяемые ими различные правовые и организационные формы и методы деятельности, практические приёмы, операции: контроль, надзор, обжалование.
Обобщенно эти методы определяются как способы обеспечения законности.
Способы обеспечения законности в сфере исполнительной власти:
-
государственный контроль (осуществляется органами законодательных, исполнительных и судебных властей); -
общественный контроль; -
прокурорский надзор; -
административный надзор; -
обращение граждан как средство контрольной деятельности.
Различают следующие способы обеспечения законности:
а) контроль;
б) надзор;
в) контрольно-надзорная деятельность.
Посредством контроля его субъекты выясняют, соответствуют ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц, граждан и их объединений, осуществляемые в сфере управления, установленным правовым нормам. При этом между контролирующим органом и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения подчиненности или подведомственности.
Контроль призван обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами.
• проверка фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями;
• проверка путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности;
• принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности).
Надзор - это функция специальных государственных органов по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением законов и иных нормативных актов, осуществляемая в отношении неподчиненных им граждан и юридических лиц с целью обеспечения законности, безопасности общества, государства и граждан.
Надзор в зависимости от субъектов
, его осуществляющих, подразделяется на два вида: административный и прокурорский.
Функции по контролю и надзору возложены на федеральные органы исполнительной власти, как правило, созданные в организационно-правовой форме федеральной службы.
Надзор заключается в проверке соблюдения поднадзорными субъектами законов и некоторых определенных в подзаконных актах правил (санитарно-противоэпидемиологических, правил разрешительной, паспортной системы, правил техники безопасности и охраны труда и т.д.), т.е. надзорная деятельность, по сути, охватывает лишь первый элемент контроля — проверку результата (соблюдается или нет закон или иное нормативно установленное правило без обсуждения и правовой оценки возможных причин его не выполнения).
Специфика административного надзора состоит в ограничении компетенции надзорных органов только проверкой законности действий поднадзорных субъектов.
Особым своеобразным организационно-правовым способом обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования является контрольно-надзорная деятельность специальных государственных органов исполнительной власти, осуществляющих специальные узкоспециализированные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения (государственные надзоры, государственные инспекции и некоторые другие органы государственного управления).
По своему содержанию деятельность государственных контрольно-надзорных органов характеризуется интеграцией в ней элементов контроля и надзора, вследствие чего она приобретает новые качественные характеристики, позволяющие преодолевать негативные и усиливать позитивные возможности, присущие контролю и надзору по отдельности, в частности, относительную узость надзора дополнять широтой организационных возможностей контрольной деятельности.
Контрольно-надзорные органы государства и их должностные лица призваны осуществлять надзор за соблюдением определенных нормативных правил (правил пожарной безопасности, ветеринарных правил, правил дорожного движения и т.д.). В этом смысле их деятельность имеет чисто надзорный характер. Но в процессе своей надзорной деятельности за выполнением правил дорожного движения, например, инспектора ГИБДД наделены правом применения мер административного предупреждения, пресечения и даже административного наказания, а это уже элемент контроля, позволяющий преодолеть узость реализации чисто надзорных полномочий по факту обнаружения и фиксации допущенных субъектом правонарушений.
14. Понятие, правовая природа и особенности актов управления. Действие правовых актов и их норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правовой акт управления (иначе говоря, административно-правовой акт) представляет собой принятое государственным органом управленческое решение, в котором находят свое непосредственное выражение цели, задачи и функции деятельности исполнительно-распорядительного характера. Правовые акты управления отличаются наибольшей степенью динамичности и подвижности.
Признаки: правовой акт управления – это акт-регулятор. Он представляет собой управленческое решение по вопросам, возникающим в сфере организации и функционирования исполнительной власти. Это может быть либо управленческое решение так называемого позитивного характера (например, утверждение какой-либо федеральной целевой программы в конкретной области экономического развития), либо решение как реакция на негативные явления в сфере государственного управления (например, многочисленные акты юрисдикционного характера, принимаемые органами исполнительной власти или их должностными лицами по итогам рассмотрения административно-правового конфликта, будь то спор о праве либо дело об административном правонарушении). Правовой акт управления принимается уполномоченным на то субъектом управления (в преобладающем большинстве случаев субъектами управления выступают органы исполнительной власти) и только по тем вопросам, которые относятся к его компетенции. Правовой акт управления как юридически властное волеизъявление субъекта управления всегда влечет юридические последствия. Эти последствия проявляются в основном в том, что акт управления либо: – устанавливает новые или изменяет действующие правила поведения; – выступает в качестве юридического факта, т.е. порождает, изменяет или прекращает административно-правовые отношения; – служит основанием для возникновения других правоотношений: гражданских, трудовых и др.; – является доказательством при рассмотрении судом гражданских, трудовых дел и дел, возникающих из административных правоотношений. Таким образом, правовой акт управления, устанавливая
нормы права в публичной сфере, может, с одной стороны, осуществлять так называемое абстрактное правовое регулирование, а с другой - разрешать возникший в практике спор или индивидуальное дело, т.е. осуществлять индивидуальное правовое регулирование.
Правовые акты управления имеют разную юридическую силу, определяемую местом органа, издавшего акт, в общей системе государственного механизма. Но они всегда обязательны для всех, кому адресованы, независимо от ведомственной подчиненности самого объекта управления. Исполнение правового акта управления обеспечивается прежде всего организацией и убеждением, а в необходимых случаях - и принудительной силой государства.
Правовые акты управления принимаются субъектом управления, как правило, в одностороннем порядке. Это означает, что при принятии акта не требуется согласия ни других субъектов управления, ни объектов управления, на которые распространяется действие самого акта. В установленных случаях акты управления принимаются несколькими субъектами исполнительной власти совместно, которые служат достижению общей единой цели.
Правовой акт управления издается в виде письменного юридического документа, что требует соблюдения определенных, официально установленных процедур, предусматривающих порядок его подготовки, обсуждения, экспертизы, утверждения, вступления в силу и т.д.
Правовой акт управления - это основанный на законе юридический акт, регулирующий управленческие отношения или разрешающий конкретное индивидуальное дело, обладающий государственно-властным характером, издаваемый в одностороннем порядке уполномоченным на то субъектом управления (чаще всего это органы исполнительной власти или их должностные лица) в соответствии с установленной.
Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", "федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу".
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:
1) если в самом законе об этом сказано;
2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:
· по истечении срока действия акта, на который он был принят;
· в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);
· на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).
Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.
Действие нормативных актов в пространстве зависит от:
· уровня государственного органа, принявшего данный акт;
· юридической силы акта.
Нормативные акты распространяют свое действие:
· на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
· на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
· на территорию, указанную в самом нормативном акте;
· на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).
С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).
Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.