Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 528
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
. г) Координация. Еще одна из важнейших форм взаимодействия между федеральными и региональными органами государственной власти, которая подразумевает наличие взаимосвязи между субъектами, среди которых присутствуют те, которые являются активными и заставляющими всю систему работать [1
9. Классификация и правовая характеристика мер административного принуждения.
Административное принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Таким образом, в науке административного права можно найти различные классификации видов административного принуждения, но наиболее часто выделяются 5 основных вида согласно их целевому назначению:
• • административно-предупредительные меры;
• • меры административного пресечения;
• • меры административной ответственности (административные наказания);
• • меры обеспечения производства по делам об административных правонарушений.
• Административно-восстановительные меры
Меры административного предупреждения направлены на предотвращение возможных правонарушений и их вредных последствий. Основаниями их применения является существование потенциальной угрозы охраняемым интересам личности, общества и государства. Они выражаются в определенных ограничениях и запретах, применяемых должностными лицами государственных органов. В качестве примера можно назвать проверку документов сотрудниками полиции, введение карантина на птицефабрике, осуществление таможенного досмотра на Государственной границе, госпитализация инфекционных больных станциями скорой помощи и др.
Ко второй группе мер административного предупреждения относятся:
- технический осмотр транспортных средств;
- принудительное медицинское освидетельствование, санитарный осмотр грузов;
- пожарный, санитарный надзор;
- досмотр транспортных средств;
- досмотр ручной клади багажа, личный досмотр пассажиров в аэропортах;
- реквизиция имущества, т.е. временное изъятие имущества органами исполнительной власти при стихийных бедствиях;
- ограничение движения в случаях аварии, проведения массовых мероприятий и др.
- введение карантина, т.е. специального режима въезда и выезда при эпидемиях или эпизоотиях.
Меры административного пресечения направлены на прекращение противоправных действий и предотвращение их вредных последствий. Основанием их применения выступает несоблюдение установленных ограничений и запретов в сфере государственного управления. Например, при отказе от выполнения законных требований должностных лиц к правонарушителю может быть применено административное задержание, применены и использованы оружие, физической силы, специальные средства.
Меры пресечения – способы, средства адм.принуждения, применяемые к физ.или юр.лицам с целью прекращения правонарушения, предотвращением наступления вредных последствий от его совершения.
Виды мер пресечения:
Меры, выражающиеся в принудительных действиях
Адм.задержание, Помещение в мед.вытрезвитель, Контроль, Досмотр, Осмотр, Освидетельствование, Тамож.проверка, Изъятие предметов, Отстранение от работы, Обследование, Опечатывание, Прекращение групповых беспорядков, Выдворение
Меры, применяемые с использованием спец.средств
Использование спец.средств
Применение физ.силы
Применение огнестрельного оружия
Вынесение спец.правовых актов (предписаний)
Требование прекратить совершение противоправного деяния
Остановка трансп.средств
Остановка работы предприятий
Остановка строительства
Приостановление: действия договора, действия лицензии, финансирования строительства, операций по счетам, нарушения противопожарных правил, производства, отгрузки продуктов.
Закрытие предприятия
Меры административной ответственности направлены на применение к правонарушителю административного наказания за совершение административного правонарушения с целью привлечения его к ответственности и предупреждения других лиц от осуществления противоправных деяний. Основанием применения является несоблюдение субъектом (физическим, должностным, юридическим лицами) норм Особенной части КоАП РФ или законодательства об административных правонарушений субъекта РФ. Например, наложение административного штрафа, лишение права осуществлять определенную деятельность (управлять транспортным средством), административный арест и др. В отличии от других мер административного принуждения данная категория мер административной ответственности процессуально оформляется протоколом об административном наказании и считается по сравнению с другими группами мер наиболее серьезной по правовым последствиям.
За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
предупреждение;
административный штраф;
конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
административный арест;
административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
дисквалификация;
административное приостановление деятельности; (введен Федеральным законом от 09.05.2005 № 45- ФЗ)
обязательные работы; (введен Федеральным законом от 08.06.2012 №65-ФЗ)
административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. (введен Федеральным законом от 23.07.2013 №192-ФЗ
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях направлены на устранение противодействия субъектов или различного рода препятствий для полного, всестороннего и объективного разрешения дел производства по делам об административных правонарушениях и применения в необходимых случаях мер административной ответственности. Основаниями применения являются: пресечение административного правонарушения; установление личности нарушителя; составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; исполнение принятого по делу постановления. Глава 27 КоАП РФ приводит закрытый перечень мер, некоторые из которых можно выделить как примеры: доставление; административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; изъятие вещей и документов; медицинское освидетельствование на состояние опьянения и др. Особенностью данной группы мер является то, что все меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении оформляются соответствующими протоколами.
В системе мер административного принуждения можно выделить также административно-восстановительные меры, направленные на восстановление ранее существующего (до правонарушения) правомерного состояния. Общей целью применения данных мер является восстановление нарушенного права.
Следует отметить, что административно-восстановительные меры близки по характеру к мерам пресечения, но по определенным признакам эти меры заслуживают самостоятельного статуса.
Среди мер административного восстановления выделяют такие, как снос самовольно возведенных строений, выселение из самовольно занятых помещений, взыскание незаконно полученных денежных сумм, пени, взыскание недоимки, возмещение ущерба, причиненного административным правонарушением.
10. Принципы и порядок организации и деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.
К основополагающим принципам организации и функционирования органов исполнительной власти относятся: разделение властей, федерализм, законность, гласность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, народовластие, ответственность.
Принцип разделения властей обеспечивает сбалансированность политического влияния трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной — и исключение сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица.
Принципы – это важнейшие политико-правовые и организационно-правовые основы организации и деятельности органов исполнительной власти.
1. Федерализм является ведущим принципом такого рода, определяющим не только построение системы исполнительных органов, но и характер их взаимоотношений.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 5 Конституции РФ). Все они – равноправные субъекты Федерации.
Федеративные отношения в их государственно-управленческом выражении заключаются прежде всего в том, что между органами исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий в сфере государственного управления (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). Соответственно определены предметы ведения Российской Федерации: установление системы, порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и их формирование; управление объектами федеральной государственной собственности; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные экономические службы; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика; федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе; внешняя политика;
оборона и безопасность, оборонное производство; защита государственной границы; метеослужба, стандарты, геодезия и картография; федеральная государственная служба (ст. 71 Конституции РФ).
Определены также предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки и культуры; осуществление мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями; административное и административно-процессуальное законодательство и др. (ст. 72 Конституции РФ).
Установлено, что вне указанных пределов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Так, в частности, исполнительную власть в них осуществляют образуемые ими исполнительные органы.
Принцип федерализма предполагает также возможность взаимной передачи части полномочий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 78 Конституции РФ).
2. Законность как принцип деятельности органов исполнительной власти вытекает непосредственно из подзаконности осуществляемой ими государственно-управленческой деятельности. Его непосредственным выражением является верховенство Конституции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, а также законодательства РФ и ее субъектов по отношению к любым правовым актам, издаваемым органами исполнительной власти; обязанность строгого соблюдения требований законодательства на всех уровнях государственно-управленческой деятельности и каждым должностным лицом; обеспечение неуклонного исполнения норм законодательства в сферах деятельности, отнесенных к ведению соответствующих органов исполнительной власти; соблюдение, обеспечение реализации и защита государственно-управленческими средствами прав и законных интересов всех участников управленческих отношений, установленных действующим законодательством.
3. Принцип учета особенностей объектов государственно-управленческой деятельности. Его значимость определяется результатами процессов приватизации, развития частноправовых институтов, законодательным закреплением статуса общественных объединений, дальнейшим развитием комплекса прав и свобод граждан.