Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 529

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Соответственно органы исполнительной власти призваны избирать различные методы управляющего воздействия, используя в ограниченных пределах средства непосредственного управления, в более широком масштабе средства государственного регулирования, а также различные формы взаимодействия и сотрудничества, а также координации.

Вместе с тем данный принцип лежит в основе организации систем отраслевого и межотраслевого управления, использования в процессе государственно-управленческой деятельности методов централизованного и децентрализованного руководства, сочетания общефедеральных и территориальных (региональных) интересов.

4. Принцип разумного сочетания коллегиальности и единоначалия в организации и деятельности органов исполнительной власти обеспечивает учет коллективного мнения при решении основных вопросов государственно-управленческой деятельности. С этой целью широкое развитие получает система различного рода консультативных, координационных, совещательных советов, комиссий, комитетов и пр., образуемых при соответствующих органах исполнительной власти. При этом некоторые исполнительные органы (например, государственные комитеты) образуются в качестве коллегиальных. В других органах действуют коллегии (например, в министерствах). В то же время единоначалие является средством обеспечения должной дисциплины, необходимой для деятельности исполнительно-распорядительного характера, а также для установления режима ответственного управления под руководством единоначального руководителя.

Коллегиальность полезна при выработке управленческих решений, а единоначалие – непременный атрибут собственно государственно-управленческой деятельности.

5. Из предыдущего принципа вытекает следующий – ответственность органов исполнительной власти в целом и каждого государственного служащего за порученный им участок государственно-управленческой работы. Этот принцип закрепляется в положениях о конкретных органах исполнительной власти. Так, Положением о Министерстве природных ресурсов РФ на него возложена ответственность за управление государственным фондом недр, использование и управление водным фондом. Министр при этом несет персональную ответственность за выполнение руководимым им министерством возложенных на него задач.


6. Принцип гласности работы органов исполнительной власти предполагает широкое обнародование, доведение до всеобщего сведения через средства массовой информации наиболее значимых результатов своей работы, в том числе нормативных правовых актов. Единственное ограничение связано с содержанием в названных актах сведений, составляющих государственную тайну.
11. Формы и методы государственного управления.

Под формой государственного управления понимается внешнее выражение практической реализации функций и методов управления, самого управленческого воздействия, конкретных действий, производимых исполнительной властью, официального способа выражения деятельности административного органа

. Они классифицируются на правовые и неправовые: издание нормативных и индивидуальных актов управления, заключение административных договоров, совершение юридически значимых действий, проведение непосредственно-организационных мероприятий, материально-технические операции.

К организационным (неправовым) формам управления можно отнести, например, разработку методических рекомендаций, оказание практической помощи, прием граждан, использование технических средств; общественно-организационные (конференции, круглые столы, презентации и т.д.) и административно-организационные мероприятия (совещания, слушания, заседания комиссий и т.п.).

Традиционно в зависимости от способа управляющего воздействия на поведение (волю) управляемых субъектов выделяются прямые (или административные) и косвенные (или регулирующие, экономические) методы государственного управления.

Прямые методы находят свое выражение в совершении субъектом управления управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает, что субъект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение (правовой акт управления), юридически-обязательное для объекта управления, то есть адресата.

Смысл же применения косвенных методов заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, то есть опосредованно, в отличие от способов прямого властного воздействия. Под экономическими методами понимается использование косвенных способов и средств воздействия на интересы управляемых сторон отношений, стимулирующих их материальную заинтересованность в выполнении поставленных перед ними задач.



Непосредственными средствами выражения экономических методов управления могут выступать: распределение прибыли, материальное поощрение, бюджетное финансирование, государственная поддержка, государственные гарантии, имущественные льготы и кредит, налогообложение, угроза материальных санкций, материальный ущерб, кредиты, таможенные тарифы и пошлины, налоговая оптимизация – снижение налогов и налоговой нагрузки легальным способом.

В юридической литературе выделяют классификацию методов по характеру воздействия на волю объекта - убеждение и принуждение. При этом, отмечает А.В. Чуряев, в большинстве современных административно-правовых исследований принципиально нового в понимание административно-правовых методов не внесено.

Убеждение нацелено на то, чтобы субъекты административного права добровольно исполняли нормативные предписания и индивидуальные акты, понимали цели и целесообразность правового регулирования.

Метод принуждения как вспомогательный метод воздействия состоит в применении ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера в отношении управляемых с тем, чтобы властно-принудительным образом обеспечить их должное поведение.

Поощрение - установление и реализация мер, стимулирующих совершение полезных с точки зрения поощряющего действий, повышение положительных результатов деятельности. Поощрение персонифицировано, косвенно воздействует на волю поощряемого, оказывая стимулирующее воздействие путем морального одобрения, наделения определенными правами, материальными ценностями.

В зависимости от содержания выделяются:

• формы реализации исполнительной власти - наиболее важные выражают непосредственную реализацию государственно-властных полномочий; вызывают прямые последствия юридического характера, поэтому относятся к административно-правовым формам управления. Они регламентируются в максимальной степени (действия по подготовке и изданию правовых актов). К ним относятся издание юридических актов, совершение на их основе иных действий юридического характера (напр., регистрация) и др.;

• формы государственно-управленческой деятельности - совокупность действий, совершаемых исполнительными органами за рамками непосредственного управляющего воздействия, не носящие прямого юридического эффекта. В основном они направлены на организацию внутренней работы органов исполнительной власти.



12. Сущность мер государственного принуждения в административном праве.

Государственное принуждение – вид социального принуждения, совокупность мер психического, физического, материального или организационного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном порядке вне зависимости от воли субъектов применения в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Признаки государственного принуждения:

• является разновидностью социального принуждения;

• по своей психомотивационной природе определяется конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и индивидуальной волей лиц, нарушивших правовые предписания;

• опосредовано правом, носит правовой характер;

• представляет собой акт внешнего психического, физического, материального или организационного воздействия;

• воздействие оказывается на сознание, волю или поведение субъекта;

• осуществляется посредством применения соответствующих мер;

• обусловлено конфликтом между государственной волей, выраженной в законодательстве, и волей субъекта применения;

• применение государственного принуждения вызывает причинение лицу правоограничений отрицательного характера;

• основанием применения выступают факты совершения или угрозы совершения правонарушений, а также возникновение других нежелательных для общества и государства аномалий с правовым содержанием;

• применяется в целях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности;

• реализуется в рамках правоотношений охранительного типа.

Виды государственного принуждения:

1) административное принуждение;

2) уголовное принуждение;

3) гражданско-правовое принуждение;

4) дисциплинарное принуждение.

Административное принуждение – особый вид гос принуждения, имеющий своим назначением охрану общественных отношений, складывающихся преимущественно в сфере государственного управления. Используются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами своих полномочий.

13. Способы обеспечения законности и правопорядка в деятельности исполнительной власти.