Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 539
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ КАК «СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ, ДОПУСКАЮЩИЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ВВОДИМЫЕ В КАЧЕСТВЕ ВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО ОБЪЕКТИВНОЙ И ПРАВОВОЙ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА, ОПРЕДЕЛЯЕМОЙ СЛОЖИВШИМИСЯ КОНКРЕТНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ»[2].
Неотъемлемым элементом специального административно-правового режима являются принудительные меры и ограничения, представляющие собой совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей.
Специальные административно-правовые режимы устанавливаются там, где неэффективен обычный порядок реализации юридических средств, где необходимо сосредоточение в единый комплекс процессуальных форм, контрольно-надзорных функций, мер принуждения, направленных на обеспечение публичных и частных интересов.
Правовую основу специальных административно-правовых режимов составляют федеральные конституционные законы, к которым относятся, например, федеральные конституционные законы от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (далее — ФКЗ о ЧП), от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении», а также, например, Законы РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытых административно-территориальных образованиях», федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др.
Необходимо учитывать, что отдельные правовые режимы определяются как комплексные или особые правовые режимы. Реализация таких режимов прописывается нормами нескольких отраслей права (конституционного, административного, международного, муниципального, финансового права), эти режимы затрагивают различные по характеру права и обязанности участников. К числу особых правовых режимов относят, в частности:
- режим исключительной экономической зоны;
- режим закрытого административно-территориального образования (далее – ЗАТО);
- режим в зоне проведения контртеррористической операции и другие.
Специальные административно-правовые режимы можно классифицировать по различным основаниям:
По объекту специального административно-правового режима:
- территориальные режимы (режим ЗАТО, военного положения, континентального шельфа, карантин и др.);
- объектовые режимы (режим водохранилища, объекта атомной энергетики, исправительной колонии и др.);
- режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющими важное государственное значение (режим оружия, наркотических веществ, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим и др.);
- функционально-деятельностные режимы (противопожарный, таможенный режим и др.).
По предмету регулирования специального административно-правового режима:
- природоохранные (заповедников, лечебно-оздоровительных местностей и др.);
- обеспечения государственной безопасности (Государственной границы, защиты государственной тайны, порядка выезда из России и въезда в Россию и др.);
- охраны общественного порядка (чрезвычайного положения и др.).
По юридическим свойствам специального административно-правового режима:
- ординарные
- экстраординарные (чрезвычайные).
В зависимости от подведомственности специального административно-правового режима:
- федеральные;
- региональные;
- местные.
По времени действия специального административно-правового режима:
- временные;
+- постоянные.
23. Сущность и содержание административного процесса, его соотношение с другими видами процессуальной деятельности (гражданским и уголовным процессом).
Административный процесс — совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.
Административный процесс представляет собой государственно-властную деятельность, представляющую собой совокупность последовательно совершаемых действий, с помощью которой решения органов государственной власти облачаются в предусмотренную законом юридическую форму - правовые акты, как индивидуальные, так и нормативные.
Основанием для осуществления
административного процесса в рамках определенного вида производств является не только позитивное поведение, но чаще всего административное правонарушение, совершенное физическим или юридическим лицом.
Сущность административного процесса определяется особенностями государственного устройства, ибо он представляет собой определенную часть управленческой деятельности нашего государства и является одним из способов реализации целей и задач исполнительно-распорядительной деятельности.
Содержанием административного процесса являются управленческие процессуальные отношения, возникающие между субъектами процесса, совершаемые в определенной последовательности действия и операции субъектов административного права, осуществляющих свои полномочия и обязанности в сфере управления
Рассмотрим теперь основные черты отличия административного процесса от других видов процесса.
1. Административный процесс отличается от процесса гражданского и уголовного своим содержанием, ибо он представляет собой определенную часть управленческой деятельности Советского государства.
В значительной степени административный процесс – это организующая деятельность, в которой можно выделить устойчивые стержневые элементы, нуждающиеся в четком правовом регулировании. В связи с этим необходимо возразить против попыток представить дело так, будто бы деятельность большинства исполнительных и распорядительных органов отличается оперативностью и постоянно меняющимся содержанием, в связи с чем она не требует стабильного закрепления правил ее осуществления.
2. Между административным процессом, с одной стороны, и уголовным и гражданским процессами – с другой, существует также определенное структурное различие. Каждый из видов процесса состоит из ряда производств, которые структурно располагаются неодинаково.
Например, основные виды производства, составляющие уголовный процесс, располагаются последовательно и в таком же порядке возникают. Чтобы возникло производство в кассационной инстанции, ему должно обязательно предшествовать производство по тому же делу в суде первой инстанции.
Аналогичная, в принципе, картина наблюдается и в соотношении основных компонентов гражданского процесса, хотя закон выделяет три параллельно существующих производства – исковое, по делам, возникающим из административных правонарушений, и особое производство. Это параллельно существующие первичные виды производств. За ними в определенной последовательности располагаются производство в кассационной инстанции, производство в надзорной инстанции и т. д.
Что же касается административного процесса, то для него характерно параллельное расположение рассмотренных ранее видов производств. При этом некоторые из них, по общему правилу, не требуют своего продолжения, т. е. своеобразной второй инстанции. К их числу может быть отнесено, например, производство по изданию нормативных актов управления, по делам о поощрениях в сфере советского государственного управления. Названные виды производства начинаются и заканчиваются, как правило, с одним и тем же составом участников.
Другие виды административного производства предполагают существование дополнительных форм разрешения тех или иных дел, возможность участия дополнительных органов, обладающих способностью и правомочием окончательно решить дело.
4. Отличие административного процесса от гражданского и уголовного следует проводить также и по органам, их осуществляющим
24. Административные производства (процедуры) и их регламентация: понятие и виды, содержание, юридическое значение.
Административные процедуры - это установленные актами законодательства регламентные нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел, а также обжалования и пересмотра решений по административным делам.
Органы исполнительной власти осуществляют руководство и управление в сфере установленных функций, исполняют государственные функции и предоставляют государственные услуги в определенной административной процедуре, включая осуществление отдельных административных процедур (действий) в электронной форме, и в сроки.
Административные процедуры (действия) совершаются при осуществлении государственного контроля (надзора). Такие же процедуры имеют место в случаях, когда публичная администрация в лице органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, госкорпораций, органов государственного внебюджетного фонда взаимодействует как между собой, так вступает в административные правоотношения и с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции и при осуществлении полномочий по запросу физического или юридического лица либо их уполномоченных представителей о предоставлении государственной услуги.
Содержание
В структуру административно-процедурных правоотношений включаются: «позитивные», т. е. неконфликтные, правоотношения, которые формируются между исполнительными органами государственной или муниципальной власти, с одной стороны, и между гражданами и организациями — с другой. Содержанием таких правоотношений в области публичного управления (государственного или муниципального управления) является потребность в осуществлении либо реализации гражданами и организациями принадлежащих им прав, свобод или законных интересов (эти отношения называются иногда внешними публичными правоотношениями).
Основная цель формирования административных процедурных правоотношений — установление административного правового порядка осуществления управленческих действий; реализация прав и исполнение обязанностей граждан и организаций; обеспечение законности публичного управления; установление гарантий справедливости и обоснованности принятия административных актов или совершения управленческих действий; совершение юридически значимых действий в отношении заявителей.
Содержание административных процедур включает следующие элементы: цель административных процедур; их правовая регламентация; принципы административных процедур; порядок осуществления управленческих действий; рассмотрение и разрешение административных дел; исполнение решений, принятых по административным делам.
Современный законодатель под административными процедурами понимает установленный порядок деятельности административных органов по рассмотрению и разрешению административных дел. При этом в действующих в других странах законах об административных процедурах устанавливается порядок рассмотрения и разрешения административных дел посредством использования административных производств (т. е. урегулированный административной процедурой процесс рассмотрения и разрешения административного дела).
1. По функциям права можно выделить регулятивные (позитивные) и охранительные (юрисдикционные) административные процедуры.
Позитивные административные процедуры регулируют правомерное поведение субъектов административного права. В то время как юрисдикционные закрепляют порядок деятельности публичной администрации при реагировании на противоправное поведение (в широком смысле можно говорить о процедурах применения всех