Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 538
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
принудительных административных мер, как наказательных, так и профилактических, пресекательных; в узком смысле речь идет о процедурах привлечения к административной ответственности).
2. По юридической природе результата можно выделить нормотворческие и правоприменительные административные процедуры. Цель нормотворческих процедур – разработка и принятие нормативно-правового акта, в то время как правоприменительные административные процедуры ориентированы на разработку, принятие и исполнение индивидуальных административных актов. Субъектами первых выступает преимущественно публичная администрация (и то далеко не все исполнительные органы, но лишь те, что наделены нормотворческими полномочиями). Участниками же правоприменительных процедур выступают как властные субъекты (органы исполнительной власти, их должностные лица), так и невластные субъекты – адресаты будущего акта, иные заинтересованные лица, вспомогательные участники (специалисты, эксперты и т.д.). Весьма различны и стадии названных видов процедур. Так, задачи стадии возбуждения правоприменительных процедур заключаются в сборе, установлении и фиксации максимального.
3. По направленности можно выделить внешнеуправленческие и внутриаппаратные процедуры. Внешнеуправленческие административные процедуры реализуются ради принятия административного акта, влекущего правовые последствия для организационно не подчиненных публичной администрации лиц. Внутриаппаратные процедуры затрагивают права и обязанности лишь организационно соподчиненных субъектов. Отличия данных групп процедур очевидны. Во-первых, цели и правовой результат внешнеуправленческих процедур – «итоговые» административные акты, разрешающие дело по существу и влекущие правовые последствия для организационно не подчиненных публичной администрации лиц. Такие акты могут быть обжалованы в административном и судебном порядке. Внутриаппаратные процедуры завершаются промежуточными актами управления и действиями (например, о передаче материалов дела следующему должностному лицу). Такой правовой результат не влечет прав и обязанностей для граждан и организаций и не может быть самостоятельным предметом судебного (а зачастую и административного) обжалования. Однако внутриаппаратные процедуры могут завершаться итоговыми актами, затрагивающими, впрочем, лишь самих должностных лиц (например, решение руководителя по итогу аттестации государственных служащих).
Например, Н.Ф. Попова административные процедуры классифицирует на следующие виды:
1) регистрационно-учетные;
Регистрация как административная процедура представляет собой:
2) лицензионно-разрешительные;
Лицензирование представляет собой систему административно-правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за соблюдением правил лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности экономическими субъектами, а также привлечения к ответственности нарушителей этих правил.
3) правопредоставительные;
4) государственно-экзаменационные;
5) экспертно-удостоверительные;
6) государственно-обеспечительные (по выполнению обязанностей граждан по уплате налогов и сборов, прохождению военной службы по призыву и др.);
7) государственно-поощрительные и др.
Под поощрением понимаются предпринимаемые государством меры, направленные на широкое вовлечение общества в различные виды деятельности, на активизацию этой деятельности и на более полное достижение результатов. К мерам поощрения относятся: меры одобрения, поддержки, содействия, стимулирования и др.16.
Административные процедуры закрепляются правовыми нормами и выступают как определенные правила совершения управленческих действий. Они регулируют как правотворческую, так и правоприменительную деятельность органов исполнительной власти
25. Административные процедуры предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
Государственная услуга- деятельность, предоставляемая Правительством РФ, государственным внебюджетным фондом, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, при осуществлении государственных функций, определенных Конституцией России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. (Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»)
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
а) Прием и регистрация заявления и документов (содержащихся в них сведений), указанных в пунктах Административного регламента, в территориальных органах Фонда;
б) запрос документов (сведений) в рамках межведомственного взаимодействия, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций;
в) рассмотрение заявления и документов, указанных в пунктах Административного регламента, и принятие решения о предоставлении государственной услуги;
г) уведомление заявителя о предоставлении (приостановлении предоставления) государственной услуги;
д) оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией заявителей при наличии прямых последствий страхового случая и выдача заявителю документов, связанных с предоставлением государственной услуги.
26. Административные процедуры осуществления контрольно-надзорной функции.
Административное контрольно-надзорное производство — комплекс регламентированных административными процедурами последовательно совершаемых действий и принимаемых решений должностных лиц органов исполнительной власти и иных уполномоченных органов по подготовке, проведению, а также оценке результатов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершаемых (применяемых) в соответствии с административными процедурами государственного контроля и надзора.
Процедуры административного контрольно-надзорного производства содержатся в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который, как отмечалось ранее, имеет межотраслевое значение в сфере государственного контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти.
Процедуры административного контрольно-надзорного производства:
• Общие (межотраслевые) - система наиболее общих правил и установлений, которые определяют последовательность, вид, характер, а также порядок документального оформления действий и решений органов государственного контроля и надзора. Такие процедуры закреплены в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и применяются в подавляющем большинстве сфер государственного контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти.
• Отраслевые - система правил и установлений, которые определяют последовательность, вид, характер, а также порядок документального оформления действий и решений органов государственного контроля и надзора в отдельных сферах общественных отношений, отнесенных законом к подведомственности данных органов. (например, процедуры пожарного или санитарно-эпидемиологического надзора, процедуры государственного контроля и надзора в сфере промышленной безопасности, закрепленные в федеральных законах «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О промышленной безопасности особо опасных производственных объектов»).
• Специальные – система правил и установлений, которые определяют последовательность, срочность, цикличность, вид, характер, а также порядок документального оформления действий и решений органов государственного контроля и надзора в отдельных специализированных направлениях их деятельности, выделяемых в законах. (например, процедуры лицензионного контроля, контроля за исполнением требований технических регламентов, закрепленные в федеральных законах «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О техническом регулировании»).
27. Процедура рассмотрения административно-правовых споров в административном (внесудебном и досудебном) порядке: цели, задачи, порядок рассмотрения.
Цель:
во-первых, выработка эффективного взаимодействия публичных органов исполнительной власти с невластными субъектами (гражданами, индивидуальными предпринимателями, предприятиями, учреждениями и другими институтами гражданского общества);
во-вторых, рассмотрение административных дел и жалоб специализированным административно-юрисдикционным органом (в установленные динамичные сроки) по четкой (простой) административной процедуре с полным набором дополнительных гарантий для невластных субъектов.
К задачам административной (внесудебной и досудебной) процедуры рассмотрения административных дел относятся:
• создание эффективного (объективного, бесплатного, оперативного) механизма защиты прав и законных интересов невластного субъекта с сокращением затрат (экономических, юридических, психологических);
• повышение авторитета исполнительных органов публичной власти, профессионализма и оперативности при рассмотрении административных дел (понижение уровня бюрократии и коррупции);
• разгрузка судов и освобождение от несвойственных им функций административно-юрисдикционного органа;
• создание правовой базы для административной процедуры внесудебного и досудебного рассмотрения административных дел.
Административный порядок может быть внесудебный и досудебный.
• Под внесудебным рассмотрением следует понимать рассмотрение административного дела административно-юрисдикционным органом при отсутствии административного спора (например, дела об административном правонарушении) либо рассмотрение административного спора, инициированного самим невластным субъектом, административно-юрисдикционным органом (в этом случае у невластного субъекта был выбор между судебным и административным обжалованием). В любом случае внесудебное рассмотрение административного дела не исключает его дальнейшего рассмотрения в судебных органах.
Порядок:
1) Самозащита-отказ от судебного способа защиты разрешения конфликта.
2) Обращение к уполномоченному по правам человека (к независимому посреднику).
3) Примирительные процедуры (медиация, переговоры и т.д)
• Досудебное (претензионное) обжалование - обращение невластного субъекта с жалобой в административно-юрисдикционный орган как обязательная стадия, необходимая для дальнейшего обращения в судебные органы.
2. По юридической природе результата можно выделить нормотворческие и правоприменительные административные процедуры. Цель нормотворческих процедур – разработка и принятие нормативно-правового акта, в то время как правоприменительные административные процедуры ориентированы на разработку, принятие и исполнение индивидуальных административных актов. Субъектами первых выступает преимущественно публичная администрация (и то далеко не все исполнительные органы, но лишь те, что наделены нормотворческими полномочиями). Участниками же правоприменительных процедур выступают как властные субъекты (органы исполнительной власти, их должностные лица), так и невластные субъекты – адресаты будущего акта, иные заинтересованные лица, вспомогательные участники (специалисты, эксперты и т.д.). Весьма различны и стадии названных видов процедур. Так, задачи стадии возбуждения правоприменительных процедур заключаются в сборе, установлении и фиксации максимального.
3. По направленности можно выделить внешнеуправленческие и внутриаппаратные процедуры. Внешнеуправленческие административные процедуры реализуются ради принятия административного акта, влекущего правовые последствия для организационно не подчиненных публичной администрации лиц. Внутриаппаратные процедуры затрагивают права и обязанности лишь организационно соподчиненных субъектов. Отличия данных групп процедур очевидны. Во-первых, цели и правовой результат внешнеуправленческих процедур – «итоговые» административные акты, разрешающие дело по существу и влекущие правовые последствия для организационно не подчиненных публичной администрации лиц. Такие акты могут быть обжалованы в административном и судебном порядке. Внутриаппаратные процедуры завершаются промежуточными актами управления и действиями (например, о передаче материалов дела следующему должностному лицу). Такой правовой результат не влечет прав и обязанностей для граждан и организаций и не может быть самостоятельным предметом судебного (а зачастую и административного) обжалования. Однако внутриаппаратные процедуры могут завершаться итоговыми актами, затрагивающими, впрочем, лишь самих должностных лиц (например, решение руководителя по итогу аттестации государственных служащих).
Например, Н.Ф. Попова административные процедуры классифицирует на следующие виды:
1) регистрационно-учетные;
Регистрация как административная процедура представляет собой:
-
запись, фиксацию фактов или явлений с целью учета и придания им статуса официально признанных актов (регистрация рождения, брака); -
внесение в реестр, список, в книгу учета6.
2) лицензионно-разрешительные;
Лицензирование представляет собой систему административно-правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, надзора за соблюдением правил лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности экономическими субъектами, а также привлечения к ответственности нарушителей этих правил.
3) правопредоставительные;
4) государственно-экзаменационные;
5) экспертно-удостоверительные;
6) государственно-обеспечительные (по выполнению обязанностей граждан по уплате налогов и сборов, прохождению военной службы по призыву и др.);
7) государственно-поощрительные и др.
Под поощрением понимаются предпринимаемые государством меры, направленные на широкое вовлечение общества в различные виды деятельности, на активизацию этой деятельности и на более полное достижение результатов. К мерам поощрения относятся: меры одобрения, поддержки, содействия, стимулирования и др.16.
Административные процедуры закрепляются правовыми нормами и выступают как определенные правила совершения управленческих действий. Они регулируют как правотворческую, так и правоприменительную деятельность органов исполнительной власти
25. Административные процедуры предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
Государственная услуга- деятельность, предоставляемая Правительством РФ, государственным внебюджетным фондом, исполнительным органом субъекта Российской Федерации, при осуществлении государственных функций, определенных Конституцией России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги. (Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»)
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
а) Прием и регистрация заявления и документов (содержащихся в них сведений), указанных в пунктах Административного регламента, в территориальных органах Фонда;
б) запрос документов (сведений) в рамках межведомственного взаимодействия, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций;
в) рассмотрение заявления и документов, указанных в пунктах Административного регламента, и принятие решения о предоставлении государственной услуги;
г) уведомление заявителя о предоставлении (приостановлении предоставления) государственной услуги;
д) оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией заявителей при наличии прямых последствий страхового случая и выдача заявителю документов, связанных с предоставлением государственной услуги.
26. Административные процедуры осуществления контрольно-надзорной функции.
Административное контрольно-надзорное производство — комплекс регламентированных административными процедурами последовательно совершаемых действий и принимаемых решений должностных лиц органов исполнительной власти и иных уполномоченных органов по подготовке, проведению, а также оценке результатов проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, совершаемых (применяемых) в соответствии с административными процедурами государственного контроля и надзора.
Процедуры административного контрольно-надзорного производства содержатся в ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который, как отмечалось ранее, имеет межотраслевое значение в сфере государственного контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти.
Процедуры административного контрольно-надзорного производства:
• Общие (межотраслевые) - система наиболее общих правил и установлений, которые определяют последовательность, вид, характер, а также порядок документального оформления действий и решений органов государственного контроля и надзора. Такие процедуры закреплены в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и применяются в подавляющем большинстве сфер государственного контроля и надзора, осуществляемого органами исполнительной власти.
• Отраслевые - система правил и установлений, которые определяют последовательность, вид, характер, а также порядок документального оформления действий и решений органов государственного контроля и надзора в отдельных сферах общественных отношений, отнесенных законом к подведомственности данных органов. (например, процедуры пожарного или санитарно-эпидемиологического надзора, процедуры государственного контроля и надзора в сфере промышленной безопасности, закрепленные в федеральных законах «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О промышленной безопасности особо опасных производственных объектов»).
• Специальные – система правил и установлений, которые определяют последовательность, срочность, цикличность, вид, характер, а также порядок документального оформления действий и решений органов государственного контроля и надзора в отдельных специализированных направлениях их деятельности, выделяемых в законах. (например, процедуры лицензионного контроля, контроля за исполнением требований технических регламентов, закрепленные в федеральных законах «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О техническом регулировании»).
27. Процедура рассмотрения административно-правовых споров в административном (внесудебном и досудебном) порядке: цели, задачи, порядок рассмотрения.
Цель:
во-первых, выработка эффективного взаимодействия публичных органов исполнительной власти с невластными субъектами (гражданами, индивидуальными предпринимателями, предприятиями, учреждениями и другими институтами гражданского общества);
во-вторых, рассмотрение административных дел и жалоб специализированным административно-юрисдикционным органом (в установленные динамичные сроки) по четкой (простой) административной процедуре с полным набором дополнительных гарантий для невластных субъектов.
К задачам административной (внесудебной и досудебной) процедуры рассмотрения административных дел относятся:
• создание эффективного (объективного, бесплатного, оперативного) механизма защиты прав и законных интересов невластного субъекта с сокращением затрат (экономических, юридических, психологических);
• повышение авторитета исполнительных органов публичной власти, профессионализма и оперативности при рассмотрении административных дел (понижение уровня бюрократии и коррупции);
• разгрузка судов и освобождение от несвойственных им функций административно-юрисдикционного органа;
• создание правовой базы для административной процедуры внесудебного и досудебного рассмотрения административных дел.
Административный порядок может быть внесудебный и досудебный.
• Под внесудебным рассмотрением следует понимать рассмотрение административного дела административно-юрисдикционным органом при отсутствии административного спора (например, дела об административном правонарушении) либо рассмотрение административного спора, инициированного самим невластным субъектом, административно-юрисдикционным органом (в этом случае у невластного субъекта был выбор между судебным и административным обжалованием). В любом случае внесудебное рассмотрение административного дела не исключает его дальнейшего рассмотрения в судебных органах.
Порядок:
1) Самозащита-отказ от судебного способа защиты разрешения конфликта.
2) Обращение к уполномоченному по правам человека (к независимому посреднику).
3) Примирительные процедуры (медиация, переговоры и т.д)
• Досудебное (претензионное) обжалование - обращение невластного субъекта с жалобой в административно-юрисдикционный орган как обязательная стадия, необходимая для дальнейшего обращения в судебные органы.