Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 520
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
1) рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
2) разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
3) принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
4) при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше;
5) иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
6) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
7) выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;
8) проводить проверку по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
9) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в гражданском или арбитражном судах иск в интересах пострадавших (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
10. Надзор за исполнением органами государственной власти и местного самоуправления законодательства при реализации контрольно-надзорных полномочий
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
Статья 21. Предмет надзора
1. Предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:
11. Организация работы в органах прокуратуры по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и организаций
ФЗ "О прокуратуре" (ст. 10) обязывает прокуроров рас¬сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об¬ращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.
Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организу¬ет и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руко¬водитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечива¬лось правильное и своевременное рассмотрение и разреше¬ние обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, пол¬ностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустив¬шие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следо¬вателей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устране¬нию имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на засе¬даниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления опера¬тивными работниками недобросовестного отношения к это¬му участку работы.
В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест¬но, когда, где и кто из прокурорских работников принима¬ет. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вы-вешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетите¬лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В соответствии с требованиями Генерально¬го прокурора РФ руководители прокуратур обязаны прини¬мать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, приня¬тых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое ре¬шение.
Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и при¬казами Генерального прокурора РФ. В соответствии с дей¬ствующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обраще¬ний и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной ре-гистрации.
После регистрации все поступившие в орган прокурату¬ры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жа¬лобы.
Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в по¬рядке и в сроки, установленные федеральным законодатель¬ством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разреша-ются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предус¬мотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокурату¬ру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разре¬шаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со дня их поступления.
По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесе¬нии протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуж¬дении производства по делу об административном правона¬рушении или уголовного дела.
В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обра¬щения, не связанные с вопросами исполнения или наруше¬ния законов. Что касается обращений по вопросам, подве¬домственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.
В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществ¬ляется комплексный анализ работы по рассмотрению и раз¬решению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступ¬ления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незакон¬ные действия прокуроров и следователей, нарушения уста¬навливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению име¬ющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствова¬нию правозащитной деятельности прокуратуры.
12. Правовые средства надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, их виды. Основания и порядок их применения.
При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурором используются правовые средства, аналогичные правовым средствам, применяемым при осуществлении надзора за исполнением законов.
Важнейшим средством выявления нарушений закона в данном направлении прокурорского надзора является прокурорская проверка нарушений (не соблюдений) прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре РФ основанием проведения проверок исполнения закона является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования. Сведения о нарушении конкретных прав и свобод могут быть получены из жалоб и иных обращений гражданина, должностного лица, юридического лица или их представителя; сообщений о совершенном или готовящемся нарушении закона в других формах по факсу, телефону, сообщению в СМИ, (телевидению, газетах, журналах и др.).
Факты о нарушении прав и свобод человека и гражданина могут содержаться также и в других источниках получения органами прокуратуры информации. Такими как копии, находящихся в надзорном производстве следственных документов (постановлений о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ), о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 9 ст. 172 УПК РФ), о принятии дела к производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ), в материалах уголовного дела: протоколы задержания, допросу подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, законных представителей, совершения иных процессуальных действий; материалах административных правонарушений: протоколы об административном правонарушении, объяснения очевидцев, и иных лиц, другие материалы дела.
В случаях выявления органами прокуратуры нарушений закона - фактов нарушения поднадзорными объектами и субъектами указанных прав и свобод человека и гражданина прокурор реагирует на выявленные нарушения закона, применяет следующие акты прокурорского реагирования: протест (ст. 23 и 28 Закона о прокуратуре), представление
2) разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
3) принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
4) при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных выше;
5) иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
6) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
7) выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;
8) проводить проверку по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
9) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, или когда в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в гражданском или арбитражном судах иск в интересах пострадавших (ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
10. Надзор за исполнением органами государственной власти и местного самоуправления законодательства при реализации контрольно-надзорных полномочий
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 01.07.2021) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021)
Статья 21. Предмет надзора
1. Предметом надзора являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:
11. Организация работы в органах прокуратуры по рассмотрению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и организаций
ФЗ "О прокуратуре" (ст. 10) обязывает прокуроров рас¬сматривать и разрешать заявления, жалобы и иные об¬ращения граждан, содержащие сведения о нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные, так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.
Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и приему посетителей организу¬ет и контролирует прокурор — руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руко¬водитель обязан так организовать работу, чтобы обеспечива¬лось правильное и своевременное рассмотрение и разреше¬ние обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них информации о нарушении законов, пол¬ностью восстанавливались нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица, допустив¬шие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу прокуроров и следо¬вателей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений, принимают меры к оперативному устране¬нию имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на засе¬даниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления опера¬тивными работниками недобросовестного отношения к это¬му участку работы.
В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей) в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест¬но, когда, где и кто из прокурорских работников принима¬ет. В этих целях в офисах прокуратур на видном месте вы-вешивается график приема посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием посетите¬лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В соответствии с требованиями Генерально¬го прокурора РФ руководители прокуратур обязаны прини¬мать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах, приня¬тых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое ре¬шение.
Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и при¬казами Генерального прокурора РФ. В соответствии с дей¬ствующей инструкцией в каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для обраще¬ний и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной ре-гистрации.
После регистрации все поступившие в орган прокурату¬ры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу заявления или жа¬лобы.
Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в по¬рядке и в сроки, установленные федеральным законодатель¬ством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и разреша-ются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной срок не предус¬мотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокурату¬ру РФ, прокуратуры субъектов РФ и приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разре¬шаются в срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со дня их поступления.
По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может принять решение о принесе¬нии протеста на незаконный акт либо об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об устранении нарушений закона, о возбуж¬дении производства по делу об административном правона¬рушении или уголовного дела.
В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению в органах прокуратуры обра¬щения, не связанные с вопросами исполнения или наруше¬ния законов. Что касается обращений по вопросам, подве¬домственным судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.
В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществ¬ляется комплексный анализ работы по рассмотрению и раз¬решению заявлений, жалоб и иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины поступ¬ления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незакон¬ные действия прокуроров и следователей, нарушения уста¬навливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению име¬ющихся ошибок и недостатков в работе, совершенствова¬нию правозащитной деятельности прокуратуры.
12. Правовые средства надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, их виды. Основания и порядок их применения.
При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурором используются правовые средства, аналогичные правовым средствам, применяемым при осуществлении надзора за исполнением законов.
Важнейшим средством выявления нарушений закона в данном направлении прокурорского надзора является прокурорская проверка нарушений (не соблюдений) прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре РФ основанием проведения проверок исполнения закона является поступившая в органы прокуратуры информация о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурорского реагирования. Сведения о нарушении конкретных прав и свобод могут быть получены из жалоб и иных обращений гражданина, должностного лица, юридического лица или их представителя; сообщений о совершенном или готовящемся нарушении закона в других формах по факсу, телефону, сообщению в СМИ, (телевидению, газетах, журналах и др.).
Факты о нарушении прав и свобод человека и гражданина могут содержаться также и в других источниках получения органами прокуратуры информации. Такими как копии, находящихся в надзорном производстве следственных документов (постановлений о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146 УПК РФ), о привлечении лица в качестве обвиняемого (ч. 9 ст. 172 УПК РФ), о принятии дела к производству (ч. 2 ст. 156 УПК РФ), в материалах уголовного дела: протоколы задержания, допросу подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, законных представителей, совершения иных процессуальных действий; материалах административных правонарушений: протоколы об административном правонарушении, объяснения очевидцев, и иных лиц, другие материалы дела.
В случаях выявления органами прокуратуры нарушений закона - фактов нарушения поднадзорными объектами и субъектами указанных прав и свобод человека и гражданина прокурор реагирует на выявленные нарушения закона, применяет следующие акты прокурорского реагирования: протест (ст. 23 и 28 Закона о прокуратуре), представление