Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 511
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
Рассмотрим далее сущность «антикоррупционной культуры». Это качество личности, включающее знания о пагубности коррупции для благосостояния и безопасности общества; это состояние индивида, который не просто не желает мириться с проявлениями коррупции, а стремится к устранению этого явления. Отсюда антикоррупционная культура - это определенные ценностные установки и способности, направленные на проявление активной гражданской позиции относительно коррупции.
Следовательно, антикоррупционная культура предполагает и наличие компетенций, необходимых для правообусловленного поведения:
умение распознавать коррупцию как социальное явление;
умение критически и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными проявлениями;
способность четко представлять себе, что такое борьба с коррупцией и использовать все возможности для снижения коррупционности в тех или иных сферах жизни и деятельности; это устойчивая мотивация к антикоррупционному поведению, что должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества.
Вместе с тем антикоррупционная культура индивида отражает степень и характер развития его личности, что и выражается в уровне правомерности его деятельности. Это говорит в пользу того тезиса, что никто не бывает, как правило, лишен антикоррупционной культуры, просто она бывает либо очень низкой, либо высокой. Итак, антикоррупционную культуру можно рассматривать в следующем алгоритме: правовой багаж индивида - привычка его к законопослушному поведению - правовая активность против коррупции, т.е. способность и мотивация к использованию правовых средств к антикоррупционной деятельности. А это значит не просто стремление индивида строить свое поведение в соответствии с правовыми нормами, а готовность остановить любое правонарушение, связанное с коррупцией.
Поэтому индивид не совершает коррупционных действий, исходя не из-за страха наказания, а, прежде всего, потому, что он сам считает такие действия недостойными и противоречащими жизненным принципам. В этом, в частности, заключается личностный характер ценностно-нормативной сферы индивида, которая и проявляется в антикоррупционной культуре.
Таким образом, уровень антикоррупционной культуры можно выразить как в степени освоения индивидом своих прав как гражданина, так и использования их с точки зрения исполнения обязанностей. Когда мы говорим об антикоррупционной культуре, то имеем в виду также и то, что каждый
человек должен:
уметь истолковывать те или иные положения закона и определять сферу их действия;
уметь применять в своей жизнедеятельности правовые знания против коррупции;
находить выход из запутанных правовых ситуаций, а значит, использовать закон для защиты своих прав и интересов.
3. Способы защиты граждан от коррупционных действий.
управления Федерального комитета по противодействию коррупции и экстремизму РФ по Республики Башкортостан
Конституцией Российской Федерации в статье 46 установлено право на судебную защиту. Данное право закреплено как гарантируемое независимо от общественного или иного статуса гражданина, что в условиях противодействия коррупции является значимым фактором.
Внесудебный
На сотрудников государственных органов, корпораций, фондов, организаций, предприятий распространены ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции, а также статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в связи с принятием которого Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Данные нормативно-правовые акты позволили контролировать доходы и расходы чиновников.
Также в целях создания прозрачного механизма отражения доходов и расходов чиновников Федеральным законом от 29.12.2012 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» внесены изменения в отдельные нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Изменить ситуацию можно исключительно посредством внедрения в государственный правозащитный механизм разнообразных форм общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. Речь идет об общественном контроле, который, в свою очередь,
должен решать такие проблемы, как: обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти; противодействие коррупционным практикам в органах государственной власти; стимулирование гражданской активности при принятии управленческих решений органами государственной власти, что исключит возможность принятия важных решений под влиянием коррупционной составляющей; участие граждан в управлении делами государства; обеспечение соблюдения и защиты прав человека и гражданина.
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера
, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
4. Методы противодействия коррупции (институциональные инструменты, общественно-политические инструменты).
Меры по противодействию коррупции можно подразделить на две достаточно общие группы. В первую группу входят меры борьбы с внешними проявлениями коррупции (взятки конкретным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами, во вторую — с институциональными предпосылками, обусловливающими коррупцию, с потенциальной коррупцией, с тем безличным коррупционером, в которого может, при некоторых условиях, превратиться чиновник.
ПЕРВАЯ ГРУППА
Первая группа мер будет носить карательный характер
Карательные меры будут приводить к новому витку коррупции
Будет иметь циклический характер борьбы с коррупцией
ВТОРАЯ ГРУППА мер носит превентивный, а не карательный характер, направлена против причин, а не внешних выражений коррупции, и поэтому лишена многих недостатков, присущих «методу войны». Меры превентивного характера были собраны сотрудниками Мирового банка в единую многоцелевую стратегию борьбы с коррупцией7. Она состоит из пяти разделов:
1. Институциональные основы:
• институциализация независимой и эффективной судебной власти;
• расширение сферы действия парламентского контроля;
• обеспечение независимости правоохранительных органов.
2. Политическая ответственность:
• политическая конкуренция
, заслуживающие доверия политические партии;
• прозрачность в финансировании партий;
• прозрачность процедуры голосования для избирателей;
• обязанность госслужащих декларировать имущество, правила, регулирующие вопрос конфликта интересов.
3. Расширение возможностей участия гражданского общества:
• гарантирование свободы информации;
• усиление роли СМИ.
4. Конкурентный частный сектор:
• реструктуризация монополий с целью повышения конкурентности;
• снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений;
• прозрачность корпоративного менеджмента;
• увеличение прав деловых ассоциаций.
5. Управление государственным сектором:
• найм на государственную службу на основе заслуги, достойная оплата труда государственных служащих;
• децентрализация власти;
• повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов;
• повышение прозрачности в налоговой администрации, лишение налоговых служащих возможности произвольно предоставлять налоговые льготы, упрощение налоговой администрации.