Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 511

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рассмотрим далее сущность «антикоррупционной культуры». Это качество личности, включающее знания о пагубности коррупции для благосостояния и безопасности общества; это состояние индивида, который не просто не желает мириться с проявлениями коррупции, а стремится к устранению этого явления. Отсюда антикоррупционная культура - это определенные ценностные установки и способности, направленные на проявление активной гражданской позиции относительно коррупции.

Следовательно, антикоррупционная культура предполагает и наличие компетенций, необходимых для правообусловленного поведения:

 умение распознавать коррупцию как социальное явление;

 умение критически и объективно оценивать материалы, связанные с коррупционными проявлениями;

 способность четко представлять себе, что такое борьба с коррупцией и использовать все возможности для снижения коррупционности в тех или иных сферах жизни и деятельности; это устойчивая мотивация к антикоррупционному поведению, что должно соответствовать нравственно-правовым нормам общества.

Вместе с тем антикоррупционная культура индивида отражает степень и характер развития его личности, что и выражается в уровне правомерности его деятельности. Это говорит в пользу того тезиса, что никто не бывает, как правило, лишен антикоррупционной культуры, просто она бывает либо очень низкой, либо высокой. Итак, антикоррупционную культуру можно рассматривать в следующем алгоритме: правовой багаж индивида - привычка его к законопослушному поведению - правовая активность против коррупции, т.е. способность и мотивация к использованию правовых средств к антикоррупционной деятельности. А это значит не просто стремление индивида строить свое поведение в соответствии с правовыми нормами, а готовность остановить любое правонарушение, связанное с коррупцией.

Поэтому индивид не совершает коррупционных действий, исходя не из-за страха наказания, а, прежде всего, потому, что он сам считает такие действия недостойными и противоречащими жизненным принципам. В этом, в частности, заключается личностный характер ценностно-нормативной сферы индивида, которая и проявляется в антикоррупционной культуре.

Таким образом, уровень антикоррупционной культуры можно выразить как в степени освоения индивидом своих прав как гражданина, так и использования их с точки зрения исполнения обязанностей. Когда мы говорим об антикоррупционной культуре, то имеем в виду также и то, что каждый
человек должен:

 уметь истолковывать те или иные положения закона и определять сферу их действия;

 уметь применять в своей жизнедеятельности правовые знания против коррупции;

 находить выход из запутанных правовых ситуаций, а значит, использовать закон для защиты своих прав и интересов.

3. Способы защиты граждан от коррупционных действий.

управления Федерального комитета по противодействию коррупции и экстремизму РФ по Республики Башкортостан

Конституцией Российской Федерации в статье 46 установлено право на судебную защиту. Данное право закреплено как гарантируемое независимо от общественного или иного статуса гражданина, что в условиях противодействия коррупции является значимым фактором.

Внесудебный

На сотрудников государственных органов, корпораций, фондов, организаций, предприятий распространены ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции, а также статьями 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», в связи с принятием которого Федеральным законом от 03.12.2012 № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Данные нормативно-правовые акты позволили контролировать доходы и расходы чиновников.

Также в целях создания прозрачного механизма отражения доходов и расходов чиновников Федеральным законом от 29.12.2012 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» внесены изменения в отдельные нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Изменить ситуацию можно исключительно посредством внедрения в государственный правозащитный механизм разнообразных форм общественного контроля за деятельностью органов публичной власти. Речь идет об общественном контроле, который, в свою очередь,

должен решать такие проблемы, как: обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти; противодействие коррупционным практикам в органах государственной власти; стимулирование гражданской активности при принятии управленческих решений органами государственной власти, что исключит возможность принятия важных решений под влиянием коррупционной составляющей; участие граждан в управлении делами государства; обеспечение соблюдения и защиты прав человека и гражданина.

Статья 6. Меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;

2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;

4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера
, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;

6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

4. Методы противодействия коррупции (институциональные инструменты, общественно-политические инструменты).

Меры по противодействию коррупции можно подразделить на две достаточно общие группы. В первую группу входят меры борьбы с внешними проявлениями коррупции (взятки конкретным чиновникам), с уже существующей коррупцией, с конкретными коррупционерами, во вторую — с институциональными предпосылками, обусловливающими коррупцию, с потенциальной коррупцией, с тем безличным коррупционером, в которого может, при некоторых условиях, превратиться чиновник.

ПЕРВАЯ ГРУППА

Первая группа мер будет носить карательный характер

Карательные меры будут приводить к новому витку коррупции

Будет иметь циклический характер борьбы с коррупцией

ВТОРАЯ ГРУППА мер носит превентивный, а не карательный характер, направлена против причин, а не внешних выражений коррупции, и поэтому лишена многих недостатков, присущих «методу войны». Меры превентивного характера были собраны сотрудниками Мирового банка в единую многоцелевую стратегию борьбы с коррупцией7. Она состоит из пяти разделов:

1. Институциональные основы:

• институциализация независимой и эффективной судебной власти;

• расширение сферы действия парламентского контроля;

• обеспечение независимости правоохранительных органов.

2. Политическая ответственность:

• политическая конкуренция
, заслуживающие доверия политические партии;

• прозрачность в финансировании партий;

• прозрачность процедуры голосования для избирателей;

• обязанность госслужащих декларировать имущество, правила, регулирующие вопрос конфликта интересов.

3. Расширение возможностей участия гражданского общества:

• гарантирование свободы информации;

• усиление роли СМИ.

4. Конкурентный частный сектор:

• реструктуризация монополий с целью повышения конкурентности;

• снижение барьеров входа на рынок, связанных с необходимостью получения различных разрешений;

• прозрачность корпоративного менеджмента;

• увеличение прав деловых ассоциаций.

5. Управление государственным сектором:

• найм на государственную службу на основе заслуги, достойная оплата труда государственных служащих;

• децентрализация власти;

• повышение прозрачности бюджетного процесса для контролирующих органов;

• повышение прозрачности в налоговой администрации, лишение налоговых служащих возможности произвольно предоставлять налоговые льготы, упрощение налоговой администрации.