Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 523
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
(ст. 24, 28 Закона о прокуратуре) постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст.25 Закона о прокуратуре) и др.
При этом следует обратить внимание на то, что в глава 2 Закона о прокуратуре РФ, регламентирующая данное направление прокурорского надзора содержит лишь такие виды средств прокурорского реагирования как протест и представление прокурора (ст. 28 Закона о прокуратуре). Однако, при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе применять и такие акты реагирования, как постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре) предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре) и требование прокурора об изменении нормативного правового акта (ст. 9.1 Закона о прокуратуре) порядок применения которого изложена в приказе Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 (в ред. от 9 февраля 2012 г. № 39) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов». В подп. 1.1 п. 1 данного приказа в качестве средств прокурорского надзора закреплены еще: проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и направление в суд заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы, о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения из них коррупциогенных факторов.
В случае, выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина экстремисткой деятельностью поднадзорных объектов и субъектов прокурор обязан применить правовые средства, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г. № 236-ФЗ) «О противодействии экстремистской деятельности». Это предупреждение прокурора о недопустимости экстремистской деятельности, решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения и заявление прокурора о его ликвидации или запрете его деятельности. Решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения предшествует названному заявлению прокурора, которое подается в соответствующий суд
В ходе осуществления данного направления прокурорской деятельности прокурор вправе использовать также полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре РФ.
14. Участие прокурора в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Нормативную базу антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов составляют: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» определен порядок участия органов прокуратуры в проведении антикоррупционной экспертизы и принятии мер реагирования при выявлении коррупциогенных факторов.
Прокурор при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов вносит требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд с заявлением об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
Требование прокурора и заявление в суд должны содержать предложение конкретного способа устранения коррупциогенных факторов. Которыми могут является: внесение изменений в нормативный правовой акт; отмена нормативного правового акта (или его отдельных норм); разработка и принятие иного нормативного правового акта, устраняющего коррупциогенные факторы.
Требование вносится прокурором в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт.
Требование, направленное прокурором в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа с участием прокурора.
В случае отклонения требования прокурора, последний вправе обратиться в суд с заявлением об изменении нормативного правового акта.
Если НПА одновременно противоречит закону, то требование о его изменении может быть изложено в проекте.
15. Участие прокурора в административном судопроизводстве
В силу ст. 37 КАС РФ прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 38 Кодекса прокурор может быть административным истцом в случаях, если он обратился в суд для реализации возложенных на него публичных функций[1]. В то же время, если прокурор подает заявление в суд в защиту прав, свобод, законных интересов конкретного лица, то административным истцом выступает соответствующее лицо.
Детализация характеристики процессуального статуса прокурора приведена в ст. 39 КАС РФ, согласно которой:
• прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту нрав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд',
• Генеральный прокурор РФ и его заместитель вправе обратиться в Верховный Суд РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта РФ и его заместитель, приравненные к ним прокуроры и их заместители — в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры — в гарнизонный военный суд, районный суд;
• административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 125 КАС РФ;
• прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска;
• в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу;
• в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если эго не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу;
• прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных Кодексом. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ»
1. Понятие и сущность коррупции, последствия влияния коррупции на национальную безопасность, общество и государство.
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон) под коррупцией понимается "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (подп. "а" п. 1 ст. 1) и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица" (подп. "б" п. 1 ст. 1).
Последствия влияния коррупции на национальную безопасность, общество и государство.
Экономическая безопасность в Российской Федерации проявляется в виде национальной защиты экономической стороны государства от разнообразных внешний и внутренних влияний, этим самым достигается сохранность суверенитета государства, защита экономического пространства. Экономическая безопасность государства достигается путем осуществлении национальных проектов по обеспечению экономической безопасности.
Согласно Указу Президента Российской Федерации с 13 мая 2017 г. «О стратегии финансовой защищенности в промежуток вплоть до 2030 года» к основным призывам и угрозам экономической безопасности относится высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере. Коррупция побуждает подобные негативные исходы для Российской Федерации как: — объективная угроза экономической безопасности в абсолютно всех ее формах и проявлениях; — затруднение свершения стоящих перед ней стратегических задач; — огласка присутствия коррупции в верховных эшелонах власти ведет к подрыву доверия и ставит под подозрение и законность; увеличение материального неравенства и бедность большой части населения; увеличение теневой экономики; увеличение общественной напряженности, что надрывает и обессиливает государственную экономику и угрожает общественно-политической стабильности в стране; усугубление инвестиционного климата, вследствие чего индивидуальному бизнесу не остается ничего иного, кроме как стремиться к получению быстрой прибыли (зачастую — сверхприбыли) в неожиданных обстоятельствах, а требование с целью долгосрочного инвестирования отсутствуют; неисполнение конкурентоспособных элементов рынка; утрата общества значительной части интеллектуального потенциала согласно фактору присутствия коррупции в образовательной сфере; снижение престижа страны в международном уровне, повышение опасности ее экономической и общественно-политической изоляции, и др.
2. Формирование антикоррупционной культуры в обществе.
Формирование антикоррупционной культуры – это деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции.
При этом следует обратить внимание на то, что в глава 2 Закона о прокуратуре РФ, регламентирующая данное направление прокурорского надзора содержит лишь такие виды средств прокурорского реагирования как протест и представление прокурора (ст. 28 Закона о прокуратуре). Однако, при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе применять и такие акты реагирования, как постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25 Закона о прокуратуре) предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 Закона о прокуратуре) и требование прокурора об изменении нормативного правового акта (ст. 9.1 Закона о прокуратуре) порядок применения которого изложена в приказе Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 (в ред. от 9 февраля 2012 г. № 39) «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов». В подп. 1.1 п. 1 данного приказа в качестве средств прокурорского надзора закреплены еще: проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и направление в суд заявлений о признании недействующими нормативных правовых актов, противоречащих федеральному законодательству и содержащих коррупциогенные факторы, о внесении изменений в нормативные правовые акты с целью исключения из них коррупциогенных факторов.
В случае, выявления нарушений прав и свобод человека и гражданина экстремисткой деятельностью поднадзорных объектов и субъектов прокурор обязан применить правовые средства, предусмотренные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г. № 236-ФЗ) «О противодействии экстремистской деятельности». Это предупреждение прокурора о недопустимости экстремистской деятельности, решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения и заявление прокурора о его ликвидации или запрете его деятельности. Решение прокурора о приостановлении деятельности общественного или религиозного объединения предшествует названному заявлению прокурора, которое подается в соответствующий суд
В ходе осуществления данного направления прокурорской деятельности прокурор вправе использовать также полномочия, предусмотренные ст. 22 Закона о прокуратуре РФ.
14. Участие прокурора в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
Нормативную базу антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов составляют: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2009 № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» определен порядок участия органов прокуратуры в проведении антикоррупционной экспертизы и принятии мер реагирования при выявлении коррупциогенных факторов.
Прокурор при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов вносит требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд с заявлением об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленных коррупциогенных факторов.
Требование прокурора и заявление в суд должны содержать предложение конкретного способа устранения коррупциогенных факторов. Которыми могут является: внесение изменений в нормативный правовой акт; отмена нормативного правового акта (или его отдельных норм); разработка и принятие иного нормативного правового акта, устраняющего коррупциогенные факторы.
Требование вносится прокурором в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт.
Требование, направленное прокурором в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа с участием прокурора.
В случае отклонения требования прокурора, последний вправе обратиться в суд с заявлением об изменении нормативного правового акта.
Если НПА одновременно противоречит закону, то требование о его изменении может быть изложено в проекте.
15. Участие прокурора в административном судопроизводстве
В силу ст. 37 КАС РФ прокурор отнесен к лицам, участвующим в деле. Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 38 Кодекса прокурор может быть административным истцом в случаях, если он обратился в суд для реализации возложенных на него публичных функций[1]. В то же время, если прокурор подает заявление в суд в защиту прав, свобод, законных интересов конкретного лица, то административным истцом выступает соответствующее лицо.
Детализация характеристики процессуального статуса прокурора приведена в ст. 39 КАС РФ, согласно которой:
• прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов России, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту нрав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд',
• Генеральный прокурор РФ и его заместитель вправе обратиться в Верховный Суд РФ, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, военный суд, районный суд; прокурор субъекта РФ и его заместитель, приравненные к ним прокуроры и их заместители — в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд; прокурор города, района и приравненные к ним прокуроры — в гарнизонный военный суд, районный суд;
• административное исковое заявление прокурора должно соответствовать требованиям, предусмотренным ч. 6 ст. 125 КАС РФ;
• прокурор, обратившийся в суд с административным исковым заявлением, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца (за исключением права на заключение соглашения о примирении и обязанности по уплате судебных расходов), а также обязанность по уведомлению гражданина или его законного представителя о своем отказе от поданного им в интересах гражданина административного иска;
• в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, являющихся субъектами административных и иных публичных правоотношений, рассмотрение административного дела по существу продолжается. В случае, если отказ прокурора от административного иска связан с удовлетворением административным ответчиком заявленных требований, суд принимает такой отказ и прекращает производство по административному делу;
• в случае отказа прокурора от административного иска, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, суд оставляет соответствующее заявление без рассмотрения, если гражданин, обладающий административной процессуальной дееспособностью, его представитель или законный представитель гражданина, не обладающего административной процессуальной дееспособностью, не заявит об отказе от административного иска. В случае отказа этих лиц от административного иска суд принимает отказ от него, если эго не противоречит закону и не нарушает права, свободы и законные интересы других лиц, и прекращает производство по административному делу;
• прокурор вступает в судебный процесс и дает заключение по административному делу в случаях, предусмотренных Кодексом. Прокурор не дает заключение по административному делу, если административное дело возбуждено на основании его административного искового заявления
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ»
1. Понятие и сущность коррупции, последствия влияния коррупции на национальную безопасность, общество и государство.
В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон) под коррупцией понимается "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (подп. "а" п. 1 ст. 1) и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица" (подп. "б" п. 1 ст. 1).
Последствия влияния коррупции на национальную безопасность, общество и государство.
Экономическая безопасность в Российской Федерации проявляется в виде национальной защиты экономической стороны государства от разнообразных внешний и внутренних влияний, этим самым достигается сохранность суверенитета государства, защита экономического пространства. Экономическая безопасность государства достигается путем осуществлении национальных проектов по обеспечению экономической безопасности.
Согласно Указу Президента Российской Федерации с 13 мая 2017 г. «О стратегии финансовой защищенности в промежуток вплоть до 2030 года» к основным призывам и угрозам экономической безопасности относится высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере. Коррупция побуждает подобные негативные исходы для Российской Федерации как: — объективная угроза экономической безопасности в абсолютно всех ее формах и проявлениях; — затруднение свершения стоящих перед ней стратегических задач; — огласка присутствия коррупции в верховных эшелонах власти ведет к подрыву доверия и ставит под подозрение и законность; увеличение материального неравенства и бедность большой части населения; увеличение теневой экономики; увеличение общественной напряженности, что надрывает и обессиливает государственную экономику и угрожает общественно-политической стабильности в стране; усугубление инвестиционного климата, вследствие чего индивидуальному бизнесу не остается ничего иного, кроме как стремиться к получению быстрой прибыли (зачастую — сверхприбыли) в неожиданных обстоятельствах, а требование с целью долгосрочного инвестирования отсутствуют; неисполнение конкурентоспособных элементов рынка; утрата общества значительной части интеллектуального потенциала согласно фактору присутствия коррупции в образовательной сфере; снижение престижа страны в международном уровне, повышение опасности ее экономической и общественно-политической изоляции, и др.
2. Формирование антикоррупционной культуры в обществе.
Формирование антикоррупционной культуры – это деятельность, осуществляемая субъектами противодействия коррупции в пределах своей компетенции по сохранению и укреплению в обществе системы ценностей, отражающей нетерпимость к коррупции.