Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 498
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
Государственный служащий в целях поддержания дисциплины обязан:
-
— знать свои служебные обязанности, права, порядок и правила их реализации; -
— выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие законодательству; -
— соблюдать требования к служебному поведению и субординацию; -
— проявлять уважение к коллегам, вне зависимости от их служебного положения, а также нетерпимость к нарушениям дисциплины; -
— оказывать содействие руководителю (начальнику) в поддержании служебной дисциплины; -
— не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство; -
— не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные с государственной службой, а также соблюдать требования к служебному поведению; -
— соблюдать требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять обязанности, установленные в целях противодействия коррупции; -
— требовать от младших по службе соблюдения дисциплины, правил служебного поведения и ношения форменной одежды (при ее наличии); -
— соблюдать внутренний служебный распорядок.
В обязанности руководителя (начальника) по поддержанию служебной дисциплины входит:
-
— обеспечивать соблюдение подчиненными законодательства и служебной дисциплины; -
— четко отдавать приказы и распоряжения, проверять точность и своевременность их исполнения; -
— соблюдать установленные порядок и условия прохождения государственной службы, уважать честь и достоинство подчиненных, не допускать ущемления их законных прав и интересов, протекционизма, преследования по мотивам личного характера; -
— принимать меры по противодействию коррупции; -
— знать и анализировать состояние служебной дисциплины, морально-психологического климата в подчиненном коллективе, своевременно принимать меры по предупреждению нарушений служебной дисциплины; -
— всесторонне изучать личные и деловые качества подчиненных; -
— создавать необходимые условия для работы, отдыха и повышения квалификации подчиненных, профессиональной служебной и физической подготовки (для отдельных категорий государственных служащих); -
— обеспечивать гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных; -
— воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей; -
— подавать личный пример дисциплинированности, образцового выполнения служебных обязанностей; -
— принимать меры по выявлению, пресечению и профилактике нарушений служебной дисциплины, причин и условий их совершения.
11. Правовая природа и содержание служебного контракта, должностного регламента, должностной инструкции
12. Правовая природа и содержание служебного распорядка, правил внутреннего трудового распорядка, иных нормативных правовых актов представителя нанимателя.
Правила внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный акт, который в соответствии с российским законодательством определяет (ст. 189 ТК РФ):
-
порядок приема и увольнения работников; -
основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора; -
режим работы; -
время отдыха; -
применяемые к работникам меры поощрения и взыскания; -
иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
13. Общие и специальные основания прекращения государственной службы
Они обобщены в п. 1 ст. 33 указанного Закона. Это:
-
— соглашение сторон служебного контракта; -
— истечение срока действия срочного служебного контракта; -
— расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего; -
— расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя; -
— перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида; -
— отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы; -
— отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта; -
— отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе; -
— отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом; -
— обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта; -
— нарушение установленных данным Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы; -
— выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации; -
— несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных данным Федеральным законом и другими федеральными законами; -
— нарушение запретов, связанных с гражданской службой; -
— отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.
К специальным основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы относятся:
-
— расторжение служебного контракта по соглашению сторон (ст. 34 Закона № 79-ФЗ); -
— расторжение срочного служебного контракта по истечении срока его действия (ст. 35); -
— расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего, предупредившего об этом представителя нанимателя в письменной форме за две недели (ст. 36); -
— расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (ст. 37); в этом случае Закон содержит ряд ограничений по отношению к представителю нанимателя в свободе расторжения контракта. Оно возможно только в случаях, прямо перечисленных в п. 1—5 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ. Список таких случаев не ограничен, он содержит в качестве основания даже однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ. Формулировки этих оснований часто расплывчаты и несоразмерны; -
— прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (ч. 2 ст. 39 Федерального закона РФ № 79-ФЗ). Такими случаями являются прямо перечисленные в Законе пять оснований: 1) осуждение гражданского служащего к наказанию, исключающему возможность замещения должности гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу; 2) признание гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; 3) признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; 4) достижение гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе. Смерть или гибель гражданского служащего либо признание гражданского служащего безвестно отсутствующим или объявление его умершим решением суда, вступившим в законную силу также являются основаниями прекращения служебного контракта с исключением гражданского служащего из реестра гражданских служащих; 5) применение к гражданскому служащему административного наказания в виде дисквалификации; -
— прекращение служебного контракта вследствие нарушения обязательных правил при заключении служебного контракта (ст. 40 Закона № 79-ФЗ); -
— расторжение служебного контракта в связи с выходом гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (ст. 41).
14. Разрешение индивидуальных служебных (трудовых) споров в административном и судебном порядке
В процессе гражданской службы могут возникнуть индивидуальные служебные споры. Согласно Закону о гражданской службе индивидуальный служебный спор — это неурегулированные между представителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающим на гражданскую службу или ранее состоявшим на гражданской службе, разногласия по вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных служебных споров.
Индивидуальные служебные споры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров:
-
1) комиссией государственного органа по служебным спорам; -
2)судом.
Порядок рассмотрения служебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируется Законом о гражданской службе и другими федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданским процессуальным законодательством РФ.
Комиссия государственного органа по служебным спорам образуется решением представителя нанимателя из равного числа представителей выборного профсоюзного органа данного государственного органа и представителя нанимателя. Представители выборного профсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию по служебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа. Представители нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам представителем нанимателя. Комиссия по служебным спорам имеет свою печать. Организационное и техническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам осуществляется государственным органом. Комиссия по служебным спорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии.
Служебный спор рассматривается комиссией но служебным спорам в случае, если гражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя. Гражданский служащий либо гражданин, поступающий на гражданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратиться в комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам этого срока, комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.
Поступившее в комиссию по служебным спорам письменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи. Комиссия по служебным спорам обязана рассмотреть служебный спор в течение 10 календарных дней со дня подачи письменного заявления. Порядок рассмотрения служебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятия решения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральным законом. Решение комиссии по служебным спорам может быть обжаловано любой из сторон в суд в 10-дневный срок со дня вручения ей копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть служебный спор по существу.
В судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего на гражданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителя нанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данного государственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решением комиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представитель нанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам не соответствует федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ.
Непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:
гражданского служащего или гражданина, ранее состоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы независимо от оснований прекращения или расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемой должности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, о переводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в денежном содержании за время исполнения должностных обязанностей по нижеоплачиваемой должности гражданской службы;
представителя нанимателя — о возмещении гражданским служащим вреда, причиненного государственному органу, если иное не предусмотрено федеральными законами.