Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 503

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Непосредственно в судах рассматриваются также служебные споры о неправомерном отказе в поступлении на гражданскую службу, а также по письменным заявлениям гражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации.

15. Механизмы кадровых технологий: конкурсный отбор кандидатов на замещение должностей государственной службы; аттестационное производство в системе служебных отношений; проведение квалификационных экзаменов; формирование кадрового резерва; ротация в служебном праве; организация повышения квалификации государственных служащих.
Перечень вопросов ЮРИДИЧЕСКОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ОРГАНАХ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ»

1. Содержание, логика, структура и реквизиты правовых актов.

Содержание нормативных правовых актов излагается посредством определенных правил, языковых средств, приемов формулирования, рассмотрения, принятия и обнародования юридических актов.

Обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются:

вид акта

название;

дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер;

подписи лиц, уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.

Структурными элементами нормативного правового акта являются преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.

Нормативный правовой акт может иметь преамбулу - вступительную часть, содержащую информацию о причинах, условиях и целях его принятия (издания). Включение нормативных предписаний в преамбулу, как правило, не допускается.

Текст нормативного правового акта в зависимости от его вида может подразделяться на статьи или пункты, которые могут объединяться в главы и разделы. Законы, в том числе кодексы, как правило, подразделяются на статьи, иные нормативные правовые акты - на пункты. Кодексы должны содержать оглавление. Оглавление может содержаться и в иных значительных по объему нормативных правовых актах.

Статьи и пункты нормативного правового акта - основные структурные элементы нормативного правового акта, содержащие законченные нормативные положения. Статьи, как правило, должны иметь название, отражающее их содержание.

Статьи нормативного правового акта обозначаются арабскими цифрами, после которых ставится точка. Название пишется строчными буквами в той же строке. Пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой и названия не имеют.


Статьи нормативного правового акта могут подразделяться на части (абзацы) или пункты. В свою очередь части могут подразделяться на абзацы; пункты - на подпункты, части или абзацы; подпункты - на части или абзацы.

Главы нормативного правового акта - структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие в себе статьи (пункты) этого акта. Главы обозначаются арабскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Разделы нормативного правового акта - структурные элементы нормативного правового акта, объединяющие главы этого акта. Разделы обозначаются римскими цифрами и должны иметь название, которое пишется прописными буквами и размещается в центре строки.

Абзац нормативного правового акта - часть текста, выделяемая отступом в первой строке и начинающаяся со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. Абзацы, как правило, заканчиваются точкой с запятой, кроме первого абзаца соответствующего структурного элемента, который заканчивается двоеточием, и последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Подпункты нормативного правового акта - абзацы, являющиеся составной частью пункта и обозначаемые несколькими арабскими цифрами с точками после каждой из них, первая из которых обозначает номер пункта.

Часть нормативного правового акта - структурный элемент нормативного правового акта, состоящий из абзаца (нескольких абзацев) и представляющий собой смысловое единство. Часть начинается с прописной буквы и заканчивается точкой, кроме последней части подпункта, которая может заканчиваться точкой с запятой. В случае, если часть состоит из нескольких абзацев, абзацы начинаются со строчной буквы, кроме первого абзаца части, который начинается с прописной буквы. При этом первый абзац части заканчивается двоеточием, все последующие - точкой с запятой, кроме последнего абзаца, который заканчивается точкой.

Если часть является структурным элементом пункта или подпункта, то первая часть пункта, подпункта, как правило, начинается с арабской цифры с точкой, после которой следует прописная буква, или с нескольких арабских цифр с точками после каждой из них, после которых следует строчная буква.

Нумерация разделов, глав, статей, пунктов (кроме пунктов в статьях) должна быть сквозной для всего нормативного правового акта, пунктов в статьях - сквозной для каждой статьи, подпунктов - сквозной для каждого пункта.



Нумерация структурных элементов должна быть единообразной для всего нормативного правового акта.

Использование в нормативных правовых актах указанных в настоящей статье структурных элементов с несвойственными им цифровыми или иными обозначениями допускается в исключительных случаях и при наличии в нормативных правовых актах специальных оговорок.

Разделы кодифицированного нормативного правового акта могут объединяться в Общую и Особенную части.

2. Юридический стиль. Юридический язык. Правила юридического языка.

Юридический стиль – это вид официального стиля. Правила юридического языка таковы: а) корректность (соблюдение правил русского языка, правильность, точность, определенность, общепризнанность), б) ясность (простота, понятность доступность), в) стабильность, г) обобщенность (обезличенность), д) краткость (экономичность, лаконичность, компактность, концентрированность), е) унифицированность (единообразие), ж) нейтральность (отсутствие эмоциональной и художественной окраски, декларативности, пафосности).

Юридический язык — это логичная система словесного выражения мыслей, с помощью которой описывается право и его проявления, характеризующаяся наличием специфической терминологии, особенных объектов фиксации и определенным кругом постоянных пользователей, служащая средством интеллектуально-правовой коммуникации.

Юридический стиль. + Юридический стиль– официально-деловой стиль, используемый для написания правовых актов и делопроизводства. Три подстиля официально-делового стиля: правотворческий, дипломатический, административно-канцелярский. Юридический стиль должен быть литературным, но не художественным или разговорным.

2. Правила юридического языка.

А. Корректность (правильность, точность, соблюдение правил русского языка, определенность, общепризнанность) – соответствие стандартам, нормам литературного русского языка.

В юридических текстах не должно быть слов, относящихся к таким категориям, как вульгаризмы, архаизмы, неологизмы.

Б. Ясность (доступность, простота, понятность) юридического языка. Соблюдение этого принципа достигается использованием простых слов и фраз; неиспользованием или минимальным использованием сложных речевых оборотов (причастных, деепричастных оборотов); отказом от злоупотребления иностранными словами; отказом от бюрократических оборотов. Хороший пример разной степени неясности в правовых документах показан в учебнике Т.В. Кашаниной «Юридическая техника». Автор ссылается на неясность некоторых оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя, предусмотренных ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. Полная неясность – «аморальный проступок»; двусмысленность – «утрата доверия»; недостаточная ясность – неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей
1.

В. Стабильность. Стабильность означает постоянное использование слов и выражений в одном и том же значении, в том значении, в котором они уже употреблялись в законодательстве.

Г. Обобщенность (обезличенность). Нормы права – правила поведения общего характера. Это значит, что нормы права распространяются не на конкретных лиц, а на категории лиц. В Конституции РФ самая широкая категория – «каждый». Она охватывает всех граждан и все организации. Есть понятия, охватывающие гораздо меньшую группу лиц. Это могут быть государственные служащие, ветераны труда, студенты. В Конституции РФ можно встретить термины, касающиеся малочисленных категорий – например депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, которых 450 человек. Нормы права могут распространяться только на одно лицо, например, Президента РФ или Председателя Правительства РФ. Однако это все-таки нормы права с присущей им обезличенностью. Распространяются они на должности, а не на конкретных людей, которые эти должности в данный момент занимают.

Д. Экономичность (краткость, лаконичность, компактность, концентрированность). Экономичность – это общий принцип юридической техники охарактеризованный выше. Как уже было сказано, краткость достигается несколькими способами: 1) воздержанием от использования в текстах правовых документов норм и положений, не имеющих правового значения; 2) использованием отсылочных и бланкетных норм; 3) применением аббревиатур; 4) использованием клише. Рассмотрим эти способы.

Е. Унифицированность (единообразие). Унифицированнымидолжны быть форма, структура и язык правовых актов.

Чтобы язык права был единым, унифицированным во всех правовых актах для обозначения определенной вещи или явления должно использоваться одно и то же понятие. Поэтому, к примеру, согласно Конституции РФ всегда надо писать «нормативные правовые акты», а не «нормативно-правовые акты». Также скажем, глава российского Правительства должен называться «Председатель Правительства», а не «премьер-министр» или как-либо еще.

Ж. Нейтральность (отсутствие эмоциональной и художественной окраски, декларативности, пафосности).


4. Особенности работы с электронными документами в органах государственной власти.

На сегодняшний день порядок работы с электронными документами именно в федеральных органах исполнительной власти достаточно подробно регламентирован соответствующими нормативными правовыми актами. Среди них стоит назвать действующие «Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти», утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477,2 которые содержат общие принципы работы с электронными документами. Правилами установлено, что в федеральных органах исполнительной власти «создаются и используются электронные документы, создаваемые в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, и электронные образы документов, полученные в результате сканирования документов и хранящиеся в системе электронного документооборота». Во втором случае оригиналом документа по-прежнему является документ на бумажном носителе, а его электронная копия (электронный образ) и регистрационная карточка хранятся в системе электронного документооборота. Основополагающим требованием является то, что «электронный документ должен быть оформлен по общим правилам делопроизводства, иметь установленный состав реквизитов и быть заверен электронной подписью федерального органа исполнительной власти – автора документа при передаче в другие государственные органы, а во внутреннем документообороте разрешено использование других способов подтверждения подлинности»3. С 2011 года в федеральных органах исполнительной власти разрешено применение электронных шаблонов бланков документов.

Для обеспечения единообразия в процессе регистрации документов Правилами установлен обязательный перечень сведений о документах, которые должны содержать регистрационные формы в системах электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти. Этот набор метаданных обязательно закладывается в состав показателей регистрационной карточки. Правилами делопроизводства установлена необходимость утверждения руководителем органа власти по согласованию с Федеральным архивным агентством перечня документов, создание, использование и хранение которых может осуществляться исключительно в форме электронного документа. Такие перечни стали разрабатываться в федеральных органах исполнительной власти с учетом требований Федерального архивного агентства