Файл: Русский язык в диалоге культур.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уроки 52-53


Раздел: Отцы и дети: конфликт поколений

Лексическая тема: Чтобы стать мужчиной, мало им родиться Тема: Сложные предложения с разными видами связи




УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание

9.1.1.1 - понимать основную и детальную информацию сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы.

Говорение

9.2.1.1 - владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем.

Чтение

9.3.1.1 - понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов.

Письмо

9.4.7.1. - применять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Использование языковых единиц

9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • понимать информацию и делать выводы;

  • соотносить и понимать пословицы;

  • находить сложные предложения с разными видами связи.


Предполагае- мый результат

Все учащиеся смогут:

Вспомнить пословицы о родителях и записать их. Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме. Используя иллюстрации, определить тему урока.

Большинство учащихся смогут:

Соотнести пословицы на русском и казахском языках и объяснить их смысл.

Выписать сложные предложения с разными видами связи, произвести разбор, составить схемы.

Некоторые учащиеся смогут:

Синтезировать различные точки зрения и формулировать пути решения проблемы.

Составить ПОПС-формулу, высказать свое мнение о прочитанном. Продолжить текст, изложив свою точку зрения по данной теме.

Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • понимает основную информацию текста.

Учащийся на уровне В

  • понимает основную и детальную информацию, может определить цель сообщения.

Учащийся на уровне С

  • понимает основную и детальную информацию сообщения продолжительностью до 5-8 минут, определяет подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делает выводы.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: любовь к Родине, к отчему дому, бережное отношение к семейным ценностям.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • самопознание

  • культурология

Предваритель ные знания

ССП, СПП и знаки препинания.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
(К) Создание положительного эмоционального настроя
«Птица»
Представьте себе, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными с счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Птица свободно парит в воздухе, крылья ее распростерты в стороны. Вообразите, что вы – птица. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья – ваши руки, легки и

неподвижны. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. Наслаждайтесь прикосновением легкого, нежного ветерка. Ветерок прикасается к вам. А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы и на земле.
Потянитесь и на счет «три» сбросьте крылья и откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета,

которое сохраняется на весь день.


Релакс- музыка

Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание Предтекстовая работа.

(И) Работа с эпиграфом.

Развитие речевых навыков: говорение – развивать монологическую речь.

Развитие речевых навыков: говорение – умение создавать аргументированное высказывание; владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по предложенной теме.

(П) Учащиеся приводят пример пословиц разных народов о родителях. Записывают их.

Развитие речевых навыков: слушание – умение слушать рассказчика в лице учителя.

Учебник

Осмысление

Сообщение темы и целей урока.

Работа с текстом.

(К)Развитие речевых навыков: чтение – понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов.

Учащимся необходимо найти ключевые словосочетания в тексте, составить диалог к тексту, определить стилевые черты и характерные признаки.

(П) Письменная работа.

Учащимся необходимо соотнести пословицы на русском и казахском языках.

Учебник




Послетекстовая работа.

Развитие речевых навыков: письмо – выписать сложные предложения с разными видами связи, произвести разбор, составить схемы.

(Г) Составление ПОПС-формулы, высказывание своего мнения о прочитанном.

Развитие критического мышления – работа с несплошным текстом. Учащимся необходимо изучить диаграмму, отражающую результаты опроса школьников по теме «Какие качества характера являются приоритетными для настоящего мужчины?», ответ необходимо записать. Даны слова для справок.

Учебник




Послетекстовая работа

(И) Развитие речевых навыков: письмо – владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем.

(П) Творческая работа.

Учащимся необходимо продолжить текст, изложив свою точку зрения по данной теме, и найти два сложных предложения с разными видами связи.

Развитие критического мышления – учащимся предлагается рассмотреть «облако слов» и написать небольшой пост для социальных сетей о роли семьи в современной жизни.







Гимнастика для глаз

«Часики»

Медленно, не поворачивая головы, делаем круг глазами сначала по часовой стрелке, а затем против.

Релакс- музыка

Рефлексия

Итог урока.
Прием «Мысли во времени»
Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.
Учитель называет ключевое слово, как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые «приходят в голову» и связаны с заданным словом. По истечении времени ученики

читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.


  • Почему я записал именно эти слова?

  • О чем я думал, когда писал эти слова?

  • Чтобы я хотел в записях изменить?

  • Написанное мной имеет или не имеет для меня значение?




В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Составить коллаж на тему «Наше генеалогическое древо».



Уроки54-55


Раздел: Отцы и дети: конфликт поколений Лексическая тема: У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Тема: Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание

9.1.3.1 - понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям.

Говорение




9.2.5.1 - участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы.

Чтение

9.3.5.1 - составлять тезисный план.

Письмо

9.4.3.1 - представлять информацию в видео отчета, статьи, справки на основе таблиц, схем, диаграмм, графиков и наоборот.

Цели урока

  • понимать содержание произведения;

  • читать и синтезировать информацию по тексту;

  • составлять тезисный план, диаграмму Венна.



Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

Выделить основные факты жизни и творчества У. Шекспира. Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме.

Большинство учащихся смогут:

Найти информацию о семьях героев: Монтекки и Капулетти. Составить план, используя цитаты из текста.

Создать словесный проект памятника Ромео и Джульетте.

Некоторые учащиеся смогут:

Составить диаграмму Венна, сравнить произведение Шекспира

«Ромео и Джульетта» с «Козы Корпеш и Баян Сулу» или другими произведениями с аналогичной тематикой. Составить несколько предложений по «облаку слов».

Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • понимает содержание прозаических произведений, но не умеет определить позицию автора;

  • участвует в дискуссии.

Учащийся на уровне В

  • понимает содержание прозаических произведений, но находит в тексте не все слова, помогающие определить позицию автора.

Учащийся на уровне С

  • участвует в дискуссии по предложенной проблеме, синтезирует различные точки зрения и формулирует пути решения проблемы.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: гражданская ответственность; уважение и почитание семейных

ценностей; сотрудничество; бережное отношение к любви, любовь как высшая форма проявления чувств, почитание нравственных традиций семьи.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

- самопознание




- история

Предварительные знания

ССП и СПП, знаки препинания в них.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
(К) Создание положительного эмоционального настроя

«Ручей»

Представьте себе, что вы лежите возле небольшого ручья в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо-тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию. Медленно вдохните и выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким от прикосновения воды. Вам легко и спокойно.

Но пришла пора расставаться. Потянитесь на счет «три» и откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку.

Релакс- музыка




Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Предтекстовая работа.

Работа с эпиграфом.

(К) Развитие речевых навыков: говорение – умение создавать аргументированное высказывание.

(Г) Прием критического мышления «Незаконченное предложение». Учащимся необходимо разделиться на 3 группы и продолжить фразу, сформулировать решение проблемы.

Развитие речевых навыков: слушание – воспринимать информацию рассказчика в лице учителя. Учитель читает стихотворение Б. Пастернака. Учащиеся прогнозируют содержание и тематику урока.

Знакомство с биографией Шекспира. Заполнение таблицы.

Развитие речевых навыков: письмо – представлять информацию в виде статьи, справки на основе таблицы. Учащиеся заполняют таблицу после изучения биографии писателя.


Учебник
Словарь

Тетрадь

Основные этапы личной

жизни

Основные этапы

творческой жизни







Теория литературы.




Учащиеся знакомятся с термином трагедия.




Осмысление

Сообщение темы и целей урока Работа с текстом

(П) Выразительное чтение отрывков.

Развитие речевых навыков: чтение – понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений.
Беседа по содержанию произведения. Работа с учебником и визуальным материалом.


Учебник




Гимнастика для рук
Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

  • Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

  • Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд). Перед упражнениями детям полезно крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Музыка на выбор учителя




Послетекстовая работа

Поисковая деятельность

(Г) Учащимся предлагается рассмотреть «облако слов», работа с несплошным текстом, уровень мыслительных навыков: знание, понимание, применение, анализ, синтез. Составляют несколько предложений.

(П) Творческая работа – учащимся предлагается создать словесный проект памятника Ромео и Джульетте или составить диаграмму Венна, сравнив произведение Шекспира «Ромео и Джульетта» с «Козы Корпеш и Баян Сулу» или другим произведением с аналогичной тематикой.

(Г) Работа в группах.

  1. группа. Учащиеся пишут письмо Джульетте или Ромео. В Вероне есть «Клуб Джульетты», где влюбленные могут написать письмо Джульетте.

  2. группа. Прием критического мышления «Снежный ком». Первый учащийся описывает героя или событие, второй – продолжает и т.д.

Учебник

Рефлексия

Итог урока.

Учащиеся продолжают предложения. Прием незаконченного предложения: сегодня я узнал…

было трудно…







я понял, что…
я почувствовал, что… меня удивило…

урок дал мне для жизни…




В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее (на выбор учащихся):

  1. Найдите произведения о неразделенной любви в мировой литературе, используя дополнительные источники информации.

  2. Используя краеведческий материал, найдите легенды о любви.

  3. Подготовьте пересказ от лица героев легенд по вашему выбору.



Уроки 56-57

Раздел: Отцы и дети: конфликт поколений Лексическая тема: К истокам

Тема: Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную

программу)

Слушание:

9.1.1.1 - понимать основную и детальную информацию сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы.

Говорение:




9.2.1.1 - владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем.




Чтение:




9.3.1.1 - понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов.




Письмо:




9.4.7.1. - применять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.




Использование языковых единиц:

9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • понимать информацию и делать выводы;

  • соотносить и понимать пословицы;

  • правильно применять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

Понимать информацию и делать выводы. Определять основную мысль текста.

Составить план.

Большинство учащихся смогут:

Составить шежире своего рода. Озаглавить текст.

Соотнести пословицы. Составить диаграмму Венна.

Некоторые учащиеся смогут:

Написать мини-эссе на данную тему, используя сложные предложения с разными видами связи.

Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • понимает основную информацию сообщения;

  • владеет небольшим объемом словарного запаса.

Учащийся на уровне В

  • понимает отличие сплошного текста от несплошного.



Учащийся на уровне С

  • владеет объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем;

  • правильно расставляет знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»:




казахстанский патриотизм, гуманизм, сотрудничество; труд,

бережное отношение к своей истории, культуре, семейные ценности.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • культурология

  • история

  • самопознание

Предварительные знания

ССП и СПП предложения, знаки препинания в них.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

(К) Создание положительного эмоционального настроя.
«Водопад»
Представьте себе, что вы стоите возле водопада.

Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом, и почувствуете, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу. По шее, помогает им стать мягкими и расслабленными. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы все сильнее расслабляетесь.
А теперь потянитесь и на счет «три» сбросьте крылья и откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.


Релакс- музыка




Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Предтекстовая работа.

(К) Развитие речевых навыков: говорение – владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по предложенной теме.

Учебник





Учащиеся читают эпиграф, высказывают свое понимание.

Развитие речевых навыков: слушание – уметь слушать рассказчика в лице учителя.
Работа с глоссарием: термин «шежире» имеет арабское происхождение и обозначает «родословная».

Словарь

Осмысление

Сообщение темы и целей урока.

Работа с текстом.

(И) Развитие речевых навыков: чтение – чтение и понимание текста, определение основной мысли текста.

Учащиеся читают текст, определяют основную мысль, озаглавливают его.

(П) Письменная работа

Учащиеся составляют план к тексту, выписывают и комментируют ключевые предложения из текста, объясняют расстановку знаков препинания.


Учебник




Послетекстовая работа.

(П) Творческая работа. Учащиеся составляют шежире своего рода.

Развитие речевых навыков: слушание – слушание аудиозаписи стихотворения. Понимание основной темы. Нахождение средств художественной выразительности.

Знакомство с грамматической темой раздела, работа с несплошным текстом (таблица) по грамматическому материалу урока «Сложные предложения с разными видами связи».

(Г) Учащиеся читают пословицы, соотносят их перевод, объясняют их смысл. Приводят пример на других языках. Определяют, какой темой объединены пословицы.

(И) Проверка усвоения грамматического материала. Учащиеся объясняют расстановку знаков препинания.


Учебник




(Г) Творческая работа: учащимся необходимо написать мини-эссе, используя предложения с разными видами связи по теме урока.

  1. группа: Где бы ты ни был, кем бы ни стал – не позорь тех, кто тебя воспитал.

  2. группа: Лишь повзрослев, мы начинаем понимать цену родительских советов.

(П) Учащиеся составляют диаграмму Венна (работа с несплошным текстом).







Гимнастика для глаз.

«Крестики». Глазами рисуем импровизированный крестик, переводя взгляд вправо-вверх, затем влево- вниз и в обратной последовательности.

Музыка на выбор учителя

Рефлексия

Итог урока.

Учащиеся заполняют таблицу.




В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Составьте шежире своего рода. Сопроводите его иллюстрацией.




Цели урока

Все понятно
+

Ничего не понял
_

Интересно, хочу узнать

подробнее
?
















Уроки 58-59


Раздел: Молодежь и средства массовой информации Лексическая тема: Молодость – это путь в будущее

Тема: Бессоюзное сложное предложение. Виды бессоюзных предложений

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

(ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.4.1 - определять основную мысль текста, учитывая структуру текста.

Говорение:




9.2.2.1 - пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая позицию автора.

Чтение:

9.3.3.1 - формулировать вопросы, перефразируя информацию текста, и отвечать на них, различая факт и мнение.

Письмо:

9.4.7.1. - применять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Использование языковых единиц:

9.5.1.3 - использовать числительные в соответствующих формах.

Цели урока

  • определять основную мысль текста;

  • пересказывать содержание текста;

  • формулировать вопросы.


Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

Составить сложный кластер. Выписать БСП.

Составить диалог.

Большинство учащихся смогут:

Составить синквейн.

Некоторые учащиеся смогут:




Использовать «Метод четырех предложений».


Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • понимает содержание текста, но не определяет основную мысль;

-отвечает на поставленные вопросы по содержанию текста;

  • умеет находить БСП.

Учащийся на уровне В

-обсуждает содержание текста;

  • высказывает свое мнение по содержанию текста;

  • определяет виды БСП.

Учащийся на уровне С

    • определяет авторский замысел, раскрывающий основной замысел текста:

    • формулирует вопросы;

    • правильно расставляет знаки препинания в БСП.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: сотрудничество; труд, бережное отношение к природе, образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • культурология

  • обществознание

  • самопознание

Предварительные знания

ССП и СПП предложения, знаки препинания в них.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Создание положительного эмоционального настроя
«Релаксация»
(К) Я предлагаю вам немного расслабиться. Представьте себе, что вы нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете... Отдыхают ручки, отдыхают ножки. Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете…Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение.
Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза.

Релакс- музыка

Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Предтекстовая работа.
(К)Работа с эпиграфом. Развитие речевых навыков: говорение развивать монологическую речь. Учащиеся читают, понимают эпиграф, высказывают свою точку зрения, аргументируют, прогнозируют тему урока.
(П) Составление ментальной карты к понятию

«молодежь», развитие критического мышления, креативности, коммуникативных качеств.
(К) Фронтальный опрос по пройденному материалу, проверка усвоения грамматического материала.

Учебник

Осмысление

Сообщение темы и целей урока. Работа с текстом.
Учащиеся читают текст, осмысливают, дают название. (И) Письменная работа с несплошным текстом (развитие мыслительных навыков – анализ, синтез).

Учитель настраивает на грамматическую тему раздела. (П) Учащиеся отвечают на вопрос, поставленный в конце текста.

Развитие критического мышления – учащиеся составляют синквейн.

Учащиеся знакомятся с таблицей «Виды БСП» (работа с несплошным текстом).

Записывают в тетрадь.

Учебник




Учащиеся читают текст, озаглавливают его, определяют основную мысль







Послетекстовая работа

Работа с визуальным материалом. Устное описание. Эвристическая беседа.

(Г) Учащиеся составляют интервью, используя прием РАФТ, развитие критического мышления.

Учащиеся читают текст, понимают, составляют диалог к тексту.

Анализируют текст, используя прием критического мышления «Метод четырех предложений».







Гимнастика для рук

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

  • Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

  • Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Музыка на выбор учителя

Рефлексия

Итог урока.

«Запустите корабль в море знаний»

Те ребята, которые считают, что хорошо усвоили тему, помещают свой кораблик в море, а те, кто не уверен в этом, остаются в заливе правил.





В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Подготовьте сценарий ток-шоу на тему «Роль СМИ в современном обществе».