Файл: Русский язык в диалоге культур.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уроки 31-32


Раздел: История и личность

Лексическая тема: М. Ауэзов «Путь Абая»

Тема: Знаки препинания в ССП и СПП предложениях

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.3.1 - понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям.

Говорение:

9.2.5.1 - участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения




проблемы.

Чтение:

9.3.2.1. - определять стилистические особенности тестов научного стиля (статья), определять принадлежность текста к различным типам на основе характерных признаков.

Письмо:

9.4.7.1 - применять знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

Использование языковых единиц:

9.5.1.2 - использовать глаголы в соответствующих формах.

Цели урока

  • понимать содержание прозаических произведений;

  • синтезировать различные точки зрения;

  • применять знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

Критерии оценивания

Все учащиеся смогут:

Понимать основную и детальную информацию произведения. Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме.

Формулировать вопросы.

Большинство учащихся смогут:

Определять основную мысль и идею произведения. Соотнести иллюстрации с текстом.

Смогут назвать произведения Ауэзова.

Некоторые учащиеся смогут:




Синтезировать различные точки зрения и формулировать пути решения проблемы.

Выявлять авторскую позицию и оценивать содержание произведения.

Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • понимает содержание прозаических произведений;

  • участвует в дискуссии.

Учащийся на уровне В

  • понимает содержание прозаических произведений/ фрагментов, определяет некоторые слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям.

Учащийся на уровне С

  • участвует в дискуссии по предложенной проблеме, синтезирует различные точки зрения и формулирует пути решения проблемы.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение к истории и культуре.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история

  • культурология

Предваритель ные знания

ССП и СПП знаки препинания в них.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
Создание положительного эмоционального настроя
«Тихое озеро»
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите ровно и легко. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен.
Вам легко дышится. Солнечные лучики гладят и гладят…Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Каждая частичка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Но вот мы снова в комнате…
Потянитесь и на счет «три» откройте глаза.



Релакс- музыка

Переход к теме урока



Актуализация жизненного опыта. Целеполагание Развитие речевых навыков: говорение – учащиеся читают и комментируют эпиграф, описывают иллюстрации и формулируют тему урока.
Предтекстовая работа

Учащиеся называют произведения Аузова, опираясь на иллюстрации. Знакомятся с биографией писателя.

Учебник

Осмысление

Сообщение темы и целей урока Работа с текстом.

Развитие речевых навыков

(К) Учащиеся слушают аудиозапись отрывка из романа

«Путь Абая», определяют стилистические особенности


Учебник




текста, отвечают на вопросы и задания по содержанию, выявляя авторскую позицию и аргументируя свою точку зрения.

(П) Учащиеся формулируют и записывают свои вопросы, работая в паре, совершенствуя диалогическую речь.







Послетектовая работа

(П) Учащиеся, используя текст, создают устный словесный портрет героев, самостоятельно формулируют свое высказывание и аргументируют.

2. Учащиеся конструируют сложноподчиненные предложения в контексте лексической темы (например: Мы изучаем произведения великого Абая

… , чтобы…и т.д.)

Учебник




Сенсорная гимнастика

Это – парное упражнение. Ведущий и ведомый смотрят друг на друга, ведущий задает жесты, а ведомый должен их повторять как можно точнее и быстрее. Можно усложнить: нужно повторять жесты с задержкой на один или два.

Музыка на выбор учителя

Рефлексия

Итог урока.

Проверка усвоения и понимания материала урока. Роман-эпопея – это…

Назовите основные факты биографии М. Ауэзова. Роман-эпопея «Путь Абая» – энциклопедия казахской степи.

Стратегия формативного оценивания: Оценка

«превращения» знаний и достижения целей: учащиеся строят высказывания «Я не знал…- Теперь я знаю…».






В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Подготовьте творческий пересказ одного из эпизодов романа «Путь Абая».



Уроки 33-34


Раздел: История и личность

Лексическая тема: М. Шаханов «Отрарская поэма о побежденном победителе…» Тема: Знаки препинания в ССП и СПП

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.3.1 - понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям.

Говорение:




9.2.2.1 - пересказывать содержание текста, демонстрируя собственное




понимание проблематики, оценивая позицию автора.




Чтение:




9.3.6.1 - анализировать содержание художественных произведений,




выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения.




Письмо:




9.4.7.1 - применять знаки препинания в сложносочиненных и




сложноподчиненных предложениях.




Использование языковых единиц:




9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • понимать содержание поэтических произведений;

  • анализировать содержание художественных произведений,

  • пересказывать содержание текста.


Критерии оценивания

Все учащиеся смогут:

Понимать и определять основную мысль текста, демонстрируя собственное понимание проблематики, оценивая позицию автора; Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме.

Формулировать вопросы.

Большинство учащихся смогут:

Определять подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям.

Определять основную мысль и идею произведения.

Некоторые учащиеся смогут:




Синтезировать различные точки зрения и формулировать пути решения проблемы.

Выявлять авторскую позицию и оценивать содержание произведения.

Найти дополнительную информацию о городе Отрар.

Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • понимает основную информацию текста;

  • пересказывает содержание текста.




Учащийся на уровне В

  • понимает основную и детальную информацию, может определить цель сообщения.

Учащийся на уровне С

  • понимает основную и детальную информацию сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяет подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делает выводы;

  • пересказывает содержание текста, демонстрирует собственное понимание проблематики, оценивает позицию автора.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская позиция ответственность; уважение к историческому прошлому.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история

  • культурология

Предварительные знания

ССП, СПП и знаки препинания.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

Создание положительного эмоционального настроя

«Солнечный зайчик»

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их.

Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, носу, на ротике, щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3) раза.


Релакс- музыка


Переход к теме

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Учащиеся читают и комментируют эпиграф, предполагают тему урока.

Предтекстовая работа.

Развитие речевых навыков.

(К) слушание и говорение – учащиеся читают и понимают текст, составляют вопросы.

(П) Учащиеся совершают виртуальное путешествие по древним городам Казахстана.



Учебник

Осмысление

Сообщение темы и целей урока. Работа с текстом.

Развитие речевых навыков: слушание и говорение.

Учебник




(К) Учащиеся в аудиозаписи слушают отрывок из поэмы М.Шаханова.

(П) Учащиеся самостоятельно выполняют задания на основе полученной информации.







Послетекстовая работа.

Развитие речевых навыков: говорение – развивать умение соблюдать речевые нормы, включая в высказывание лексические и синтаксические нормы. (П)Учащиеся читают текст и отвечают на проблемный вопрос, требующий от них сравнения, оценки и обоснования собственной точки зрения.

Учебник




Гимнастика для осанки

Упражнение «Ленивая кошечка»

  • Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.

  • Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Повторите упражнение несколько раз.

Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

Релакс- музыка




Закрепление изученного материала.

Учащимся необходимо составить два СПП и ССП, исходя из темы урока. Развитие речевых навыков: письмо – умение составлять ССП и СПП.




Рефлексия

Итог урока.

Метод «Три М и Д»

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на уроке.




В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Прочитайте отрывок поэмы М.Шаханова «Забытая идея Каирхана» («Заблуждение цивилизации»).



Уроки 35-36


Раздел: История и личность

Лексическая тема: Абиш Кекильбаев «Плеяды – созвездия надежд» Тема: Знаки препинания в ССП и СПП

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.3.1 - понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям.

Говорение:




9.2.5.1 - участвовать в дискуссии по предложенной проблеме,




синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения




проблемы.




Чтение:




9.3.6.1 - анализировать содержание художественных произведений,




выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения.




Письмо:




9.4.7.1 - применять знаки препинания в сложносочиненных и




сложноподчиненных предложениях.




Использование языковых единиц:




9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • понимать содержание прозаических произведений;

  • участвовать в дискуссии по предложенной проблеме;

  • применять знаки препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

Критерии оценивания

Все учащиеся смогут:

Понимать основную и детальную информацию произведения. Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме.

Составлять план.

Большинство учащихся смогут:

Определять мысль и идею произведения. Назвать произведения А. Кекильбаева.

Выписать из произведения ССП и ССП.

Некоторые учащиеся смогут:




Синтезировать различные точки зрения и формулировать пути решения.

Найти дополнительную информацию о творчестве А. Кекильбаева.


Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • понимает содержание прозаических произведений, но не умеет определить позицию автора;

  • участвует в дискуссии.




Учащийся на уровне В

  • понимает содержание прозаических произведений, но находит в тексте не все слова, помогающие определить позицию автора;

Учащийся на уровне С

  • участвует в дискуссии по предложенной проблеме, синтезирует различные точки зрения и формулирует пути решения проблемы.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение к истории и историческому прошлому.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история

  • астрономия

Предварительн ые знания

СПП и знаки препинания в них.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку

Создание положительного эмоционального настроя.
«Релаксация»
Я предлагаю вам немного расслабиться. Представьте себе, что вы нежитесь на мягком-мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно.

Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает все ваше тело. Вы спокойно отдыхаете... Отдыхают ручки, отдыхают ножки. Приятное тепло охватывает все ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваши руки, ноги, все тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете…Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение.
Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счет «три» откройте глаза.


Релакс- музыка


Переход к теме

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание Предтекстовая работа
Развитие речевых навыков: говорение – учащиеся читают и понимают эпиграф, предполагают тему урока. (К) Учащиеся работают с глоссарием, знакомятся с биографией А. Кекильбаева.

(И) Учащиеся осмысливают текст, составляют план.

Учебник Словарь

Осмысление

Сообщение темы и целей урока.

Учебник




Работа с текстом.

Развитие речевых навыков: чтение и говорение.

(И) Учащиеся читают текст, применяя метод «Чтение с пометками».

(П) Учащиеся отвечают на вопросы на основе прочитанного, аргументируют свою точку зрения. Выражают свое отношение к авторской позиции.







Закрепление грамматического материала. Учащиеся по данному началу, используя слова для справок, конструируют сложные предложения.

Учебник




Послетекстовая работа
(К) Учащиеся читают и анализируют текст, дают собственную оценку личности Абулхаира.

Учащиеся сопоставляют исторические события и действия героев, выявляют позицию автора и аргументируют.

Тетрадь




Гимнастика для глаз

Упражнение «Жмурки». Учащиеся с усилием зажмуривают глаза в течение 3-4 секунд. После чего открывают их на такое же время. Обладает расслабляющим эффектом и при этом укрепляет мышцы.

Релакс- музыка

Рефлексия

Итог урока.
«Лесенка успеха»
Каждая ступень – один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
Стратегия формативного оценивания: «Оценка

«превращения» знаний и достижения целей: учащиеся строят высказывания «Я не знал…- Теперь я знаю…».




В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Напишите эссе на тему «Хан Абулхаир. Надежды и чаяния».
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   23




Урок 38


Раздел: Реальность и фантазия Лексическая тема: Загадочный мир

Тема: СПП с несколькими придаточными

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

(ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.5.1 - прогнозировать содержание текста на основе утверждений.

Говорение:

9.2.4.1 - создавать высказывание (рассуждение, убеждение),




используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую




аудиторию.




Чтение:




9.3.4.1. - использовать виды чтения, владеть техниками




критического мышления при чтении.




Письмо:




9.4.7.1. - применять знаки препинания в сложноподчиненных




предложениях с несколькими придаточными.




Использование языковых единиц:




9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • соотносить виды придаточных предложений и союзы;

  • прогнозировать содержание текста;

  • применять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными.



Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

Используя алгоритм, произвести разбор СПП с несколькими придаточными.

Используя иллюстрации, определить тему текста.

Большинство учащихся смогут:

Соотнести союзы и виды придаточных предложений. Определить по иллюстрациям тематику текста.

Сформулировать предложения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

Некоторые учащиеся смогут:

Выписать СПП с несколькими придаточными. Составить ПОПС-формулу.


Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • создает высказывание;

  • допускает речевые недочеты.

Учащийся на уровне В

  • использует в высказывании 2-3 приема привлечения внимания.

Учащийся на уровне С

  • прогнозирует содержание текста;





  • не допускает речевых недочетов;

  • использует простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»:

бережное отношение к окружающей среде, развитие эстетических чувств через восприятие окружающего мира.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • география

  • искусство

Предварительные знания

СПП и знаки препинания в них.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
(К) Создание положительного эмоционального настроя
«Земля»
Ученики должны установить контакт с землей,

«заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.


Релакс- музыка




Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Предтекстовая работа
(К) Развитие речевых навыков: говорение – создавать устное высказывание по пройденному материалу.

Фронтальный опрос по пройденному материалу. Проверка усвоения грамматического материала.
Письменная работа.

(И) Развитие речевых навыков: письмо – уметь соотносить союзы и виды придаточных предложений. Соотнести союзы и виды придаточных (развитие мыслительных навыков: анализ, синтез).
(К) Работа с глоссарием: достояние, достоинство, глумиться.

Учебник


Тетрадь

Словарь




Учащиеся составляют словосочетания с данными словами, определяют способ связи.




Осмысление

Сообщение темы и целей урока

Учитель настраивает детей на грамматическую тему раздела.

Изучение новой темы.

Работа с текстом.

Развитие речевых навыков: слушание – умение слушать рассказчика в лице учителя.

Учитель знакомит с алгоритмом по определению способов подчинения.

Работа с несплошным текстом.

Развитие речевых навыков: говорение – предположить тематику текста по иллюстрациям.

Работа с учебником и визуальным материалом. (П)Учащимся предлагается определить по иллюстрациям тематику текста (прогнозирование текста), сформулировать предложение о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

Учащиеся знакомятся с новой лексикой.

Развитие речевых навыков: говорение – создавать устное высказывание с целью привлечения внимания. (И) Работа с текстом, учащиеся читают текст, определяют основную мысль.

(Г) Учащимся необходимо объяснить орфограммы, раскрыть скобки, выписать СПП с несколькими придаточными, произвести их разбор, используя алгоритм.

(П) Использование стратегии критического мышления

«ПОПС-формула».

Развитие мыслительных навыков – анализ, синтез. Учащиеся составляют ПОПС-формулу к тексту, высказывая свое мнение о прочитанном.



Учебник

Учебник, тетрадь







Музыка на выбор учителя




Закрепление.

Послетекстовая работа

Учащиеся самостоятельно читают текст, выписывают ключевые слова, отмечают понравившиеся эпизоды, кратко записывают содержание текста (уровень

Учебник