Файл: Разработка и условия реализации проекта по совершенствованию организационной культуры (на примере ооо ашан).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Факультет
Экономики и таможенного дела
Кафедра
«Экономики и управление»
Направление
подготовки
38.03.02 Менеджмент
Направленность
(профиль)
«Управление проектами»
Курс 4 Группа
МТ(УП)1-З/Бу/КЗ19
Форма обучения заочная
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Кузьминой Ксении Андреевны
(Фамилия, имя, отчество обучающегося)
на тему: «Разработка и условия реализации проекта по совершенствованию организационной культуры (на примере ООО «АШАН»)»
Научный руководитель
Наширванова Яна Фаридовна, к.э.н., доцент
(Фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность)
Работа допущена к защите
Заведующий кафедрой
_____________
Наширванова Я.Ф. подпись
«20» мая 2023г.
2
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»
КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Факультет
Экономики и таможенного дела
Кафедра
Экономики и управления
Направление
подготовки
38.03.02 Менеджмент
Направленность
(профиль)
«Управление проектами»
Курс 4 Группа
МТ(УП)1-З/Бу/КЗ19
Форма обучения заочная
УТВЕРЖДАЮ заведующий кафедрой
_________ /Я.Ф. Наширванова
«03» апреля 2023г.
ЗАДАНИЕ
НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ
Кузьминой Ксении Андреевны
(фамилия, имя, отчество)
1. Тема работы Разработка и условия реализации проекта по совершенствованию организационной культуры (на примере ООО «АШАН») утверждена приказом по институту от «29» марта 2023г. № 272-О
2. Срок сдачи законченной работы 20.05.2023г.
3. Исходные данные к работе: специальная и периодическая литература, электронные ресурсы, материалы преддипломной практики
4. Перечень подлежащих разработке вопросов
1 Теоретические аспекты разработки проекта по совершенствованию организационной культуры предприятия
2 Разработка проекта по совершенствованию организационной культуры предприятия (на примере ООО «АШАН)
3
Оценка экономической эффективности реализации проекта по совершенствованию организационной культуры предприятия (на примере ООО
«АШАН)
5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных чертежей) не предусмотрено
3 6. Календарный план выполнения выпускной квалификационной работы
№ п/п
Наименование этапов выпускной квалификационной работы
Срок выполнения этапов выпускной работы
1.
Составление задания на выполнение ВКР и утверждение его научным руководителем
03.04.2023 2.
Изучение и подбор специальной литературы
04.04.2023-
06.04.2023 3.
Разработка и представление на проверку первой главы
07.04.2023-
12.04.2023 4.
Разработка и представление на проверку второй главы
12.04.2023-
5.
Разработка и представление на проверку третьей главы
21.04.2023 6.
Координирование с научным руководителем заключения ВКР
22.04.2023-
7.
Представление завершенной ВКР научному руководителю для получения отзыва
27.04.2023 8.
Предварительная защита ВКР
28.04.2023-
07.05.2023 9.
Представление законченной ВКР заведующему кафедрой для получения допуска к защите
08.05.2023
Обучающийся Кузьмина К.А.
(Ф.И.О)
Руководитель Наширванова Я.Ф.
(Ф.И.О)
________________________
___________________
(подпись)
(подпись)
«03» апреля 2023 г.
«03» апреля 2023 г.
4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
5 1 Теоретические аспекты разработки проекта по совершенствованию организационной культуры предприятия
7 1.1 Понятие проекта и методы управление проектами
7 1.2 Организационная культура: понятие, сущность и особенности формирования
13 1.3 Ключевые требования к формированию эффективной организационной культуры предприятия
20 2 Разработка проекта по совершенствованию организационной культуры предприятия (на примере ООО «АШАН)
24 2.1 Общая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
24 2.2 Анализ организационной культуры предприятия
31 2.3 Инициация и мониторинг проекта по совершенствованию организационной культуры предприятия
45 3 Оценка экономической эффективности реализации проекта по совершенствованию организационной культуры предприятия (на примере
ООО «АШАН)
50
Заключение
55
Список использованных источников
60
Приложения
5
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследованияобусловлена тем, что в настоящее время все чаще возникает потребность в изучении организационной культуры. Умелое управление организационной культурой является большим преимуществом организации. Совершенствование организационной культуры позволяет сделать коллектив более сплоченным и производительным, формирует ее имидж, создает внешний и внутренний образ организации.
По мере развития рыночной экономики в условиях глобализации конкурентоспособность становится одной из центральных проблем не только экономической, но и социальной жизни. В свою очередь в условиях развития информационных процессов все более важную роль в конкуренции начинают играть так называемые мягкие факторы конкурентоспособности, факторы институционального характера, связанные с отношениями между людьми. Эти факторы концентрируются в понятии организационной культуры, которая является важным институтом современных социально-экономических отношений, элементом социального капитала экономических систем, важным фактором конкурентоспособности организации.
Актуальность и недостаточная методологическая проработанность темы организационной культуры и её влияния на конкурентные преимущества компании обусловили выбор темы, определили цель, задачи и поисковый характер исследования.
Объект исследования - ООО «АШАН».
Предмет исследования
- организационная культура как фактор повышения конкурентоспособности организации (на примере ООО «АШАН»).
Целью исследования является разработка проекта совершенствования организационной культуры в повышении конкурентоспособности организации на примере ООО «АШАН».
В соответствии с этой целью в выпускной квалификационной работе были поставлены и реализованы следующие задачи:
6
- рассмотреть теоретические аспекты формирования организационной культуры предприятия;
- провести анализ организационной культуры ООО «АШАН»;
- проект рекомендаций по совершенствованию организационной культуры для повышения конкурентоспособности ООО «АШАН».
Методы исследования выпускной квалификационной работы: метод анализа, наблюдения, сравнения, обобщения.
Теоретико-методологическая базавыпускной квалификационной работы составили труды специалистов в области изучения и совершенствования организационной культуры, управления проектами, управления персоналом и управления человеческими ресурсами.
Информационная база работы: научная, учебная, периодическая литература, интернет-источники, Устав, документы исследуемого предприятия.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении ВКР обосновывается актуальность темы исследования и сформулированы конкретные задачи, которые должны быть решены выпускной квалификационной работе. В главе 1 изложены теоретические аспекты исследования роли организационной культуры в повышении конкурентоспособности предприятия.
Во главе 2 проведен анализ организационной культуры в повышении конкурентоспособности ООО
«АШАН», а также разработан проект рекомендаций по совершенствованию организационной культуры с целью повышения конкурентоспособности предприятия. В заключении сформулированы общие выводы по проделанной работе, а также определены направления дальнейшей работы по совершенствованию организационной культуры организации ООО «АШАН».
7 1 Теоретические аспекты разработки проекта по совершенствованию организационной культуры предприятия
1.1 Понятие проекта и методы управление проектами
Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг.
«Временное» означает, что у любого проекта есть начало и непременно наступает завершение, когда достигаются поставленные цели, либо возникает понимание, что эти цели не могут быть достигнуты. «Уникальных» означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных продуктов и услуг.
Уникальность продуктов или услуг проекта обусловливает необходимость последовательного уточнения их характеристик по мере выполнения проекта.
В качестве примеров проектов можно привести строительство, разработку любой новой продукции, проведение ремонтных работ, внедрение информационной системы на предприятии, проведение избирательной кампании, съемки кинофильма и многое другое, что отвечает приведенному определению.
Управление проектами - это приложение знаний, опыта, методов и средств к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту, и ожиданий участников проекта. Чтобы удовлетворить этим требованиям и ожиданиям, необходимо найти оптимальное сочетание между целями, сроками, затратами, качеством и другими характеристиками проекта.
Управление проектами подчиняется четкой логике, которая связывает между собой различные области знаний и процессы управления проектами.
Прежде всего, у проекта обязательно имеются одна или несколько целей.
Под целями мы будем далее понимать не только конечные результаты проекта, но и выбранные пути достижения этих результатов (например, применяемые в проекте технологии, система управления проектом).
Достижение целей проекта может быть реализовано различными
8 способами. Для сравнения этих способов необходимы критерии успешности достижения поставленных целей. Обычно в число основных критериев оценки различных вариантов исполнения проекта входят сроки и стоимость достижения результатов. При этом запланированные цели и качество обычно служат основными ограничениями при рассмотрении и оценке различных вариантов.
Конечно, возможно использование и других критериев, и ограничений, в частности ресурсных.
Для управления проектами необходимы рычаги. Влиять на пути достижения результатов проекта, цели, качество, сроки и стоимость исполнения работ можно, выбирая применяемые технологии, состав, характеристики и назначения ресурсов на выполнение тех или иных работ. Таким образом, применяемые технологии и ресурсы проекта можно отнести к основным рычагам управления проектами. Кроме этих основных существуют и вспомогательные средства, предназначенные для управления основными.
К таким вспомогательным рычагам управления можно отнести, например, контракты, которые позволяют привлечь нужные ресурсы в нужные сроки. Кроме того, для управления ресурсами необходимо обеспечить эффективную организацию работ. Это касается структуры управления проектом, организации информационного взаимодействия участников проекта, управления персоналом.
Информация, используемая в управлении проектами, обычно не бывает стопроцентно достоверной. Учет неопределенности исходной информации необходим и при планировании проекта, и для грамотного заключения контрактов. Анализу и учету неопределенностей посвящен анализ рисков.
Любой проект в процессе своей реализации проходит различные стадии, называемые в совокупности жизненным циклом проекта (Рисунок 1.1.1).
Для реализации различных функций управления проектом необходимы действия, которые в дальнейшем именуются процессами управления проектами.
Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько его требуется для получения конечного результата. Концепция проекта, однако, не противоречит концепции фирмы или предприятия и вполне
9 совместима с ней. Более того, проект часто становится основной формой деятельности фирмы. В современном понимании проекты - это то, что изменяет наш мир: строительство жилого дома или промышленного объекта, программа научно-исследовательских работ, реконструкция предприятия, создание новой организации, разработка новой техники и технологии, сооружение корабля, создание кинофильма, развитие региона, - это все проекты.
Рисунок 1.1.1 – Жизненный цикл проекта
Управление проектами - синтетическая дисциплина, объединяющая как специальные, так и профессиональные знания. Специальные знания отражают особенности той области деятельности, к которой относятся проекты
(строительные, инновационные, образовательные, экологические, исследовательские, организационные и др.).
Методы управления проектами позволяют:
- определить цели проекта и провести его обоснование;
- выявить структуру проекта (подцели, основные этапы работы, которые предстоит выполнить);
- определить необходимые объемы и источники финансирования;
- подобрать исполнителей, в частности, через процедуры торгов и конкурсов;
- подготовить и заключить контракты;
10
- определить сроки выполнения проекта, составить график его реализации, рассчитать необходимые ресурсы;
- рассчитать смету и бюджет проекта;
- планировать и учитывать риски;
- обеспечить контроль за ходом выполнения проекта и многое другое.
Управление проектами - методология (говорят также - искусство) организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству и удовлетворению участников проекта. Представляет интерес так называемая «процессная» концепция управления проектами, получившая распространение на Западе. Суть ее состоит в том, что сложная интегрированная природа управления проектами описывается через процессы, из которых оно состоит, и их взаимосвязи. В данном случае под процессами понимаются действия и процедуры, связанные с реализацией управления.
Методы управления проектами – это методология деятельности, направленной на организацию персонала для получения положительного результата проекта посредством применения наиболее эффективного способа его реализации.
Самые распространенные методы описаны ниже:
1. Классический метод управления проектами. Наиболее очевидным способом управления проектами выступает разделение процесса исполнения того или иного проекта на ряд последовательных этапов. Именно линейная структура является базой осуществления традиционного проектного управления.
Классический метод управления проектами предусматривает выделение следующих этапов:
- этап инициации. На этом этапе определяются требованиями к проекту.
Для этапа характерно проведение совещаний и «мозговых штурмов»,
11 результатом которых становится предполагаемый продукт проекта;
- этап планирования. Данный этап характеризуется определением того, как будет осуществляться достижение цели, определенной ранее. Команда проекта осуществляет уточнение и детализацию целей и результатов проекта, определяет состав работ. Данная информация выступает основой формирования календарного плана и бюджета, оценки рисков и выявления заинтересованных лиц;
- этап разработки. Реализация данного этапа осуществляется не у всех проектов, поскольку зачастую он является частью этапа планирования. Наиболее характерно наличие этого этапа для технологических проектов. Данный этап предназначен для определения конфигурации проекта и его продуктов, а также технических способов достижения необходимого результата;
- этап реализации и тестирования. Этот этап включает в себя основную работу по проекту, то есть непосредственное создание продукта. В ИТ-проектах это может быть написание кода, в строительных – возведение сооружений и так далее. Суть этого этапа состоит в реализации разработанных планов проекта, осуществлении контроля определенных показателей. Также на этом этапе проект подвергается тестированию на соответствие требованиям. Результатом тестирования является выявление недостатков и их исправление;
- этап мониторинга и завершения проекта. Содержание данного этапа управления проектами может различаться в зависимости от сложности проекта.
В определенных случаях этот этап может включать в себя просто передачу заказчику продукта проекта. В другом случае речь идет о длительном процессе взаимодействия с заказчиком, направленном на улучшение проекта и повышение степени удовлетворенности его результатом.
Классический метод управления проектами составляет основу для всех других методов управления проектами. Данный метод применяется по отношению к проектам, которые имеют строгие ограничения относительно последовательности их исполнения.
Основным преимуществом данного метода является то, что заказчик и