Файл: Разработка и условия реализации проекта по совершенствованию организационной культуры (на примере ооо ашан).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
22 сравнение организационнвх культур различных фирм, формирование представления о типичной культуре использование количественных методов является единственно возможным.
2. Наряду с количественными методами в исследовании использованы качественные (прямые) методы, в частности, проведены глубинные интервью с руководителями предприятий. Во-первых, они дает возможность выявить субъективную оценку высшего менеджмента организации, т.к. именно руководитель организации является ключевым фактором формирования организационной культуры организации. Во-вторых, отсутствие единого мнения в научной литературе по данной проблеме побуждает выявить ключевые моменты исследуемого предмета непосредственно
«на практике» и сформировать концепцию организационной культуры. В-третьих, специальная разработка инструментария на основе количественных методов считается бессмысленным для изучения мнения высшего руководства в рамках данного исследования.
В качестве основы для диагностики организационной культуры предприятий использованы две методики: параметры национальной культуры
Г. Хофстеде и метод OCAI (Organizational Culture’s Analyze Instrument), разработанный К. Камероном и Р. Куинном. Данные методики апробированы к российским условиям, что подтверждено рядом исследований.
Для проведения анализа организации рассмотрим метод OCAI более подробно.
Метод OCAI базируется на классификации организационной культуры по значениям шкал «стабильность – гибкость» и «внутренняя ориентация – внешняя ориентация». Авторы выделяют четыре типа культур: иерархическая, рыночная, адхократическая и клановая. Инструментарий, используемый в методе OCAI, предполагает выявление характеристик организационной культуры фирмы по шести ключевым направлениям [19, с.98]: важнейшие характеристики организации
(черты, которые отражают особенности организации); общий стиль лидерства в организации (черты, присущие лидеру
23 организации); стратегические цели (характер ориентации организации на развитие); критерий успеха (элементы трудовой деятельности, которые воспринимаются как успех в данной организации); связующая сущность
(содержание элементов, объединяющих коллектив); стиль управления сотрудниками (черты, отличающие организацию при управлении персоналом).
Также для эффективной работы необходимо проводить оценку качества персонала. А именно по возрасту, стажу работы, гендеру и образованию. Эти данные помогут для формирования правильной культуры организации. Старшее поколение обращает внимание на официальное оформление (отчисления на пенсию), льготы, ДМС и многие другие социальные преимущества. Когда населения более младшего возраста интересует брэнд организации на рынке и ее репутация среди сверстников.
Таким образом, для предприятия особенно важно, чтобы каждый сотрудник разделял принципы организационной культуры, принятые на его предприятии. Среди ключевых особенностей формирования организационной культуры в организациях можно выделить: стандарты обслуживания; мини- семинары: практика ежедневных тренингов, девиз, настрой; отношения работников строятся по принципу «большая семья», что обеспечивает высокую мотивацию на проявление активности и вовлеченность всех в общее дело.
Существуют количественные и качественные методы исследования организационной культуры предприятия.
24 2 Разработка проекта по совершенствованию организационной культуры предприятия (на примере ООО «АШАН)
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
Объектом исследования ВКР выступает компания ООО «АШАН» - основной вид деятельности которой – торговля товарами народного потребления.
Смысл деятельности компании АШАН: повышать покупательную способность за счет низких цен и улучшать качество жизни как можно большего количества покупателей и делать это вместе с ответственными, профессиональными, увлеченными своим делом и уважаемыми сотрудниками.
Ценности, лежащие в основе деятельности компании: доверие; партнерство; развитие.
Groupe Auchan SA (произносится Oша́н) - французская сеть супермаркетов, представленная во многих странах мира. Один из крупнейших ритейлеров в мире. Штаб-квартира - в городе Лилль (Франция). Номинально,
Ашан является главным структурным подразделением семейной мегакорпорации «Ассоциация семьи Мюлье».
Основной целью Общества является получение прибыли путем ведения коммерческой деятельности.
Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
«АШАН» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде.
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Компания начала свою деятельности в 1961 году. В 1961 Жерар Мюлье,
25 имея опыт работы в семейной текстильной компании, открывает свой первый магазин АШАН в Рубе (Франция), в бывшем заводском здании площадью 600 метров. Залогом успеха его предприятия стали следующие принципы: максимальное удовлетворение потребностей клиентов, учет человеческого фактора и постоянное развитие.
Основа кадровой политики - предоставить сотрудникам компании максимальные возможности для развития, одновременно разделяя ответственность и знания. Для наглядности рассмотрим организационную структуру магазина (Рисунок 2.1.1).
Рисунок 2.1.1 – Организационная структура гипермаркета АШАН
Дир ек то р ма га зина
Рукводитель сектора свежие продукты
Менеджеры направления
Бригадиры направления
Руководитель сектора непродовольственные товары
Менеджеры направления
Бригадиры направления
Менеджеры клиентского сервиса
Специлисты клиентского сервиса
Бизнес-партнер по персоналу
Бизнес-партнер по улучшению операционных результатов
Менеджер безопасности
Менеджер приемки свежих продкутов/декорации
Бригадир приемки свежих продуктов
Эксперт по санитарной безопасности
Менеджер ОТП
Бригадир ОТП
26
Организационная структура АШАН показывает, что связи между отделами линейные. То есть приказы идут от начальника - подчиненным. Каждое подразделение ведет себя обособленно.
В зависимости от размера отдела, может быть назначено разное количество менеджеров и бригадиров. Вверху данной организационной структуры находится директор магазина.
Так же Приложение 1 – организационная схема за май 2023 года гипермаркета в ТЦ Парк Хаус.
Первый гипермаркет «АШАН» в России открылся 28 августа 2002 года в
Мытищах. Именно тогда началась новая эпоха в современной торговле. Это был новый незнакомый формат для российского клиента: просторные светлые магазины, гигантские полки с тысячами продовольственных и непродовольственных товаров, огромные тележки
На сегодняшний день АШАН – один из лидеров российского рынка, победитель рейтинга розничной торговли «ТОП-200», организованного НТА и
ТПП РФ, обладает международными сертификатами качества в области производства и реализации продовольственных и непродовольственных товаров, а также сертификатом качества системы экологического менеджмента.
В 2018 году – победитель в номинациях «Лучшая СТМ года», «Лучший дизайн упаковки СТМ» и «Лучшая СТМ в среднем сегменте» Премии Private
Label Awards (by IPLS). В апреле 2017 года компания получила четыре премии в рамках International Private Label Show, в том числе в категории «Лучшая СТМ в эконом-сегменте». В 2016 году в рамках конкурса Торгово-Промышленной палаты РФ «Золотой Меркурий» торговая сеть признана «Лучшей иностранной компанией, работающей на российском рынке». В 2015, 2016 и 2017 АШАН становится крупнейшей иностранной компанией в России по версии журнала
Forbes. В 2015 компания признана победителем рейтинга розничной торговли
«ТОП-200», организованного НТА и ТПП РФ.
В настоящее время АШАН является сетью гипермаркетов по продаже товаров народного потребления.
27
Основа успешного развития компании заключается в том, что, увеличивая покупательскую способность все большего количества клиентов, предлагая широкий ассортимент качественных товаров по ценам на 10 – 20% ниже, чем у конкурентов – залог успеха проекта «АШАН» в России.
Рисунок 2.1.2 – Магазины АШАН по всему миру на конец 2022 года
На конец 2022 года ООО "АШАН" в России имеет 230 магазинов (Рисунок
2.1.2). Из них 94 гипермаркета и 136 супермаркетов. По сравнению с другими странами у нас пока нет Convenience stores (круглосуточные магазины у дома) и
Click & Collect (технология, забрать заказ в доступной офлайн-точке).
Представленный анализ финансового состояния ООО "АШАН" выполнен за период 2020-2022гг. на основе данных бухгалтерской отчетности организации
(Таблица 2.1.1).
28
Таблица 2.1.1 - Структура имущества и источники его формирования
Показатель
Значение показателя
Изменение +/- в тыс. руб. в % к валюте баланса
тыс. руб.
(гр.4-гр.2)
± %
((гр.4- гр.2) : гр.2)
31.12.2020 31.12.2021 31.12.2022 на начало
(31.12.2020) на конец
(31.12.2022)
1 2
3 4
5 6
7 8
Актив
1. Внеоборотные активы
79 761 274 76 854 792 74 216 211 55,2 60,4
-5 545 063
-7 в том числе: основные средства
51 684 695 49 606 024 47 142 411 35,8 38,4
-4 542 284
-8,8 нематериальные активы
269 408 342 097 579 320 0,2 0,5
+309 912
+115 2. Оборотные, всего
64 757 234 48 908 319 48 604 139 44,8 39,6
-16 153 095 -24,9 в том числе: запасы
20 954 250 21 662 391 22 274 120 14,5 18,1
+1 319 870 +6,3 дебиторская задолженность
37 822 899 19 112 835 15 190 059 26,2 12,4
-22 632 840 -59,8 денежные средства и краткосрочные финансовые вложения
4 839 701 6 982 297 10 009 213 3,3 8,1
+5 169 512 +106,8
Пассив
1. Собственный капитал
62 583 973 63 208 607 67 910 791 43,3 55,3
+5 326 818 +8,5 2. Долгосрочные обязательства, всего
25 485 330 14 418 689 11 724 860 17,6 9,5
-13 760 470 -54 в том числе: заемные средства
22 850 000 11 970 898 8 850 000 15,8 7,2
-14 000 000 -61,3 3. Краткосрочные обязательства*, всего
56 449 205 48 135 815 43 184 699 39,1 35,2
-13 264 506 -23,5 в том числе: заемные средства
16 688 675 5 176 903 6 181 156 11,5 5
-10 507 519 -63
Валюта баланса
144 518 508 125 763 111 122 820 350 100 100
-21 698 158 -15
Активы по состоянию на 31.12.2022 характеризуются следующим соотношением: 60,4% внеоборотных активов и 39,6% текущих. Активы организации в течение анализируемого периода (с 31 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г.) уменьшились на 21 698 158 тыс. руб. (на 15%). Хотя имело место снижение активов, собственный капитал увеличился на 8,5%, что, в целом, свидетельствует о положительной динамике имущественного положения организации.
Структура активов организации в разрезе основных групп представлена ниже на диаграмме (Рисунок 2.2.3):
29
Рисунок 2.2.3 – Структура активов ООО «АШАН»
Снижение величины активов организации связано, в первую очередь, со снижением следующих позиций актива бухгалтерского баланса (в скобках указана доля изменения статьи в общей сумме всех отрицательно изменившихся статей):
- дебиторская задолженность – 22 632 840 тыс. руб. (77,4%)
- основные средства – 4 542 284 тыс. руб. (15,5%)
Одновременно, в пассиве баланса наибольшее снижение наблюдается по строкам:
- долгосрочные заемные средства – 14 000 000 тыс. руб. (50,6%)
- краткосрочные заемные средства – 10 507 519 тыс. руб. (37,9%)
- кредиторская задолженность – 2 991 397 тыс. руб. (10,8%)
Среди положительно изменившихся статей баланса можно выделить "денежные средства и денежные эквиваленты" в активе и "нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" в пассиве (+5 169 512 тыс. руб. и +5 326 818 тыс. руб. соответственно). На 31 декабря 2022 г. собственный капитал организации составил 67 910 791,0 тыс. руб. В течение анализируемого периода имело место явное повышение собственного капитала, составившее 5 326 818,0 тыс. руб.
Далее проведем оценку чистых активов с уставным капиталом (Таблица
1.2.1).
30
Таблица 1.2.1 - Оценка стоимости чистых активов организации
Показатель
Значение показателя
Изменение в тыс. руб. в % к валюте баланса тыс. руб.
(гр.4-гр.2)
± %
((гр.4-гр.2) : гр.2)
31.12.2020 31.12.2021 31.12.2022 на начало
(31.12.2020) на конец
(31.12.2022)
1 2
3 4
5 6
7 8
1. Чистые активы 62 583 973 63 208 607 67 910 791 43,3 55,3
+5 326 818
+8,5 2. Уставный капитал
16 772 051 16 772 051 16 772 051 11,6 13,7
–
–
3. Превышение чистых активов над уставным капиталом (стр.1- стр.2)
45 811 922 46 436 556 51 138 740 31,7 41,6
+5 326 818
+11,6
Чистые активы организации на последний день анализируемого периода
(31.12.2022) намного (в 4 раза) превышают уставный капитал. Это положительно характеризует финансовое положение, полностью удовлетворяя требованиям нормативных актов к величине чистых активов организации. К тому же необходимо отметить увеличение чистых активов на 8,5% за весь рассматриваемый период. Превышение чистых активов над уставным капиталом и в то же время их увеличение за период говорит о хорошем финансовом положении организации по данному признаку.
На следующем графике наглядно представлена динамика чистых активов и уставного капитала организации (Рисунок 2.2.4).
Рисунок 2.2.4 – Динамика чистых активов и уставного капитала ООО
«АШАН»
31
Рынок, на котором функционирует
ООО
«АШАН» можно охарактеризовать следующим образом. В последнее время эксперты отслеживающие сектор розничной торговли забили тревогу. Все более проблемными становятся сети работающие в формате супер и гипермаркетов.
Покупатель потянулся от них к магазинам дискаунтерам. Кризисные ожидания и настроения потребителей вынуждают их включать режим экономии, делать только самые необходимые и безотлагательные покупки. Более внимательно контролировать и сравнивать ценники в различных торговых сетях. Даже имея свободные деньги, их стараются не тратить, а отложить.
Покупательская активность падает, что отразилось уже на доходах большинства магазинов. Исследования показывают, что на рынке супермаркетов ведущие сети уже теряют несколько процентов своего дохода из-за усилившейся миграции покупателей в магазины дискаунтеры.
Конечно, в самом процессе миграции покупателей нет ничего необычного, она была всегда. Однако, сейчас это не обычный обмен посетителями.
Покупатель начал целенаправленно смещаться в одном направлении - к магазинам дискаунтерам. Конечно ни «бизнес», ни «премиум» сегментам рынка исчезновение не грозит, однако существенно пострадать они могут.
2.2 Анализ организационной культуры предприятия
Для удобства анализа организационной культуры ООО «АШАН» возьмем один из гипермаркетов Ашан, который находится в Казани по адресу ул. Хусаина
Ямашева 33/46 (ТЦ Парк Хаус).
Система показателей, характеризующих трудовой потенциал гипермаркета АШАН представлена в Таблице 2.2.2.
В данной таблице рассмотрены такие показатели как: количество персонала, возрастной состав, стаж, гендер персонала и образование за 2020-
2022 года.