Файл: Сборник манипуляций уп пм 05 Медикосоциальная деятельность мдк 05. 01 Медикосоциальная реабилитация.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;
2) временные рамки — интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).
Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: в познавательной сфере, психологической сфере, эмоциональной сфере.
В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.
После определения целей обучения пациента медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время и продолжительность обучения.
Содержание обучения пациента может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни пациента.
Медицинская сестра должна привлекать пациента к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние.
4. Реализация плана обучения пациента. Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен
(плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение лучше отложить.
Для успешного обучения пациента можно использовать следующие методы:
• демонстрация — медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов,определение ЧДД, использование костылей, инъекции,измерение артериального давления и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;
• консультирование — медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
• разыгрывание ролей — очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам
; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.
Схема обучения состоит из пяти этапов:
1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.
В процессе обучения пациента необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос — ответ», подчеркивать информацию, важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.
Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.
5. Оценка результатов обучения пациента. После реализации плана обучения медработник оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.
Проведение психотерапевтических бесед с тяжелобольными и умирающими пациентами
Очень часто люди умирают в одиночестве. Известное философское изречение: "Человек всегда умирает в одиночку" нередко понимают слишком буквально и оправдывают им защитное отгораживание от умирающего. Но страх смерти и боль становятся еще сильнее, если оставить человека одного.
-
К умирающему нельзя относиться как к уже умершему. Его надо навещать и общаться с ним. -
Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности. -
На благо умирающему должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие. -
Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать посетителей. -
Речь умирающих часто бывает символичной. Для лучшего ее понимания необходимо расшифровывать смысл используемых символов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится. -
Не следует трактовать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п.
Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, — это наша личность. Конечно, мы не представляем собой идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.
Алгоритмы ухода за стомами.
Алгоритм ухода за трахеостомой:
Цель: облегчить дыхание больного и уход за ним
Подготовка:
-
Установить с пациентом доверительное отношение -
Объяснить механизм проведения процедуры и получить согласие на ее проведение
Оснащение:
-
трахеотомическая трубка; -
стерильные марлевые салфетки; -
спирт; -
ершик; -
мыльный раствор; -
емкость с дез. раствором; -
перчатки; маску; -
0,02% раствор фурацилина; -
стерильный лоток; -
стерильный пинцет; -
стерильные ножницы; -
стерильный шпатель; -
пасту Лассара; -
контейнер для мусора и ширму.
Последовательность действий:
-
поставить ширму -
вымыть руки (гигиенический уровень) -
надеть перчатки и маску -
отвести запор-флажок наружной трахеостомической трубки в положение «вверх»; -
взять «ушки» внутренней трахеостомической трубки большим и указательным пальцами и плотно зафиксировать в руке; -
извлечь за «ушки» в направлении «от себя» дугообразным движением внутреннюю трубку из основной трубки; -
обработать внутреннюю трубку и отмыть ее от корок и слизи ершиком в емкости с мыльным раствором; -
промыть трубку под проточной водой; -
обработать трубку 0,02% раствором фурацилина; просушить трубку стерильной салфеткой; -
фиксировать пластинку наружной трубки большим и указательным пальцами правой руки; -
ввести в отверстие наружной трубки внутреннюю трубку, фиксируя ее и перевести замок-флажок в положение «вниз»; -
чтобы избежать мацерации кожи вокруг трахеостомы, необходимо, не вынимая трубки, обрабатывать кожу; -
положить в стерильный почкообразный лоток достаточное количество ватных шариков и залить их раствором фурацилина и используя стерильный пинцет, обработать кожу вокруг стомы этими шариками, затем стерильными салфетками нанести пасту Лассара; -
снять перчатки и опустить их в контейнер; -
вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки; -
убрать ширму и заполнить документацию:
Внимание!
-
Чтобы трубка не смещалась при кашле и беспокойном поведении пациента, ее фиксируют с помощью тесемок, которые привязывают к ушкам на щитке трубки и завязывают сзади на шее. -
Так как при дыхании через стому воздух не увлажняется и не согревается, необходимо поддерживать влажность воздуха в палате путем развешивания влажных простыней или накладывания на стому двухслойной, смоченной водой стерильной салфетки, которую меняют по мере высыхания. -
Посоветовать пациенту во время прогулки в зимний период накладывать на отверстие трубки двухслойную марлевую повязку, а в летний период — повязку следует увлажнять водой. -
Колебание, поднесенной к стоме ниточки говорит о свободном дыхании -
Пищу пациент должен принимать спокойно, не разговаривая и не смеясь.
Сан Пин 2.1.3.2630-18.05.2010г- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющих медицинскую деятельность.
Алгоритм ухода за колостомой:
Цель: проведение искусственной дефикации
Подготовка:
-
установить с пациентом доверительное отношение -
объяснить механизм проведения процедуры и получить согласие на ее проведение;
Оснащение:
-
однокомпонентный и двухкомпонентный калоприемник; -
стерильные марлевые салфетки; -
3% раствор перекиси водорода; -
пасту Лассара; -
бумажный мешок для использованного калоприемника; -
мерку (трафарет), емкость с дезинфицирующим раствором; -
шпатель; -
перчатки; -
фартук; клеенку; -
стерильное вазелиновое масло; -
стерильные пинцеты; -
контейнер для мусора и ширму:
Последовательность действий:
-
поставить ширму; -
вымыть руки, надеть перчатки, маску и фартук.
Внимание!
Возможные осложнения (механическое раздражение кожи при смене калоприемника, раздражение кожи применяемыми химическими веществами, отклеивание пластины, грубая деформация кожи вокруг стомы, длительный срок наложения клеящей пластинки).
Сан Пин 2.1.3.2630-18.05.2010г- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющих медицинскую деятельность.
Алгоритм ухода за гастростомой:
Цель: питание пациента
Подготовка:
-
установить с пациентом доверительное отношение -
объяснить механизм проведения процедуры и получить согласие на ее проведение
Оснащение:
-
стерильный лоток; -
стерильные марлевые салфетки; -
кожные антисептики; -
паста Лассара; -
емкость с дезинфицирующим раствором; -
шпатель; -
перчатки; лейкопластырь; -
контейнер для мусора и ширму:
Последовательность действий:
-
поставить ширму; -
вымыть руки (гигиенический уровень), надеть перчатки, маску и фартук; -
вытереть кожу вокруг стомы, используя сухие марлевые салфетки; -
обработать кожу вокруг стомы марлевой салфеткой, смоченной антисептиком, или вымыть с мылом; -
промокнуть сухими стерильными салфетками кожу вокруг стомы; -
отработанные марлевые салфетки поместить в контейнер; -
нанести на кожу вокруг стомы с помощью шпателя пасту Лассара; -
вокруг стомы на кожу наложить 4 стерильные марлевые салфетки в виде «штанишек»; -
большой стерильной салфеткой (с вырезанным посередине отверстием для трубки стомы) прикрыть марлевые салфетки; -
зафиксировать большую салфетку с помощью лейкопластыря, не допуская складок вокруг стомы; -
помочь пациенту занять удобное положение, удостовериться, что он чувствует себя удовлетворительно; собрать мусор в контейнер; -
снять перчатки и опустить их в контейнер, вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки; -
убрать ширму и заполнить медицинскую документацию.
Внимание!
Обработку кожи вокруг стомы осуществляют ежедневно, поскольку желудочный сок, попадая на кожу, вызывает ее раздражение.
Сан Пин 2.1.3.2630-18.05.2010г- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющих медицинскую деятельность.
Алгоритм ухода за цистостомой
Цель: Предупреждение воспаления кожи вокруг цистостомы.
Оснащение:
-
раствор фурацилина 1:5 000, -
нитрата серебра 1:5 000 или калия перманганата бледно-розового цвета; -
3 % раствор перекиси водорода; -
96% спирт; -
шприц Жане; -
стерильный пинцет; -
стерильные ватные шарики и марлевые салфетки; -
мочеприемник; -
водяная баня; -
контейнер для мочи; -
лейкопластырь или специальный пояс с отверстием, резиновые перчатки.
Последовательность действий