Файл: Сборник манипуляций уп пм 05 Медикосоциальная деятельность мдк 05. 01 Медикосоциальная реабилитация.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;

2) временные рамки — интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);

3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).

Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: в познавательной сфере, психологической сфере, эмоциональной сфере.

В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.

После определения целей обучения пациента медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время и продолжительность обучения.

Содержание обучения пациента может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни пациента.

Медицинская сестра должна привлекать пациента к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние.

4. Реализация плана обучения пациента. Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен

(плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение лучше отложить.

Для успешного обучения пациента можно использовать следующие методы:

• демонстрация — медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов,определение ЧДД, использование костылей, инъекции,измерение артериального давления и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;

• консультирование — медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;

• разыгрывание ролей — очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам
; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.

Схема обучения состоит из пяти этапов:

1) изложение необходимой информации;

2) повторение пациентом всего, что он запомнил;

3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;

4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;

5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.

Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.

В процессе обучения пациента необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос — ответ», подчеркивать информацию, важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения пациента. После реализации плана обучения медработник оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.

Проведение психотерапевтических бесед с тяжелобольными и умирающими пациентами

Очень часто люди умирают в одиночестве. Известное философское изречение: "Человек всегда умирает в одиночку" нередко понимают слишком буквально и оправдывают им защитное отгораживание от умирающего. Но страх смерти и боль становятся еще сильнее, если оставить человека одного.

  • К умирающему нельзя относиться как к уже умершему. Его надо навещать и общаться с ним.

  • Следует внимательно выслушивать жалобы умирающего и заботливо удовлетворять его потребности.

  • На благо умирающему должны быть направлены усилия всех окружающих его людей. В общении с ним следует избегать поверхностного оптимизма, который вызывает подозрительность и недоверие.

  • Умирающие люди предпочитают больше говорить, чем выслушивать посетителей.

  • Речь умирающих часто бывает символичной. Для лучшего ее понимания необходимо расшифровывать смысл используемых символов. Обычно показательны жесты больного, рассказы и воспоминания, которыми он делится.

  • Не следует трактовать умирающего человека только как объект забот и сочувствия. Нередко окружающие с самыми лучшими намерениями пытаются решить, что лучше для умирающего. Однако чрезмерное принятие на себя ответственности уменьшает диапазон самостоятельности пациента. Вместо этого следует выслушать его, позволить ему участвовать в принятии решений о лечении, посетителях и т.п.


Самое большее, чем может воспользоваться умирающий человек, — это наша личность. Конечно, мы не представляем собой идеальное средство помощи, но все же наилучшим образом соответствующее данной ситуации. Пребывание с умирающим требует простой человеческой отзывчивости, которую мы обязаны проявить.

Алгоритмы ухода за стомами.

Алгоритм ухода за трахеостомой:

Цель: облегчить дыхание больного и уход за ним

Подготовка:

  • Установить с пациентом доверительное отношение

  • Объяснить механизм проведения процедуры и получить согласие на ее проведение

Оснащение:

  • трахеотомическая трубка;

  • стерильные марлевые салфетки;

  • спирт;

  • ершик;

  • мыльный раствор;

  • емкость с дез. раствором;

  • перчатки; маску;

  • 0,02% раствор фурацилина;

  • стерильный лоток;

  • стерильный пинцет;

  • стерильные ножницы;

  • стерильный шпатель;

  • пасту Лассара;

  • контейнер для мусора и ширму.

Последовательность действий:

  • поставить ширму

  • вымыть руки (гигиенический уровень)

  • надеть перчатки и маску

  • отвести запор-флажок наружной трахеостомической трубки в положение «вверх»;

  • взять «ушки» внутренней трахеостомической трубки большим и указательным пальцами и плотно зафиксировать в руке;

  • извлечь за «ушки» в направлении «от себя» дугообразным движением внутреннюю трубку из основной трубки;

  • обработать внутреннюю трубку и отмыть ее от корок и слизи ершиком в емкости с мыльным раствором;

  • промыть трубку под проточной водой;

  • обработать трубку 0,02% раствором фурацилина; просушить трубку стерильной салфеткой;

  • фиксировать пластинку наружной трубки большим и указательным пальцами правой руки;

  • ввести в отверстие наружной трубки внутреннюю трубку, фиксируя ее и перевести замок-флажок в положение «вниз»;

  • чтобы избежать мацерации кожи вокруг трахеостомы, необходимо, не вынимая трубки, обрабатывать кожу;

  • положить в стерильный почкообразный лоток достаточное количество ватных шариков и залить их раствором фурацилина и используя стерильный пинцет, обработать кожу вокруг стомы этими шариками, затем стерильными салфетками нанести пасту Лассара;

  • снять перчатки и опустить их в контейнер;

  • вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки;

  • убрать ширму и заполнить документацию:


Внимание!

  • Чтобы трубка не смещалась при кашле и беспокойном поведении пациента, ее фиксируют с помощью тесемок, которые привязывают к ушкам на щитке трубки и завязывают сзади на шее.

  • Так как при дыхании через стому воздух не увлажняется и не согревается, необходимо поддерживать влажность воздуха в палате путем развешивания влажных простыней или накладывания на стому двухслойной, смоченной водой стерильной салфетки, которую меняют по мере высыхания.

  • Посоветовать пациенту во время прогулки в зимний период накладывать на отверстие трубки двухслойную марлевую повязку, а в летний период — повязку следует увлажнять водой.

  • Колебание, поднесенной к стоме ниточки говорит о свободном дыхании

  • Пищу пациент должен принимать спокойно, не разговаривая и не смеясь.

Сан Пин 2.1.3.2630-18.05.2010г- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющих медицинскую деятельность.
Алгоритм ухода за колостомой:

Цель: проведение искусственной дефикации

Подготовка:

  • установить с пациентом доверительное отношение

  • объяснить механизм проведения процедуры и получить согласие на ее проведение;

Оснащение:

  • однокомпонентный и двухкомпонентный калоприемник;

  • стерильные марлевые салфетки;

  • 3% раствор перекиси водорода;

  • пасту Лассара;

  • бумажный мешок для использованного калоприемника;

  • мерку (трафарет), емкость с дезинфицирующим раствором;

  • шпатель;

  • перчатки;

  • фартук; клеенку;

  • стерильное вазелиновое масло;

  • стерильные пинцеты;

  • контейнер для мусора и ширму:

Последовательность действий:

  • поставить ширму;

  • вымыть руки, надеть перчатки, маску и фартук.

Внимание!

Возможные осложнения (механическое раздражение кожи при смене калоприемника, раздражение кожи применяемыми химическими веществами, отклеивание пластины, грубая деформация кожи вокруг стомы, длительный срок наложения клеящей пластинки).

Сан Пин 2.1.3.2630-18.05.2010г- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющих медицинскую деятельность.
Алгоритм ухода за гастростомой:

Цель: питание пациента


Подготовка:

  • установить с пациентом доверительное отношение

  • объяснить механизм проведения процедуры и получить согласие на ее проведение

Оснащение:

  • стерильный лоток;

  • стерильные марлевые салфетки;

  • кожные антисептики;

  • паста Лассара;

  • емкость с дезинфицирующим раствором;

  • шпатель;

  • перчатки; лейкопластырь;

  • контейнер для мусора и ширму:

Последовательность действий:

  • поставить ширму;

  • вымыть руки (гигиенический уровень), надеть перчатки, маску и фартук;

  • вытереть кожу вокруг стомы, используя сухие марлевые салфетки;

  • обработать кожу вокруг стомы марлевой салфеткой, смоченной антисептиком, или вымыть с мылом;

  • промокнуть сухими стерильными салфетками кожу вокруг стомы;

  • отработанные марлевые салфетки поместить в контейнер;

  • нанести на кожу вокруг стомы с помощью шпателя пасту Лассара;

  • вокруг стомы на кожу наложить 4 стерильные марлевые салфетки в виде «штанишек»;

  • большой стерильной салфеткой (с вырезанным посередине отверстием для трубки стомы) прикрыть марлевые салфетки;

  • зафиксировать большую салфетку с помощью лейкопластыря, не допуская складок вокруг стомы;

  • помочь пациенту занять удобное положение, удостовериться, что он чувствует себя удовлетворительно; собрать мусор в контейнер;

  • снять перчатки и опустить их в контейнер, вымыть (гигиенический уровень) и осушить руки;

  • убрать ширму и заполнить медицинскую документацию.

Внимание!

Обработку кожи вокруг стомы осуществляют ежедневно, поскольку желудочный сок, попадая на кожу, вызывает ее раздражение.

Сан Пин 2.1.3.2630-18.05.2010г- Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющих медицинскую деятельность.

Алгоритм ухода за цистостомой

Цель: Предупреждение воспаления кожи вокруг цистостомы.

Оснащение:

  • раствор фурацилина 1:5 000,

  • нитрата серебра 1:5 000 или калия перманганата бледно-розового цвета;

  • 3 % раствор перекиси водорода;

  • 96% спирт;

  • шприц Жане;

  • стерильный пинцет;

  • стерильные ватные шарики и марлевые салфетки;

  • мочеприемник;

  • водяная баня;

  • контейнер для мочи;

  • лейкопластырь или специальный пояс с отверстием, резиновые перчатки.

Последовательность действий