Файл: Сборник манипуляций уп пм 05 Медикосоциальная деятельность мдк 05. 01 Медикосоциальная реабилитация.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 9-3. Основные составляющие элементы психотерапевтического воздействия и источники аутогенной тренировки (цит. по Лобзину B.C. и др.). Гипноз — самостоятельный психотерапевтический метод. Вместе с тем, многие исследователи отмечают целесообразность комбинированного или сочетанного применения аутогенной тренировки и гипноза, которые в ряде случаев является весьма эффективным Активная регуляция мышечного тонуса. Теоретическое обоснование этого метода состояло в том, что произвольное расслабление мускулатуры сопровождается снижением нервно-эмоционального напряжения и оказывает седативный эффект. Рациональная психотерапия — это свод общих принципов взаимоотношений фельдшера и больного. Трудно представить фельдшера, который бы в процессе психотерапии не обращался к разуму больного, не разъяснял в той или иной степени сущности и возможных причин болезненного состояния, не указывал пути преодоления болезни. Аутогенная тренировка по своему происхождению, структуре и механизмам действия является синтетическим методом, удачно объединившим в себе положительные стороны ряда психотерапевтических приемов. К психологическим аспектам аутогенной тренировки относят:
Аутогенная тренировка строится в соответствии с этапами ЛФК (Демиденко Т.Д. и соавт., 1979):
|
ТАКТИКА ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ
Основные приемы
Выслушивание - чтобы облегчил клиент душу
, нашел собственное решение своих проблем
Снятие синдрома исключительности (банализация проблемы)- обесценить ситуацию делая ее заурядной
Приземление проблемы- пример: человеку с физическими недостатками нужно объяснить что многие люди тоже ведут сидячий образ жизни.
Конкретизация действий- начинать дело с того, что лежит под руками не рассуждать, а действовать. Разработать план
Доведение до абсурда- сгущая краски довести проблему до масштабов вселенной пока он не станет смеяться. Сравнение с теми, кому еще хуже
Помощь другим- переключить со своей проблемы на заботу о других (при депрессии)
Обесценивание проблемы в масштабах жизни- пример: что такое генерал против величием природы
Поиск положительных моментов или вспоминание прошлого опыта решения аналогичных проблем (для психастеников)
Использование притч, поговорок и пословиц – пример: «что сделано, то сделано»
А чтобы вы сами себе посоветовали, если бы …- чтобы возложить на клиента ответственность
Терапия будущим (надежды)- нынешние трудности временны и не напрасны
Частные приемы
Бред галлюцинации- 1. переубеждать бесполезно,
2. говорить спокойным голосом
Самоубийство- 1. проявлять сочувствие,
2. стать своим, играть на его стороне,
3. найти положительные моменты в сложившейся ситуации (как вам удалось выжить после такого!),
4. попросить его о помощи, чтобы он почувствовал что кому- то нужен,
5. разговор вести на том расстоянии, на котором ему удобно, постепенно сближая дистанцию.
Апатия (она возникает после длительной, напряженной, но безуспешной работы или неудачи. Человек при этом перестает видеть смысл своей деятельности, чувствует усталость. Апатия может перерасти в депрессию)- дать отдохнуть или отвлечь на какую- то деятельность (погулять)
Ступор- 1. подстроить свое дыхание под его ритм,
2. говорить пострадавшему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные) т.е. необходимо любыми средствами вызвать реакции пострадавшего, вывести его из оцепенения.
Двигательное возбуждение- 1.говорить спокойным голосом о чувствах которые он испытывает (ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего)
2. Не спорить, не задавать вопросов
Агрессия- 1. дать возможность выпустить пар (избить подушку),
2. физические нагрузки,
3. не обвинять его самого, а высказываться только по поводу его действий (тебе хочется все разнести, давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации)
4. разрядить обстановку смешными комментариями или действиями,
5. предупредить о наказуемости агрессивных поступков.
Страх- 1. положить руку пострадавшего себе на запястье (я сейчас рядом с тобой),
2. побуждать пострадавшего дышать с собой в одном ритме
Нервная дрожь- 1. прижимать к себе пострадавшего,
2. потрясти пострадавшего 10- 15 секунд,
3. говорить чтобы он взял себя в руки, дать возможность отдохнуть.
4. укрыть чем- то теплым,
Плач- 1. взять пострадавшего за руку,
2. выслушать,
3. повторять отрывки фраз в которых он выражает свои чувства,
4. дать возможность выплакаться, выговориться,
5. не задавать вопросов, не давать советов.
Истерика (театральные позы)-
1. совершить действие, которое может сильно удивить (дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, крикнуть),
2. говорить короткими фразами (умойся, выпей воды),
3. уложить спать
Смертельная болезнь- 1. поощрять мысль об уходе, а не о смерти,
2. побуждать, чтобы пострадавший рассказывал о различных эпизодах своей жизни, задумывался об успехах,
3. исполните его давние желания,
4. составить план незаконченных дел
Смерть близкого- 1. говорить об умершем в прошедшем времени,
2. привлекать к организации похорон,
3. дать побыть одному,
4. физические нагрузки,
5. объяснить, что окончание скорби- это не то же самое, что забыть любимого человека
Насилие связанное с угрозой для жизни (при этом меняется образ мира, действительность представляется наполненной роковыми случайностями)- 1. дать возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию,
2. обратиться к приятным образам из прошлого,
3. сводить разговоры о событии с описания деталей на чувства.
Сексуальное насилие- 1. не обвинять пострадавшего в случившемся,
2. побуждать говорить не столько о конкретных деталях, сколько об эмоциях
Посттравматический синдром- 1. побуждать заниматься делами, которые приятны пострадавшему,
2. создать условия для задушевного разговора,
-
не отталкивать пострадавшего, даже если он отталкивает вас.
Обучение пациента самоуходу
Этапы обучение пациента:
1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.
2. Определение проблем пациента. Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения пациента.
3. Определение целей обучения пациента, планирование его содержания. Перед составлением плана обучения пациента медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):