Файл: Основы выставочного дела.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вторая характеристика — техническая оснащенность этих сооружений. К сожалению, сейчас только 18—20 выставочных центров в стране отвечают требованиям UFI и РСВЯ по технической оснащенности.

Поэтому развитие материально-технической базы ВЯД в стране по значимости практически вышло на первое место среди всех проблем. Сейчас проектируются или уже строятся выставочные комплексы в ряде городов. Рабочая группа специалистов ТПП РФ совместно с администрациями субъектов Федерации и территориальными ТПП разрабатывает предложения по строительству и развитию выставочных центров в наиболее перспективных городах.

4. Рынок выставочно-ярмарочных услуг

Выставочно-ярмарочный бизнес — один из самых динамичен развивающихся институтов рыночной инфраструктуры России. Ярмарки являются одним из самых эффективных механизмов в создании благоприятных условий для развития промышленности и свободного предпринимательства. Находясь на стыке производства и распределения, выставки являются индикатором спроса и предложения, механизмом саморегулирования хозяйственной деятельности.

В настоящее время выставочно-ярмарочная индустрия в мире превращается в важную сферу деятельности, посредством которой реализуется значительная часть валового внутреннего продукта страны, происходит обмен опытом, информацией.

На сегодняшний день ВЯД представляет систему профессиональных информационных, рекламных, технических, хозяйственных, экономических, технологических и управленческих действий многочисленных заинтересованных в этой деятельности юридических и физических лиц, побуждаемых потребностями производства, распределения, обмена или потребления, в основе которых лежит подготовка, проведение и завершение выставок, салонов, технопарков, ярмарок, презентаций и сопутствующих им мероприятий (пресс-конференций, семинаров, симпозиумов, конгрессов, которые предваряют или опережают прямую розничную торговлю и обеспечивают прямую взаимосвязь и развитие воспроизводственных процессов в обществе. В связи с этим можно выделить несколько организационных форм ВЯД, которые выполняют определенные функции, вовлекают различные субъекты ВЯД, а также заполняют определенные ниши на рынке выставочно-ярмарочных услуг (ВЯУ). Следовательно, сфера ВЯД многогранна, поэтому ее изучение должно быть многоаспектным.


Таким образом, выставки являются моделью рынка, на котором спрос встречается с предложением, а поставщики и продавцы — с потребителями товаров и услуг. Поэтому выставочно-ярмарочную деятельность следует рассматривать с точки зрения двух концептуальных позиций — рынок выставочно-ярмарочных услуг как поле деятельности субъектов ВЯД, и выставочно-ярмарочные мероприятия как основной товар на этом поле.

Рынок выставочно-ярмарочных услуг можно определить как совокупность экономических отношений между различными субъектами рынка по поводу реализации выставочных услуг.

Основными субъектами рынка выставочно-ярмарочных услуг являются компания-организатор выставочно-ярмарочных мероприятий (ВЯМ), предприятие-экспонент и посетитель выставочно-ярмарочного мероприятия. Между организатором и экспонентом складываются отношения на основе договора по поводу реализации выставочно-ярмарочного мероприятия (объекта рынка). Организатор в этом случае продавец, экспонент — покупатель, выставочно-ярмарочного мероприятия выступает в качестве товара. Отношения по поводу реализации выставочно-ярмарочного мероприятия (ВЯМ) как товара возникают так же у организатора и посетителя, что выражается в предоставлении посетителю возможности присутствия на выставке за определенную плату. В процессе работы ВЯМ возникают экономические отношения и между посетителем и экспонентом, что проявляется в заключении контрактов, получении посетителем информации о компании, получении компанией информации о посетителе и пр.

Реализация ВЯМ происходит в тесном взаимодействии с инфраструктурой рынка, а именно выставочными комплексами, рекламными и полиграфическими фирмами, компаниями-производителями стендов, гостиничным и развлекательным сектором и логистическими компаниями. Взаимодействие выставочного комплекса и организатора происходит на основе договора аренды площадей и предоставления сопутствующих услуг. Однако комплекс и организатор могут выступать как один элемент рынка, если, например, организатор располагает собственными выставочными площадями или комплекс организует собственные мероприятия. Рекламные и полиграфические фирмы участвуют в реализации ВЯМ в части предоставления рекламных и печатных материалов для продвижения самого ВЯМ (реклама, каталоги); рекламы выставочного центра, предоставлении рекламной и печатной продукции предприятиям-экспонентам для продвижения своей продукции или имиджа компании. Производители стендов обеспечивают комплексы и организаторов выставочным оборудованием, а также предоставляют возможность предприятиям заказать индивидуальные стенды. Что касается гостиничного и развлекательного сектора, то он активно участвует в функционировании ВЯМ

, если экспоненты и посетители приезжают из других городов или стран. Логистические компании также активно работают на выставочные мероприятия в части доставки экспонатов к месту проведения ВЯМ. Обычно организацию доставки экспонатов берет на себя выставочная компания, поэтому экономические взаимоотношения, возникают именно между этими субъектами рынка, однако экспонент может самостоятельно выполнять эту функцию.

Все субъекты выставочного рынка действуют в среде подверженной влиянию регулирующей и координирующей деятельности и государства, ассоциаций, других факторов, таких как экономическая ситуация в мире и стране, чрезвычайных обстоятельств и пр.

Такая система рынка выставочно-ярмарочных услуг может быть в равной степени применима и к отдельному региону, и к стране в целом, и к международному пространству.

Основными элементами рынка ВЯУ являются компании организаторы ВЯМ, выставочные комплексы, элементы инфраструктур; государство и профессиональные ассоциации.

Организатор выставочного мероприятия является одним из основных субъектов рынка ВЯУ. Существует два основных типа выставочных организаторов. Первый вид — компании-профессиональные организаторы выставок. Они организуют выставку, только если товар или отрасль растет. Для них получение прибыли от выставки — основной вопрос. Другой вид организаторов — профессиональные организации. Для них выставка — мероприятие по продвижению товаров, затраты и нее не всегда напрямую влияют на рост прибыли.

Согласно Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности Российской Федерации, всех возможных организаторов ВЯМможно классифицировать следующим образом:

- федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти административных единиц государства;

- специализированные выставочные организации;

- торгово-промышленные палаты;

- ассоциации (межрегиональные, отраслевые);

- прочие организации различных форм собственности, для которых проведение выставочных мероприятий не является основной дельностью.

Российский рынок выставочных услуг сосредоточен сейчас примерно в 100—110 городах и предлагает 2500—3000 выставочных мероприятий разного плана и уровня организации. Кроме того, экспонентам широко предоставляют свои площадки зарубежные выставочно-ярмарочные организации более чем в 220 странах, протекторатах и подопечных территориях. До начала 90-х годов за год в мире устраивалось чуть более 30 тыс. крупных выставочно-ярмарочных форумов. А в начале XXI в. на всех континентах планеты их проводится уже около 50 тыс. Это существенный рост в выставочной активности. Но что особенно важно, за последние 15 лет количество проводимых выставок в странах Европы и Северной Америки практически сравнялось с количеством выставочных мероприятий (примерно по 25 тыс.), ежегодно устраиваемых в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. При этом годовые темпы прироста количества выставочных мероприятий в развитых странах постепенно стабилизируются, а в развивающихся странах продолжают бурно нарастать.


5. Классификация выставочных мероприятий

Из мирового опыта следует, что выставки ярмарки принято классифицировать по пяти основным признакам:

- по географическому составу экспонентов (в зависимости от того, какие страны/регионы они представляют);

- по тематическому (отраслевому) признаку;

- по значимости мероприятия для экономики города/региона/страны;

- по территориальному признаку (на территории какой страны проводится выставочное мероприятие);

- по времени функционирования (в зависимости от продолжительности работы).

Классификация выставок и ярмарок по географическому составу экспонентов:

- всемирные (международные выставки, на которых страны демонстрируют свои достижения в области экономики, науки, техники и культуры) - в частности, к таким выставкам относятся всемирные универсальные выставки "ЭКСПО";

- международные (характеризуются участием в них фирм из разных стран, число иностранных участников должно составлять не менее 10% от общего числа экспонентов, выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам);

- с международным участием (с числом иностранных участников менее 10% от общего числа участников);

- национальные (с участием фирм отдельно взятой страны);

- межрегиональные (демонстрирующие продукцию и услуги производителей из нескольких регионов);

- местные (региональные) - с участием фирм только из того города/региона, где проводится выставка/ярмарка.

Классификация выставок/ярмарок по отраслевому (тематическому) признаку:

В соответствии с отраслевой принадлежностью выставляемых экспонатов выставки/ярмарки подразделяются на:

- универсальные;

- специализированные (многоотраслевые и отраслевые).

Классификация выставок/ярмарок по значимости мероприятия:

- выставки федерального значения (имеющие значение для страны в целом);

- выставки межрегионального значения (имеющие значение для нескольких регионов страны);

- выставки регионального значения (имеющие значение только для одного региона);

- выставки местного значения (имеющие значение для города, области).

Классификация выставок по территориальному признаку (в зависимости от того, на территории какой страны проводится выставочное мероприятие):

- выставки, проводимые внутри страны;

- выставки, проводимые на территории других стран.

Классификация выставок по времени функционирования (в зависимости от продолжительности работы):


- постоянно действующие (0,5-1 год и более);

- временные (0,5-5 месяцев);

- краткосрочные (от 1-5 дней до 0,5 месяца).

За рубежом практически в каждой стране используется своя идентификация и классификация выставочных мероприятий. Самые распространенные — это алфавитные определители тематики выставок. Но, так как каждая страна ведет такой классификатор на своем языке, то и очередность, и последовательность групп и классов сразу нарушаются при переводе на другой язык. Существуют и другие алфавитные, цифровые и алфавитно-цифровые классификации выставок.

Широко распространена Международная классификация ярмарок UFI, которая базируется на основных потребностях человека в конкретных товарах, соответствующем оборудовании и услугах, и имеет одновременно буквенное и цифровое обозначение типа выставки; использует для идентификации универсальных и специализированных выставок всего две латинских буквы А (универсальные и многоотраслевые выставки) и В (специализированные выставки); содержит 15 классов с подклассами, корректируемыми в случае исчезновения некоторых типов выставок или пополняемыми при появлении выставок с новой тематикой.
Лекция 4. Нормативно-правовая база выставочной деятельности

План

1. Законодательная и нормативная база выставочной деятельности

2. Страхование выставок, экспонентов и выставочных грузов

3. Защита интеллектуальной собственности, демонстрируемой на выставках
1. Законодательная и нормативная база выставочной деятельности

В настоящее время специального закона о выставочно-ярмарочной деятельности в России нет. Выставки и ярмарки устраиваются юридическими и физическими лицами и, как вид предпринимательской деятельности, являются объектом хозяйственного права, и поэтому на все, что связано с проведением выставочных мероприятий, распространяются положения о предпринимательской деятельности, изложенные в правовых актах общехозяйственного законодательства. К ним в первую очередь нужно отнести:

Гражданский кодекс Российской Федерации, определяющий разрешенные виды деятельности, формы собственности, типы хозяйственных договоров, ответственность за их нарушение и т.п. (законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О предпринимательской деятельности без образования юридического лица» и т.п.).