Файл: Пропед экз расскажите о задачах, которые решает пропедевтическая стоматология.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 488
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функция дыхания. Затрудненное носовое или ротовое дыхание характеризуется несмыканием губ, изменением положения языка, что влияет на формирование зубных рядов и прикуса.
Функция глотания. Неправильное глотание отрицательно влияет на функцию мышц ротовой и околоротовой областей, на формирование зубочелюстной системы и может быть причиной удлинения срока ортодонтического лечения и рецидивов зубочелюстных деформаций.
Функция речи.Артикуляция языка сокружающими органами и тканями можетбыть неправильной, что заметно в покое и особенно во время речи.
Функция жевания. Отсутствие отдельных или всех зубов либо их неправильное смыкание отрицательно влияет на пищеварение, может быть причиной перегрузки или недогрузки отдельных участков зубных рядов, зубоальвеолярного удлинения, смещения зубов в сторону дефекта или нижней челюсти в различных направлениях.
41.Назовите составные части зубочелюстной системы.
Зубочелюстная система - это сложная функциональная система, в которую объединены:
- зубы, образующие зубные дуги (верхнюю и нижнюю),
- пародонт (периодонт, дёсны, цемент и альвеолярные отростки),
- суставы височно-нижнечелюстные,
- челюстные, носовые, небные и скуловые кости,
- губы, щёки, язык, твёрдое и мягкое нёбо,
- мимическая и жевательная мускулатура,
- три пары слюнных желез,
- слизистая оболочка.
42.Назовите какие органы входят в «полость рта»
Полость рта подразделяется на два отдела: преддверие и собственно полость рта Преддверие рта – это пространство, которое располагается между губами(которые приклеплены к слизистой верхней и нижней челюсти уздечками) и щеками снаружи и зубами и деснами изнутри. Преддверие рта открывается наружу через ротовое отверстие. С щечной стороны, у вторых моляров верхней челюсти, имеется сосочек протока околоушной слюнной железы. Собственно полость рта имеет переднюю, боковые, верхнюю и нижнюю стенки и сообщается с глоткой через зев. Переднюю стенку – образуют зубы. Сообщение передней стенки собственно полости рта с преддверьем рта происходит через ретромолярное отверстие и через межзубные пространства. Верхнюю стенку полости рта образует твердое и мягкое нёбо. Латерально с двух сторон мягкое нёбо имеет по две пары нёбных дужек: нёбноязычную и нёбно-глоточную. Между дужками с каждой стороны образуется ямка, в которой залегает небная миндалина. Нижняя стенка или дно образуется диафрагмой рта (мышцами). В полости рта залегает язык, который при закрытом рте своей верхней поверхностью соприкасается с нёбом. У язычной поверхности центральных резцов нижней челюсти открываются сосочки протока подъязычной и подчелюстной желез
.
43.Назовите какие функции выполняют зубы.
Зубы подразделяются на несколько групп, каждая из которых имеет свою функцию.
Резцы – имеют острый край и отвечают за откусывание пищи.
Клыки – разрывают пищу
Премоляры – ответственны за измельчение пищи
Моляры – нужны для перемалывание пищи.
Если не рассматривать зубы в плане функции механической обработки, то они нужны для эстетики, образования звуков и речи.
44.Дайте определение понятию контактный пункт.
Контактный пункт – это точка, в которой соприкасаются два соседних зуба в своих контактных(апроксимальных) поверхностях. Контактный пункт необходим для поддержания целостности зубного ряда и защищает зубы от расшатывания и смешивания, перераспределяет жевательную нагрузку в процессе жевания и защищает десневые сосочки.
45.Назовите анатомическое и гистологическое строение зуба.
Анатомически в зубе выделяют – коронку, шейку и корень. Коронка выступает над десной – клиническая коронка, анатомическая коронка заканчивается там, где начинается место перехода эмали в цемент.
Гистологически в зубе выделяют – эмаль, дентин, цемент и пульпу
46.Дайте определение понятию «клиническая коронка зуба».
Коронка выступает над десной – клиническая коронка.
47.Дайте определение понятию «анатомическая коронка зуба».
Анатомическая коронка – часть зуба, покрытая эмалью.
48.Перечислите анатомические образования зуба.
коронка зуба – утолщенную часть, выступающую в полость рта;
корень зуба – расположенный внутри лунки (альвеолы) челюсти;
шейку зуба – анатомическое образование, где коронка переходит в корень
В зубе различают:
Коронка зуба
Анатомическая коронка – часть зуба, которая покрыта эмалью. (1)
Клиническая коронка – часть зуба, которая видна во рту и выступает над десной. (2)
Корень зуба - Часть зуба, покрытая цементом. Корень зуба располагается в костной альвеоле челюсти.
Периодонт - Между корнем и компактной пластинкой альвеолы располагается периодонт.
Периодонт выполняет различные функции, главной из которых является опорно-удерживающая.
Шейка зуба - анатомическое образование, являющееся местом перехода коронки в корень зуба, соответствует эмалево-цементной границе.
Полость зуба - Внутри зуба имеется полостьформа которой повторяет внешние контуры зуба и делится на коронковую часть и корневые каналы. В области верхушки корня каналы заканчиваются апикальным (верхушечным) отверстием.
49.Дайте определение понятию зубная дуга.
Зубная дуга – термин, обозначающий условную линию, проведенную по режущему и вестибулярному краю коронок зубов.Зубная дуга на верхней челюсти больше, чем альвеолярная и базальные дуги верхней челюстей. Зубная дуга на нижней челюсти меньше, чем альвеолярная и базальная дуги на нижней челюсти.На верхней челюсти коронки зубов наклонены кнаружи, а корни- внутрь.
50.Дайте определение понятию альвеолярная дуга.
«Альвеолярная дуга –воображаемая линия, проведенная по краю альвеолярного отростка.Альвеолярная дуга на верхней челюсти больше, чем базальная, но меньше, чем зубная дуга.Альвеолярная дуга на нижней челюсти меньше, чем базальная дуга, но шире, чем зубная дуга на нижней челюсти. На верхней челюсти коронки зубов наклонены кнаружи, а корни- внутрь.
51. Дайте определение понятию базальная дуга.
Базальная (апикальная) дуга- проходит по верхушкам корней. Так как на верхней челюсти коронки зубов наклонены кнаружи, а корни- внутрь, зубная дуга верхней челюсти шире базальной, соответственно на нижней челюсти наоборот.
52. Дайте определение понятию анатомическая формула зубов.
Для удобства записи результатов осмотра зубов применяют специальные схемы (зубная формула). Анатомические формулы зубов используют для записи прикуса. Анатомическая формула зубов молочного прикуса 2.1.2, т.е. на одной стороне челюсти, как верхней, так и нижней, имеется 2 резца (центральный и боковой), один клык и 2 моляра. Анатомическая формула постоянного прикуса: 2.1.2.3, т.е. на одной стороне каждой челюсти имеются центральный и боковой резцы, клык, первый и второй премоляры, а также первый, второй и третий моляры.
Существует несколько зубных формул. Клиническая зубная формула: выше горизонтальной линии записывают зубы верхней, а ниже — нижней челюсти, вертикальная линия указывает на принадлежность зубов к правой или левой стороне. Постоянные зубы принято обозначать арабскими цифрами:
Американская зубная формула.
Формула постоянных зубов, предложенная FDI:
53. Дайте определение понятию временный прикус, назовите сроки начала закладки, начало прорезывания зубов.
Прикус (окклюзия)- смыкание зубных рядов при привычном положении нижней челюсти и её статичном положении. Временный прикус представлен 20 молочными зубами, которые отличаются от постоянных зубов размером, формой и цветом. Закладка и образование молочных зубов у человека начинаются на 6—7-й неделе эмбриональной жизни и характеризуются образованием вначале эпителиальной пластинки, а затем эмалевых колпачков. Прорезывание молочных зубов начинается в 6—7-месячном возрасте и заканчивается к 2,5—3 годам. Сроки прорезывания молочных зубов: центральные резцы — 6—8-й месяц; боковые резцы — 8— 12-й месяц; клыки — 16—20-й месяц; первые большие коренные зубы (моляры) — 12— 16-й месяц; вторые большие коренные зубы (моляры) — 20—30-й месяц. Первыми прорезываются зубы на нижней челюсти, затем — на верхней, за исключением первых молочных моляров. Как для молочных, так и для постоянных зубов характерна парность прорезывания, т.е. почти одновременное прорезывание двух центральных резцов, двух боковых и т.д.
Отличительные признаки временного прикуса:
Дистальные поверхности вторых моляров располагаются в одной вертикальной плоскости.
Резцы и клыки верхней челюсти перекрывают резцы и клыки нижней челюсти и плотно контактируют с ними.
Фронтальные зубы не имеют трем.
54. Назовите группы зубов, образующих постоянный прикус и временный прикус.
Среди временных зубов выделяют: резцы – 8; клыки – 4; моляры – 8. (Группа временных резцов – это однокорневые зубы. На каждой челюсти располагается по 4 резца: 2 медиальных (центральных) и 2 латеральных (боковых) соответственно левые и правые. Общим в строении резцов является форма коронки, уплощенная в вестибуло-язычном направлении вблизи режущего края. Корень имеет конусовидную форму. Группа временных клыков – это однокорневые зубы. На каждой челюсти располагается по 2 клыка: правый и левый. Общим в анатомии этих зубов является наличие заостренной со всех поверхностей коронки и самого длинного конусовидного корня. Группа временных моляров. Это зубы с многобугорковой жевательной поверхностью и несколькими корнями. Временные моляры самые крупные зубы временного прикуса. У ребенка 8 моляров: 4 моляра верхней челюсти – первый и второй (правые и левые); и 4 моляра нижней челюсти – первый и второй (правые и левые).
Среди постоянных зубов выделяют: резцы – 8 шт. По 4 зуба, что расположены на передней части челюсти;
клыки – 4 шт. По одному зубу с каждой стороны резцов;
премоляры – 8 шт. По 2 штуки, что расположены за каждым клыком;
моляры – 12 шт. (если зубы мудрости так и не прорезались, то моляров может быть 8 шт.).
55.Дайте определение понятию «сменный прикус».
Сменным прикусом называется прикус, когда на месте молочных зубов начинают появляться постоянные. В сменном прикусе одновременно с прорезавшимися постоянными зубами продолжают функционировать молочные зубы, которые постепенно сменяются соответствующими постоянными. Этот период продолжается от 6—7 до 12— 14 лет. Смена молочных зубов постоянными обычно начинается после того, как прорезались первые большие коренные зубы, не имеющие молочных предшественников. Как правило, в сменном прикусе прорезываются раньше первые моляры, чем резцы.
56. Дайте определение понятиям “пародонт” и “периодонт”.
Пародонт - это комплекс тканей, окружающих зуб и удерживающих его в зубной альвеоле, который включает: десну, периодонт, цемент корня, компактную и губчатую кости альвеолы, имеющие генетическую и функциональную общность.
Периодонт - соединительная ткань, находящихся в щелевидном пространстве между цементом корня зуба и пластинкой альвеолы. Содержит кровеносные, лимфатические сосуды и нервные волокна, богат клетками, коллагеновыми и эластическими волокнами.
57. Дайте определению понятиям анатомический и клинический экватор зуба.
Анатомический экватор – самая выпуклая часть зуба.
Клинический экватор – иначе носит название « межевая линия» (также «линия обзора», « направляющая линия») – делит поверхность зуба на опорную (окклюзионную) зону и ретенционную/удерживающую (гингивальную) зону.
58. Назовите критерии классификации стоматологического инструментария.
По назначению (ручные): инструменты для осмотра полости рта, инструменты для удаления зубных отложений, инструменты для препарирования твердых тканей зубов, инструменты для пломбирования.
Классификацию ротационных инструментов регламентирует международная система стандартов - ISO. Групповую принадлежность определяют по следующим признакам: