Файл: Проблема использования интерактивных средств впроцессе обучения в психологопедагогической литературе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 317

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
;

-образовательные ресурсы Интернета;

-DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

-видео и аудиотехника;

-интерактивные карты и атласы;

-интерактивные конференции и конкурсы;

-материалы для дистанционного обучения;

-научно исследовательские работы и проекты;

-дистанционное обучение.

Использование интерактивных средств обучения на уроках в школе дает возможность:

-повысить у учащихся интерес к предмету;

-подготовить к самостоятельному усвоению материала;

-овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

-интеллектуально развивать учащихся;

-подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;

-расширить виды совместной работы учащихся, обеспечивающей получение детьми коммуникативного опыта;

-повысить многообразие видов и форм организации деятельности учащихся [25].

Уроки с использованием ИС, кроме учебных целей по предметам, имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся; получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять и оценивать большие потоки современной информации, и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей как инструментом образовательной деятельности и общей культуры школьника.

Мобильный класс является идеальной средой для организации индивидуальной, групповой и проектной работы. При наличии на каждом рабочем месте персонального компьютера позволяет организовать работу учащихся по персональным заданиям, которые ребята выполняют в удобном для них темпе. Индивидуальная работа дает возможность младшим школьникам получить своевременную консультацию учителя, а учителю контролировать и своевременно корректировать процесс выполнения задания [33].

Образовательная сфера меняется в соответствии с современными информационными и коммуникационными технологиями.

В процессе обучения ИД используется:

-как обычная доска для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

-как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;

-как интерактивный инструмент - работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

Применение ИС позволяет осуществлять интенсификацию учебного процесса и организовать различные виды деятельности учащихся: информационно-учебную; учебно-игровую; экспериментально-исследовательскую; самостоятельную деятельность.


Эти виды деятельности ориентируются на активное использование ИС учителем и учащимися в качестве инструмента познания и самопознания, на самостоятельное представление и извлечение знаний, совершение «микро открытия» в процессе изучения окружающего мира.

Использование ИС в учебном процессе необходимо не столько для поддержки традиционных форм и методов обучения, сколько для создания вариативных методик, способствующих личностно-ориентированному развитию учащихся. Организация учителем перечисленных видов деятельности с применением ИС требует его специальной профессиональной подготовки в области практического пользования ИС и методического их применения в учебном процессе. Интерактивные средства используются в рамках реализации информационно – коммуникативных технологий (ИКТ).

Остановимся на основных направлениях использования ИКТ в учебном процессе с учетом методической целесообразности и возможностей средств ИКТ:

  1. осуществление целенаправленного поиска информации различных форм в глобальных и локальных сетях, т.е. регистрацию, сбор, накопление, хранение, обработку и передачу;

  2. обработка результатов поисковой деятельности;

  3. осуществление управления реальными объектами (учебными роботами);

  4. организация и проведение компьютерных экспериментов с виртуальными моделями;

  5. осуществление автоматизированного контроля организации учебной деятельности;

  6. разработка педагогических программных средств (ППС) различного назначения;

  7. разработка методических и дидактических материалов;

  8. разработка web-сайтов учебного назначения;

  9. организация интеллектуального досуга учащихся.

В учебном процессе начальной школы все перечисленные направления использования ИС в той либо иной степени имеют место. Наиболее широко используются ИС для разработки методических (разработки уроков, методические рекомендации и т.д.) и дидактических (иллюстративный, занимательный материал, карточки-задания и т.д.) материалов, организации интеллектуальных игр и викторин, разработки ППС различного назначения.

Таким образом, применение интерактивных технологий,интерактивных средств в обучении младших школьников, предполагает использование информационных средств обучения, что принципиально расширяет возможности учителя в выборе и реализации дидактических материалов, организации интеллектуальных игр, творческих заданий и упражнений, связанных с коммуникацией обучающихся.



Мультимедийные интерактивные комплексы существенно превосходят возможности традиционных средств визуализации учебного материала (обычные доски, плакаты, проекторы, фильмоскопы, учебные фильмы), а также позволяют оптимизировать систему контроля знаний, что способствует выполнению одной из главных задач обучения – более полному восприятию, усвоению и запоминанию материала, на ступени начального общего образования – формированию универсальных учебных действий у обучающихся.

1.3 Особенности использования интерактивных средств в

обучении младших школьников




Младший школьный возраст – это период с шести -семи до десяти лет – одиннадцати лет [8; с. 25]. В этот период ребенок меняется физиологически. Особенности развития в этом периоде выделяются следующие - растут мышцы, ребенку хочется активности и подвижности, процессы возбуждения пока еще доминируют над возбуждением, но стремятся к равновесию, совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Особое внимание стоит уделить осанке – она формируется именно в возрасте шесть - семь лет.

Также следует учитывать психолого – возрастные особенности младших школьников, которые состоят в следующем:

1. Внимание в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Они не могут усидеть на месте, необходима частая смена вида деятельности. Основным способом получения информации по-прежнему остается игра – дети отлично запоминают то, что вызывает у них эмоции. Наглядность и яркие, положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал. В этот период формируется отношение ребенка к учению – вера в свои силы, желание учиться и получать знания.

2. Активность и инициативность. Младшие школьники очень активны, инициативны. Но не стоит забывать, что в этом возрасте они очень легко поддаются влиянию окружающей среды. Дети осознают себя личностью, сравнивают себя с другими, начинают выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

3. Психологическая особенность младших школьников - податливость, доверчивость. Немаловажную роль для детей в этом возрасте играет авторитет родителей и учителя, поэтому важно проконтролировать среду, в которой находится ребенок, взаимопонимание очень важно для младших школьников, ведь именно в этот период начинает формироваться его собственная позиция и самооценка.

4. Формирование новых характерологических свойств. У младшего школьника формируются характерологические свойства, новый уровень потребностей, позволяющий ему действовать, руководствуясь своими целями, нравственными требованиями и чувствами, возникает требовательность и избирательность в отношениях со сверстниками, развивается познавательное отношение к миру, дифференцируются способности, формируется внутренняя позиция школьника.


5. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, от мышления зависит развитие остальных психических функций. Для этого возраста характерно непроизвольность, невысокая осознанность поведения, они очень эмоциональны, их познавательная деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер. [2, с. 43]

В связи с тем, что в настоящее время в образовательных учреждениях активно внедряются новые информационные технологии, интерактивные средства, применение их имеет особенности на ступени начального общего образования. Широко применяются в обучении младших школьников электронные интерактивные доски.

Интерактивная доска преобразует урок в интерактивное обучение, то есть специальную форму организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают [12, с.24].

Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивность и сотрудничество в обучении создают благоприятные условия для анализа, обработки информации, поиска решения проблем, работы в сотрудничестве.

Электронная интерактивная доска (ИД) представляет собой огромный сенсорный экран, на котором с помощью маркера (или простого нажатия пальцем) можно вызывать различные функции интерфейса. Это техническое средство обладает целым рядом функций, позволяющих стимулировать мотивационную сферу учащегося и активизировать учебную деятельность.

Перечислим самые важные, на наш взгляд, функции ИД:

– Выделение объектов цветом, использование богатой палитры цветов. Диапазон цветов, доступных на ИД, позволяет учителю выбирать различные цвета, чтобы делать акцент на важных характеристиках объектов.

– Работа с графическими изображениями, видеофайлами, звукозаписями. ИД позволяет делать снимки с экрана при воспроизведении видео для последующей работы с этими файлами изображений (сохранять их, распечатывать, делать аннотации и т. д.).

– Создание разлиновки страницы. Увеличение или уменьшение размера текста и рисунка на слайде.